На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Иван Арсеньев – мученик за веру

Очерк

Московская аристократическая семья Арсеньевых была живым преданием нашего Отечества, одухотворяющего деятельность его стойких корней, подпитывающих силу разума и духовности народа, собственным примером являло образцы благородства и устремлённости высоких чувств. Два столетия – Восемнадцатое и Девятнадцатое – род Арсеньевых честно и правдиво служил на благо России, остаток этой великой государственной миссии пришёлся и на Двадцатое столетие, на яростное время борения кромешников с богомысленными людьми, с законом и установлениями мирной, благополучной жизни. Казалось бы, всё смела на своём пути зачумлённая революционная чернь, но одолела ли она мысли, вечные, служащие ко здравию народа? Похоже, разрушителям внутренних ценностей в человеке придётся уйти с исторической сцены ни с чем в свою кромешную тьму. И света Истины им не затмить, и, стало быть, надежда на вразумление и возрождение нравственного человека не потеряна. Богоданная жизнь развивается согласно замыслу Творца, и будущее определено Свыше, а не в грешной юдоли земной, развращённой страстями.

Об этом много размышляли и убедительно показывали своею жизнью все Арсеньевы, поставлявшие из своего рода Отечеству и государственников, и духоносцев, и воинов. Самым заметным и близким к нашему времени был Василий Сергеевич Арсеньев (1829-1915), человек глубокого ума и честнейшего служения Родине. Такими же были воспитаны в его семье и дети, а их было восемь человек. Расскажем об одном из них, об Иване Васильевиче, видном духовном писателе, подвижнике Православной церкви, умученном в ссылке. Родился Иван Васильевич седьмого марта 1862 года в Москве. Всё воспитание детей было в руках его матери, Наталии Юрьевны, урождённой княжны Долгорукой (1830-1902), она заботливо и мудро поставила дело воспитания детей, прививая им навыки жизни деятельной и благочестивой. О том, как проходило детство Ивана Васильевича, он красочно описал в своих воспоминаниях о жизни в имениях отца и деда. Дополняют эти сведения записки других его родственников. Все Арсеньевы были людьми даровитыми, и воспоминания их отмечены живостью, изящным литературным слогом.

Продуманное домашнее воспитание и обучение с помощью умелых наставников, а, главное, атмосфера христианской доброжелательности и сердечной привязанности друг к другу в семье, благоговение перед родителями, духовная близость между ними – всё это отразилось на Иване Арсеньеве, благовоспитанном и кротком. К тому же мальчик часто и серьёзно болел, что также добавляло ему мечтательности. Покой, молитвенное состояние души, тяга к православному научению, а с возрастом и прилежание к богословскому познанию мира определили жизненный путь юноши. Иван Васильевич Арсеньев твёрдо укрепился в мысли – он станет священнослужителем. Да не просто приходским батюшкой, а учёным богословом, но служить будет в храме. Московская Духовная Академия – вот его выбор. По выходе из этого почтенного заведения он занят разработкой вопросов церковной истории, и как священник одновременно станет законоучителем Московской учительской семинарии и Московского Екатерининского Института. В это время И.В. Арсеньев проявил себя ещё и как духовный писатель: его богословские трактаты публикует влиятельный журнал «Радость Христианина». В нём, в частности, были напечатаны в 1900 году: «Источник и свойства Христианской радости» - глава из «Богословских чтений о современном пессимизме» и «Чудо у Красных врат храма, проповедь Петра и суд над Апостолами в синедрионе». В учёном богословском журнале «Вера и Церковь» И.В. Арсеньев помещает в четвёртой книжке 1904 года статью «Женщина-Христианка», высказывая свои мысли по поводу современных толков об эмансипации женщины. Статья насыщена размышлениями настолько важными и в наше время, что надо было повторить её публикацию на страницах «Русского Воскресения», ведь она поднимает нравственные проблемы семьи – важнейшие в современном обществе. В чём счастье женщины? И может ли она быть счастливой в кругу семейных забот? Протоиерей Иоанн Арсеньев уверен, что путь женщины к полноценной жизни целиком связан с совестью, верой и преображающей силой любви. Для этого потребуется и терпение, и благоразумие, и всепокоряющий женский такт. Сила женщины не внешняя, а внутренняя. «Эта сила влияния, которая хотя и действует, по большей части, тихо и постепенно, тем не менее может произвести весьма многое и иметь великие и важные результаты, - даже часто более значительные, чем результаты открытой и быстро действующей силы». И далее батюшка Иоанн заключает: «Постоянное действие известной силы в состоянии даже камень пробуравить». Роль матери в создании семьи демонстрирует сама жизнь, зиждительная сила материнства, его незаменимые воспитующие начала. Ведь поистине святое дело развивать в детях с малого возраста стремление делать добро, высоко ценить всё доброе, истинное и святое. Истинно-христианское делание – жить во славу Божию и для блага своих ближних. В семейном кругу перед женщиной возникает проблема отношения к мужу. Взаимная любовь, мир и согласие между супругами снимает эту проблему, как таковую, и, напротив, она обостряется лишь там, где нет почитания и должного уважения друг к другу. Ведь в браке муж и жена – плоть едина, единство во всём и будет их идеалом.

В жестокие январские дни 1918 года, в перегруженной страстями Москве, митрофорного протопресвитера Иоанна Васильевича Арсеньева Патриарх Тихон полагает в настоятели Храма Христа Спасителя – оплота надежды верующих и хранителя веры Православной в древней Русской столице. К тому времени Арсеньев уже был известен как крупный богослов, защитивший докторскую степень в 1914 году, а магистром богословия стал восемнадцатью годами ранее. Его знали по трудам из церковной истории и как ведущего деятеля Общества любителей духовного просвещения, основанного княгиней Е.П. Долгорукой, его родной бабкой. Годы служения И.В. Арсеньева в Храме Христа Спасителя 1918-1923 пришлись на невиданный дотоль разгул бесовских сил, руководимых безбожной властью, растлевающей все живые начала бытия и основы нравственности. Прямое вмешательство вражьей, революционной черни во внутрицерковную жизнь, провокации живоцерковников, замутнённых всё теми же верховодами греха, угрозы расправ – живодёрни повсеместны, но ни страх смертный, ни расправы не поколебали, не сломили верных Христовых чад, они до конца выдержали своё святое стояние за Истину. И вдохновлял верующие души великий Пастырь Христов, Патриарх Тихон. С таким Пастырем и выдержали нападение на Веру Православную, состязались в борьбе с осатанелыми служителями преисподней. Живоцерковники, по-народному «живцы», порой казалось, берут засилье скопищем, но наша, Тихоновская церковь, устояла. Тогда враги прибегли к своему излюбленному устрашению – к репрессиям. В 1923 году настоятеля Храма Христа Спасителя, митрофорного протоиерея Иоанна Васильевича Арсеньева арестовали и сослали в Тверь, где он и был умучен в 1930 году, пополнив сонм пострадавших за Христа. Его родной брат, Николай Васильевич 1867 года рождения, тоже священник Храма Христа Спасителя, в том же 1923 году был переведён оттуда в обыкновенную московскую церковь Девяти Мучеников и служил недолгое время там. Москвичам отец Николай известен по службам в былые годы (1909-1914) в храмах Воскресения Словущего и Мирона Исповедника. Его богословские статьи попадаются в старой церковной периодике.

Рассказывая о семье Арсеньевых, нельзя обойти вниманием один весьма примечательный феномен – связь этих талантливых людей с учением вольных каменщиков, по-другому, мартинистов или масонов. Издавна известно, что русские мартинисты, исчисляя духовное родство с Николая Ивановича Новикова, просветителя XVIII века, были людьми глубоко верующими, нравственными, а умозрительное учение о Божием мире и человеке, о премудрости Творца и Его замысле о твари, рассматривают все богословы и философы. Нравственные и этические аспекты учения каменщиков не противоречили принятым нормам. Масоны новиковского поставления плотно вписались в светскую культуру и богословие. Ряд вольных каменщиков и после царского запрета 1822 года не отрёкся от своих клятв, но круг их оставался весьма и весьма узким. Тайно собирались они в мастерские-ложи, и самые мудрые из масонов осваивали и хранили труды своих предшественников, делились высокими мыслями, обменивались мнениями по насущным вопросам. В тесном ряду этих подвижников учения Ордена были и священники! Так, выдающимся теоретистом почитался настоятель церкви Воскресения, что на Покровке, в Барашах, Семён Иванович Соколов (1772-1860), духовник и наставник мартинистов, доверенное лицо Филарета, митрополита Московского. Протопресвитер Василий Иванович Кутневич (1786-1866) – член Св. Синода, одно время преподавал в Московской Духовной Академии и являлся благочинным Кремлёвских церквей, затем был утверждён исполнять обязанности обер-священника Главного штаба, а после стал главным священником Армии и Флота. Следующий выдающийся богослов, масон Фёдор Александрович Голубинский (1797-1854), рукоположенный в 1828 году владыкой Филаретом (Дроздовым) в Священники Московского Вознесенского девичьего монастыря, был профессором истории древней философии Московской Духовной Академии, занимался он ещё изданием «Творений Св. Отцов». Его лекции по философии изданы в Москве в четырёх выпусках (1884). Ф.А. Голубинский – родственник В.И. Кутневича.

Иван Васильевич Арсеньев посвящён Ордену вольных каменщиков родным отцом в 1900 году. Происходило это дома, в глубокой тайне. Его отец, Василий Сергеевич Арсеньев (1829-1915) – последний Великий Розенкрейцер, почётный Опекун Московского Опекунского совета, выдающийся церковный писатель. Ему посвящены отдельные страницы в нашем «Библио-Бюро», там дан и перечень его публикаций. В завершение скажем: не верьте молве профанов, будто бы орденское учение вредило Православию. Истине – ничто повредить не может!

Александр Стрижев, Маргарита Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"