30 июля 1926 года в восемь часов утра недалеко от Киева, между селами Демидов и Глебовна, двум мальчикам-пастухам, Николаю одиннадцати лет и Емельяну четырнадцати лет, было явление Спасителя.
30
июля 1926 года в восемь часов утра недалеко от Киева, между селами Демидов и
Глебовна, двум мальчикам-пастухам, Николаю одиннадцати лет (Николай Максимович
Куприенко) и Емельяну четырнадцати лет (Емельян Иванович Фещенко), было явление
Спасителя. Это были страшные годы жестоких гонений на Христову веру, и Господь
явился, чтобы напомнить обезверившемуся народу спасительные слова евангельской
истины и предупредить о грядущих событиях. Рукописные свидетельства об этом
чудесном событии дошли до наших времен.
В ночь на воскресенье 24 июля 1926 года
Спаситель явился Емельяну во сне и сказал, что вскоре он с другим мальчиком
увидит Христа наяву. При этом Он благословил мальчика обеими руками, и,
обратившись на восток, стал невидим.
30 июля Емельян выгнал скот на пастбище.
Там он встретился с другим пастухом, Николаем. Когда они собрались завтракать,
неожиданно блеснула молния, как перед дождем, но день был ясным и безветренным.
Через несколько мгновений небо на западе сделалось розовым, и появился
большой сияющий крест. Верх его достигал зенита, а внизу он упирался в облако
невысоко над землей. На фоне креста выделялась фигура Господа.
Пастухи словно одеревенели и не могли
сдвинуться с места. Спасителя окружало дивное сияние, которое было ярче солнца
и белее снега. От Него исходила благодатная сила и небесное благоухание. В
левой руке Он держал раскрытое Евангелие, а правую поднял для благословения.
Густые волосы струились по плечам. Спаситель стоял, окруженный радугой, концы
которой спускались по обеим сторонам до облака, поддерживающего крест. Сверху,
над треугольником, были херувимы, а по бокам — два ангела, видимые по грудь, с
орарями на плечах.
Видя испуг детей, Господь успокоил их
ласковыми словами. Он говорил тихо-тихо, но звучно, как бы на всю вселенную.
Когда Господь умолкал, начинали петь ангелы.
Господь говорил, что скоро придет судить
мир, и чтобы каялись все блудники и прелюбодеи, а если покаются — будут
прощены. Грех и беззакония дошли до Небес. Мало осталось времени, но оно самое
трудное. Ни в сем, ни в будущем веке не будет прощения отшедшим от Православия,
зачинщикам церковных расколов и смут. Малым (мирянам) будет прощение, если они
покаются, но и они будут наказаны за то, что отступили от Православной веры,
начали раздирать ризы Божественные и Святую Апостольскую Церковь.
Господь окончил свое повеление и сказал
еще, чтобы на этом месте в память сего явления были поставлены крест и икона в
таком виде, как Он явился им. После этого повернулся на Восток и постепенно
растворился в облаках.
Весть о явлении Спасителя пастушкам и обо
всем сказанном Им быстро распространилась между верующими. Был сделан крест и в
тайне от местных властей освящен в храме. Вынос был назначен на двенадцать
часов ночи. К этому моменту собралось около двухсот человек. Народ шел со
страхом и трепетом, но с большой радостью. Из соседних сел в помощь местному
священнику прибыли еще два иерея. Верующие украсили крест цветами и венками.
Боясь властей, народ и священники решили молиться в тишине, выйдя из храма без
света и пения.
Как только вышли из храма, раздался звон колоколов и ангельское пение
в воздухе: "Кресту
Твоему покланяемся, Владыко…". Приезжие священники стали пенять
местному священнику, почему звонят колокола. Но колокольня была закрыта, на
ней никого не было. Выйдя из села зажгли свечи и фонари. Шли полем и пели
тропарь Кресту. И внезапно перед шествием появился светлый столб с облаком. Он
двигался впереди народа, показывая путь. По выходе из села все увидели на
месте явления Спасителя необыкновенный свет, как бы молнию. Когда подошли
ближе, снег поднялся к облакам, а освященное Господом место сделалось алым. И в
это время с небес вновь раздался звон колоколов. А когда установили крест и
икону, то ангелы снова запели: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое
Воскресение Твое славим…".
Люди, сопровождающие крест, думали, что
никто, кроме них, ничего не слышит, но звон колоколов и ангельское пение
слышали многие, кто был ночью в поле, и многие от страха бежали в село.
После установления креста к месту явления
Спасителя началось паломничество верующих. Каждую субботу приходили туда
монахи из Киево-Печерской Лавры и Флоровского монастыря, чтобы отслужить
молебен. У воздвигнутого креста собирались на панихиды. Дети, жившие неподалеку,
ждали субботы, чтобы собрать, после молебна оставленные паломниками монетки,
яблоки, конфеты. Известный художник Красицкий — внук Шевченко —написал
картину "Пастушок". Он приезжал в Демидов и с натуры писал облик
мальчика-пастушка.
Крест на месте явления Спасителя никто
не смел трогать четыре года. Но в 30-м
году на собрании комсомольской ячейки решили его уничтожить. Вначале никто не
решался сделать это своими руками, потом один вызвался: зацепил его и, погоняя
лошадей, вытащил. Говорят, что его потом постигло несчастье.
Невзирая на безумие, творившееся на
земле, благодать Божия посещала эти места не единожды. Не все демидовцы
поверили тогда в явление Спасителя. И вскоре, словно в укрепление и поддержку
верующим, произошло здесь явление Божией Матери, о чем в наше время поведали
местные жители, живые свидетели явления Пречистой.
В одной из сохранившихся рукописей —
свидетельстве явления Спасителя рассказывается, что Господь повелел поставить
крест и у Вдовьего колодца, который был выкопан в селе Демидов в
послереволюционное время руками вдов во время сильной засухи. Тогда во всей
округе нигде не было ни капли воды, и все ходили ко Вдовьему колодцу, потому
что лишь там, по милости Божьей, сохранялась вода. Явление Божией Матери
произошло, когда служили, как повелел Спаситель, молебен. Появилась Она на
востоке в восемь часов утра. Была Она в голубом одеянии, впереди Нее было
сияющее блюдо, и все, кто там был, это видели, но никому не дано было видеть,
что лежало на блюде. Руки у Божьей Матери были опущены. Люди все были в страхе,
пали на землю и молились Владычице. После этого все, видевшие Богородицу,
переменились в лучшую сторону, но власти строго запретили что-либо
рассказывать об этом.
Но слово Божие неудержимо: мир умолкнет,
а камни возопиют. Как ни опасно это было, православные записали и сохранили
драгоценные свидетельства. А когда уже в наши дни верующие занялись поиском
места явления Спасителя, несколько местных селян, совершенно независимо друг от
друга, указали на одно и то же место. На поле, где было явление Спасителя, со
временем был посажен колхозный сад, который рос красивым и ухоженным. Лишь на
одном из его участков деревья почему-то никак не приживались, — все время
чахли и иссыхали. Место это размером примерно 5 на 10 метров лишь поросло
травой и полевыми цветами, а в центре радиусом метра два росла только
невысокая ярко-зеленая, шелковистая нетронутая травка.
Живы местные жители, до сих пор хранящие
в памяти подробности событий тех времен, и близкие родственники Емельяна и
Николая, которые поведали об их дальнейшей судьбе.
Восьмидесятидвухлетняя жительница села
Глебовка бабушка Дарья рассказала о необычной судьбе своего дяди Емельяна.
Емельян рано остался сиротой. Но, несмотря на жизненные невзгоды и немощи, он
рос очень добрым мальчиком. И Господь не забывал его - кормил и давал работу.
В школу Емельян до 14 лет так и не ходил, ни читать, ни писать не умел.
Зарабатывал на хлеб тем, что нанимался пасти чей-то скот. Всегда сохраняя в
сердце сказанные Господом слова: "Не отрекайтесь от Меня", — он
действительно нес имя Христа всю свою нелегкую жизнь. Большевики старались
запугать его, заставить отречься и подписать лживое свидетельство, отрицающее
явление Спасителя. Но Емельян отказался от иудиного пути, и его осудили на
десять лет. Пока он сидел в Киеве, ему еще передавали какие-то продукты. Потом
о нем и вовсе не было никаких известий. Знали лишь, что он сидит где-то далеко,
за Уралом. А в 1936 году был пересуд, и Емельян получил еще десять лет
заключения.
И
вот чудом пережив все трудности лагерной жизни, спустя годы Емельян вернулся в
родное село. И вернулся не простым мирским человеком, а батюшкой, в сане
священника. В то сумрачное время по тюрьмам сидело немало архипастырей, и
Емельян был рукоположен прямо там, в заключении. Но "нет пророка своем
Отечестве"… — гласит истина. Односельчане не приняли Емельяна как
священнослужителя, а он, сокрушаясь об этом, поведал своей племяннице
Дарье... Известно, что Емельян прожил всю свою жизнь без семьи, так и не был
женат. Служил он потом в Белоруссии, где мечтал построить новый храм, но,
перевозя деньги поездом, в 1983 году был ограблен и убит.
Судьба Николая, второго свидетеля
явления Спасителя, сложилась по-иному. Был он из зажиточной семьи. Совсем
недавно его внуку возвратили родовой дом, который был отобран властями во
времена всеобщего раскулачивания. Известно, что Николай не смог исполнить
повелений Господа. В то суровое время ему было всего одиннадцать лет, и
родители, опасаясь властей, запугав сына, вынудили его все скрывать. И мальчик
никогда потом уже не говорил о явлении Спасителя. Многие люди продолжали его
расспрашивать, а он лишь молчал. Николай был впоследствии женат и имел детей,
но в 1941 году погиб на фронте.
От редакции.
В настоящее время появились добрые люди, желающие отметить
место явления Спасителя около села Демидов. Уже есть проект часовни,
строительство которой планируется начать в ближайшее время. Желающие принять
участие в этом благом деле могут позвонить по телефону (044) 468-02-12,
спросить Василия Ивановича Ищенко.