На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Правило веры  
Версия для печати

Мощи святых – видимые залоги будущего воскресения нашего

На прибытие в Россию нетленных мощей святого апостола и евангелиста Луки

Печальное зрелище представляет род человеческий с тех пор, как прогремело над прародителем нашим грозное оп ределение правды Божией: земля ecu и в землю отыдеши (Быт. 3,19)! Повсюду царство тления, повсюду и во всем владыче ство смерти и разрушения! Посреди мертвенной пустыни, взор христианина с отрадою останавливается на некоторых избранных Божиих, которым, и притом чрез многие века, по неисповедимым судьбам Вышнего, не дано видети общего всем истления (Деян. 2, 27). Что за таинство неведомой жизни совершается в сих сосу дах благодати Божией, обреченных, по-видимому, смерти и тле нию, наравне с прочими собратиями своими по плоти? Ужели это дело природы, всех явлений и изменений которой еще доселе не успел исследовать и определить ум человеческий?

Но хотя некоторые из них действительно остаются еще за гадкой для ума человеческого, однако общие, основные законы природы – все и непреложны и общеизвестны. По силе их, всё получающее бытие на земле, сначала возрастает и достига ет, более или менее успешно, предназначенного ему развития, потом начинает истощаться в силах, слабеет, разрушается и истлевает – все, от зерна горушичного, еже менее всех семен есть земных (Марк. 4, 31), до великолепного кедра Ливанско го, от ничтожного червя, едва заметного взору и пресмыкающегося в персти, до красы и царя творений Божиих на земле – человека. И однако, вопреки сим законам, телеса некоторых избранных Божиих, подвизавшихся в вере и благочестии, будучи умершими, положенными в землю и находясь в утробе ее, иногда целые столетия, не только не истлевают сами, но с ними, весьма часто, ризы, покровы их и даже самые раки ос таются тоже непричастными истления, и притом в то время, когда здесь же истлевает и превращается в прах всё вокруг нас находящееся.

Будем ли изъяснять это чудесное нетление действием при чин естественных, скрытых в самой жизни святых праведников, которые, от продолжительного изнурения плоти истощают в себе всякую влагу – первую и главнейшую причину гниения и разру шения? Но сколько болезней подобным образом иссушают и лю дей грешных, и однако тела их по смерти обращаются в перст! Притом же, нам известно, что весьма многие из нетленно почива ющих праведников, живя в мире, хотя и не жили для него, но и не изнуряли себя чрезмерным постом и воздержанием и вели жизнь обыкновенную, некоторые восхищены из нее внезапно в крепости мужества и сил, весьма многих меч гонителей пожал на заре их жизни во всей девственной красоте нежного возраста, и между тем, тела их, преданные в свое время земле, остались в ней чрез многое время непричастными нетлению.

Нет, не действием естественных причин, не какой-либо игрой природы, но изволением всеблагого Промысла Божия о человеке должно изъяснять подобные явления. И если, при виде смерти и разрушения человеческого естества, созданного Богом в неистле- ние (Прем. Сол. 2, 23), христианский мудрец восклицал: «Что сие еже бысть о нас таинство? Како предахомся тлению, како сопряго- хомся смерти? Воистину Бога повелением!», то тем более при виде нетленных останков праведников – этого очевидного торжества жизни над смертью христианин вправе воскликнуть: воистину Бо га повелением оставляются нетленными телеса угодников Божи- их, как видимые залоги будущего воскресения нашего)

Священное Писание свидетельствует, что Бог воззвал всех тварей к жизни и бытию, что Он смерти не сотвори (Прем. 1, 13), но что единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть не только во имя человеки вниде, но и во всю тварь, повинувшуюся сует неволею в работу истления (Рим. 5, 12; 8, 20). Однако, милосердный Бог, в утешение порабощенного тлением рода человеческого, по временам, видимо и торжественно являл в некоторых избранных Своих, что Он несть Бог мерт вых, но Бог живых (Мф. 22, 32), и что закон смерти и тления не вечен для человека, но должен будет некогда уступить непрелож ности первоначального совета Божия о человеке. Так, Енох и Илия воспарили над бездною тления в горние обители вместе с телами своими; Моисеевы не отемнесть очи, ни истлеста уст-не его (Втор. 34, 7); кости Пророка Елисея, воскресавшего мертвых при жизни своей, сохранили животворящую силу и по смерти, в такой мере, что чрез одно прикосновение к ним ожил мерт вец (4 Цар. 13, 21). Это примеры нетления, конечно, редкие в вет хозаветной Церкви, служили только приготовлением к более полному и заметному торжеству жизни над смертью и нетления над тлением, которое открылось с того времени, как Христос, сокрушив Крестом державу смерти и тления, воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20). С сего времени жизнь, излившаяся из гроба Христова, обнаружив духовную природу человека, сообщила в обилии живоносную силу и его те лесной природе. В самый час смерти Богочеловека, многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроба по воскресении Его, внидоша во святый град и явишася мнозем (Мф. 27, 52). Эти первенцы воскресения, нетлением воскресших тел своих послу жили уже видимым залогом того, яко проторжеся вода бессмер тия и нетления в пустыни (Исайи 35, 6). Впоследствии, сила нетления начала являться в Церкви Христовой в таком обилии, что в сем необыкновенном явлении нельзя было не узнать перст Всемогущего.

Для чего же Премудрость Божия творит сие непрерывное чу до в Церкви Христовой? Конечно, для той главной цели, чтоб нетленные останки Праведников Божиих служили: для верных видимым залогом будущего воскресения всех, а для слабых - опорою веры их в минуты колебания ее. Точно также в окружаю щей нас природе мы видим, что хотя бури и хлад зимы лишают зелени и прекращают жизнь большей части растений, однако, некоторые из них, сохраняя и под хладными снегами свою зе лень, служат залогом обновления и прочих с наступлением вес ны. По временам Господь видимо являл человекам сей совет Свой о нетленно почивающих праведниках, пробуждая их на мгнове ние от смертного сна и самым восстанием их свидетельствуя о ис тине будущего всеобщего воскресения. Так во время волнений, происшедших в Церкви от суемудрия некоторых, отвергавших воскресение мертвых, Господь воздвиг почти от двухвекового смертного сна нетленно почивавших в Ефесе семь святых отро ков (память их 4 августа), которые, по словам Церкви, "умерше, кроме тления пребыша и все погребше лютых неверие, восташа яко от сна во уверение воскресения всех человеков". Подобное чудо Господь явил и во святой обители Печерской, в самый день живоносного Христова воскресения, когда на глас священнослу жителя: Христос воскресе, собор многих святых, целые веки нетленно почивающих в пещерах, отозвался радостным воскли цанием: Воистину воскресе!

Итак, притекай, христианин, к ракам нетленно почиваю щих праведников Божиих не только как к молитвенным заступ никам твоим пред Богом, но и как к видимым залогам будущего воскресения твоего! И что может смущать или колебать веру твою в сию утешительную истину? Разрушение ли телесного тво его состава? Но ведь св. мощи праведников, нетленно почиваю щие, предлежат пред очами твоими в показание того, что область имущаго державу смерти (Евр. 2, 14), уже сильно потрясена Крестом и воскресением Сына Божия, что не только над душами, но и над тленными телами нашими, если Господу угодно, он не имеет уже прежней власти! Смущает ли тебя то, как может стихийное тело твое, истлевающее в прах, часто ветром развевае мый, опять соединиться в своих частях и счиниться в один совер шенный состав? Но телеса праведников, которые, по общему за кону долженствовали сгнить, а между тем остаются неповреж денными чрез целые века, очевидно убеждают тебя, что для все могущества Божия равно возможно, как сохранить тленное от нетления, так и истлевшее опять воззвать к жизни и нетлению! Посему, с верою и упованием лобызай св. мощи угодников Божи их, как видимые залоги освобождения твоего и всей твари из ра боты смерти и тления! Приноси чаще перст твой семо, осязай эти бренные тела, благодатию и проразумлением Божиим соблю даемые в нетлении, и – не буди неверен, но верен (Иоан. 20, 27)! (Из Воскр. Чт. 1851 г.).

Благословение Обители Св. Пантелеймона

Афонский листок №270


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"