На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Правило веры  
Версия для печати

Послание на латину

Никифора, митрополита Киевского, к князю Владимиру, сыну Всеволода, сына Ярослава

Ты спрашивал, благородный князь, как были отторжены латиняне от святой соборной и правоверной церкви. И вот, как и обещал твоему величеству, я поведаю эти причины. Поскольку великий Константин, от Христа принявший царство и христианство, превратил Римское царство древнего Рима в Константинград, то было 7 святых вселенских соборов. И на семь соборов папы древнего Рима и те, кто были в их свите, либо сами прибывали, либо своих епископов туда присылали. И единство, и единение имели святые церкви, говоря (проповедуя) и думая одно и то же. Потом же овладели древним Римом немцы и обладали землей тою. И по прошествии малого времени старые и правоверные мужи, которые хранили и придерживались законов Христовых и святых апостолов и святых отцов, скончались.

После их смерти через малое время, не поддержав тех, впали не утвержденные в вере люди в немецкую ересь и в различные многочисленные грехи, и отказались от божественного закона, и по причине тех грехов впали в явное иудейство. И не захотев по многим советам иных церквей оставить творимое ими зло, отвергнуты были от нас.

Евангелие же их, как хорошее и достойное поклонения, почитается в великой церкви. Оно читается для обличения их и на их осуждение, потому что они не живут, как оно велит.

Грехи же их суть следующие. Первое, то, что во время службы используют и едят пресный хлеб (опресноки), что свойственно иудеям («по-жидовски»). Ибо Христос не назначил нам того, а совершал таинство евхаристии, которое передал святым апостолам, не пресным хлебом, но настоящим и кислым.

Второе же, [они] едят мясо удавленнных животных. Этого не делают и иудеи, ибо это запрещает Моисеев закон, и евангельский, и святыми апостолами это явно возбраняется в правилах их.

Третье же, брить бороды свои и головы бритвою. Это запрещено и Моисеевым законом, и евангельским.

Четвертое же — поститься в субботы и соблюдать их. Так же и у иудеев (тоже «по-жидовски»), что Христос как зло разрушил, а святые апостолы и святые отцы осудили, написав так: «Если какой-то христианин кроме единой великой субботы постится, да будет проклят».

Пятое же — есть нечистое и мясо отреченных животных.

Шестое же — есть их монахам свиное сало, которое у шкуры. Велят же им епископы их есть иное мясо монахам. А то, что им епископы разрешают [есть], то запрещено [по нашему закону]...

Седьмое же, в первую неделю поста не едят мяса и масла, а потом, далее постясь, в субботу и в воскресенье [разрешают] есть яйца, творог (сыр) и молоко.

Восьмое же, в святом правиле [в Символе веры], то есть в [месте] «Верую во единого Бога» сделали вредное дополнение, плохо и скверно соображая. Святые же отцы написали так: «И в Духа Святого, (Господа истинного), Животворящего, от Отца исходящего», а они добавили: «от Отца и от Сына», что является великим зловерием и приводит к иудейству и [ведет] в Савлову ересь. Ибо, добавив это, они отступают от веры святых отцов первого собора и второго и от того слова Христова, которое говорил Он своим ученикам о приходе Святого Духа, как свидетельствует евангелист, говоря так: «Когда придет Утешитель, Дух истинный, который исходит от Отца, то научит вас». Раз Христос не сказал «который и от Сына», то как те добавили? Ведь это зловерие и ересь большая.

Девятое, в святой литургии [у них принято] говорить «Един свят, един Господь во славу Бога Отца со Святым Духом», этого же мы не переняли (унаследовали) ни у святых отцов, ни у святых апостолов, но мы говорим так: «Един свят, един Господь Иисус Христос. Во славу Бога Отца, аминь». Те же сделали новое добавление «Со святым Духом».

Десятое, то, что запрещается жениться попам. Они не хотят ставить женатых священников и причащаться от них. А об этом первый святой собор повелел: ставить поддьяконов, и дьяконов и священников, сочетавшихся законным браком с девственницами, а не вдовицами или отпущенными. И апостол Павел громко восклицает: «Честен брак и ложе неоскверненное». Если же Христос благословил и апостол его [брак] так почитал, и святые отцы переняли от них это, то те же его явно не принимают, и, значит, они противятся правой вере.

Одиннадцатое — это то, что мужу брать за себя двух сестер. Взяв первую, по смерти ее он берет в жены сестру ее.

Двенадцатое — это то, что на святой литургии во время причастия один из служащих, съев пресный хлеб, целует прочих. Этого же Христос не передавал нам и не говорил: «Прими, и ешь, и целуй прочих», но сказал: «Примите и ешьте».

Тринадцатое — о том, чтобы носить перстень на руке епископу, как знак того, что он обручен с церковью как с женой. Этого не сообщали ни Христос, ни апостолы, любящие простоту и смирение во всем.

[Четырнадцатое] о том, чтобы на войну ходить епископам и священникам и свои руки кровью осквернять, этого Христос не велел.

Пятнадцатое — это то, что во время святого крещения крестить в одно погружение и говорить: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа — это неправильно, подобно иудейскому крещению или арианскому. Не крестя в три погружения и [при этом] называя три имени, они не считают Отца единочестным, единославным и единосущным с Сыном и Святым Духом, но [говорят о нем] как еретик Савелий - единосоставно, [называя] три имени в одном (триименито). Он же говорил: «Един Отец есть», подразумевается же Отец и Сын и Святой Дух. Правая же вера проповедует и исповедует три ипостаси — совершенный, присносущный, единославный и равный по престолу в едином Божестве неразделимо поклоняемый [Бог].

Шестнадцатое — это то, что сыпать крещаемым во уста соль.

Семнадцатое — это изменять слово святого Павла, говорящего так: «Малая закваска все тесто (весь замес) квасит». А они так говорят, что «малая закваска все тесто портит». Подумай только, князь мой, как они лгут об этой вещи! Закваска ведь тесто, то есть муку и воду увеличивает [в объеме], и заквашивает, и делает [тесто] большим, а не портит, то есть губит. Стыдятся они, так как причащаются пресным хлебом, поэтому и изменили слово апостольское и вместо «заквашивает» написали «портит».

Восемнадцатое — нежелание поклоняться мощам святых. Иные же из них и святых икон [не почитают]. Это ересь так называемого Гноя [Константина Копронима] и тех проклятых, что сжигали иконы.

Девятнадцатое — это то, что они не принимают святых и великих отцов наших и учителей и архиереев как святых. Имею в виду Василия Великого, и Григория Богослова, и Златоуста. И [также] учения их не принимают из-за высоты [его] и тяжелого и трудного жития (жизненного пути) их добродетельного.

Двадцатое — это то, что не отделяют святого от скверного и не чтят больше святого алтаря, как это мы восприняли от святых отцов и научились у них. А притвор в церкви и преддверие (место перед входом) в церковь мы считаем рангом ниже, в них приказываем стоять мирянам (простым, незнатным людям) и женщинам. Внутри же церкви ставим образованных людей (книжников), а в верхней части — лучших (знатных) и образованнейших. В святом же алтаре во время святой литургии [после чтения] Евангелия, [у них] входят женщины в алтарь и целуют Евангелие и священников, [притом] не только честные и праведные женщины, но и бедные рабыни. По этим и многим другим причинам мы отвергаем [все] это от святой церкви.

Прочитай же, князь мой, это не единожды и не дважды, но много раз, и ты сам, и сыновья твои. Подобает князьям, как избранным Богом и призванным Им на правую веру Его, хорошо понимать слова Христовы и твердую церковную основу. Дано тебе будет основание, которым является святая церковь, для просвещения и в качестве наставления вверенным тебе на попечение людям от Бога. Един ведь Бог царствует над небесными [силами]. Вам же [князьям] дано с его помощью царствовать над земными, над нижним (дольним) этим из рода в род. И поскольку вы избраны Богом и возлюблены Им и возлюбили Его, то поймите слова Его и проверьте их, чтобы после посмертного суда и гибели этого мира [могли] царствовать с Ним на небесах, как мы веруем и надеемся молитвами святой Богородицы и всех святых. Аминь.

Перевод на современный русский язык Г. С. Баранковой. Перевод сделан по рукописи Российской Государственной библиотеки, собр. Овчинникова, N 127, XVI в. (лл. 300-304)


 
Ссылки по теме:
 

  • Послание на начало поста Никифора, митрополита Киевского, к князю Владимиру, сыну Всеволода, сына Ярослава
  • Раздел "Богословие, творения Св.Отцов" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"