Казалось, никогда не закончится холод, но вот мы уже привыкаем к теплу, и об ушедшей зиме напоминают лишь неопрятные бугорки посеревшего снега во дворах. Скоро, скоро весна души нашей! «Душе моя, восстани, что спиши?» Неужто мы во вторую половину поста перешагнули и вновь на этой неделе услышим слова покаянного канона?.. В четверг пятой седмицы Великогопоста совершается память Марии Египетской. Накануне, в среду – «Мариино стояние», когда читается канон Св. Андрея Критского – тот, который мы слушали на первой седмице поста. Преподобная Мария Египетская жила в VI в. и была прежде великой грешницей. Пожелав однажды войти в храм, она была отброшена от его врат неведомой ей силой. Трижды пыталась она отворить врата, и трижды не могла этого сделать. Испугавшись, обратилась она с молитвой за помощью к Матери Божией, и только после этого смогла переступить порог храма. Выйдя из храма, она уже не вернулась к прежней своей блудной жизни, а отправилась в пустыню, где в молитвах и посте прожила 47 лет.
Блуд, говорит нам Священное Писание, заключается не только в телесном грехе. Многие заблуждения человека происходят из его забот о видимом, материальном мире. Он распыляется в своих стремлениях и желаниях, а затем наступают тоска и отчаяние. По словам митрополита Антония Сурожского, «часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув… в эти мгновения мы думаем: «Неужто мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото… Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением… Нам тоже надо учиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему». И помнить о том, что Господь услышит всех, даже и самых закоренелых, но раскаявшихся грешников, которые только на милость Божию и могут надеяться. Сила Божия в немощи совершается.
В субботу пятой седмицы совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Во время службы читается торжественный акафист (хвалебная песнь) Богородице. Как Мария Египетская, стоя на пороге храма, обратилась с мольбой к Богородице, обращаемся мы в наших бедах и горестях за помощью к Божией Матери: «от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто, Неневестная».
Шестая седмица поста заканчивается субботой, в которую вспоминается воскрешение Иисусом Христом умершего Лазаря – Лазарева суббота. Праведный Лазарь был братом Марфы и Марии и другом Иисуса Христа. Иисуса во время болезни Лазаря не было в Иудее, и когда Он возвратился с учениками, то Лазаря уже четыре дня как похоронили. Мария сидела в горести, а Марфа устремилась к Иисусу со словами: «Господи! …чего ты не попросишь у Бога, даст Тебе Бог». – «Я есть воскресение и жизнь, – отвечал ей Христос. Верующий в меня, если и умрет, то оживет». И обратился к лежащему во гробе Лазарю: «Лазарь! Иди вон». И обвитый погребальными пеленами Лазарь, четыре дня пролежавший во гробе и уже, по словам сестры, смердящий, воскрес. В образе воскресшего Лазаря мы видим не только прообраз будущего Воскресения Христова, но и надежду на воскрешение и жизнь вечную для всех нас. Надежда на воскресение соединяет два праздника – Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим или Неделю Ваий, Цветоносное воскресение. На Руси первыми весной распускаются вербы, поэтому праздник называют еще Вербное воскресение. В этом празднике соединены и радостное начало надежды, прославление Христа – «Тебе победителю смерти вопием: осанна…» и печаль, ибо въездом Господа в Иерусалим начинаются Его страдания и муки.
Воспоминанию о последних земных днях Господа, претерпеваемых Им страданиях, Его крестной смерти и погребению посвящена последняя неделя перед Пасхою – Страстная седмица. В Великий Четверг вспоминается омовение Христом ног ученикам, Тайная вечеря, моление Христа в Гефсиманском саду и предательство Его Иудою. На последней трапезе с учениками Господь дал им пример истинного смирения и установил Таинство Причащения – Евхаристию. Благословив и преломив хлеб на части, Господь подал его ученикам со словами: « Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Возблагодарив Бога Отца, Он подал ученикам чашу с виноградным вином: «Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов». Таинство причащения Господь установил творить в воспоминание о Нем. На вечерней службе в тот же день читаются отрывки из Евангелия, в которых рассказывается о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. А все стоящие в храме держат в руках зажженные свечи, чтобы потом унести их домой непотушенными. Постараемся и мы вместе с «четверговой» свечой унести в своем сердце скорбь о Сыне Божием, принявшим добровольно за всех нас смерть на кресте.
Наталья Петрова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"