На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Правило веры  
Версия для печати

Сербский Чудотворец в России

Перевод Алексея Чароты

Евфросин Псковский, Иоанн Богослов, Савва арх.Сербский и Савва Крыпецкий. Икона XVII века. Псков (www.days.ru)Следы сербской духовности на землях Руси (а они есть, достаточно упомянуть собрание рукописей Румянцевского музея) ни в одном случае не проявляются так, как в личности святого Саввы. Культ нашего святителя, принадлежащий всеправославной богословесной симфонии, не только занимает достойное место в русской традиции воцерковления. Как чудотворец он является источником особого света в сознании молитвенников Руси.

Собственно говоря, культ этого сербского святого как чудотворца существует на Руси уже полных четыре века; вообще же церковное Предание чтит святого Савву, которого неизвестный милешевский монах называет "отцом отцов, источником милостивым и престолом чувств" (в "Службе успения святителя Саввы"), в связи с чудотворным исцелением монаха Неофита над пустым гробом святителя в Тырново еще в 1237 году.

Важно отметить, что святой Савва (Растко Нема-нич, 1169 — 1236), сербский принц и афонский подвижник, упокоившийся в Тырново ( мощи святого из Тырново в монастырь Милешево перенес король Владислав 6/19 мая 1237 года), сразу после того, как оставил мир искушений, возвысился до культа, который объединил православных славян и греков. Именно потому иконы св. Саввы писались на пространстве от Афона (монастырь Ватопед) и Греции (в церкви св. Димитрия села Палатиция возле Верии, в 1570 году), включая Болгарию и Румынию (в Молдавии — с XV века) — до славянской и православной Руси.

И, тем не менее, исследователи жизни и деятельности первого сербского архипастыря, равноапостольного святителя, не обобщили своих результатов. В первую очередь это касается сербских и русских представителей науки, которые к освещению следов взаимосвязей и межправославной соборности отнеслись с моральной ленью, особенно проявлявшейся в минувшие пятьдесят, а точнее семьдесят лет вульгарного атеизма. Свидетельства сербск-русской теодицеи заслуживают изучения тем более, что в России сербский равноапостольный святитель — прославляемый также в Греции, Болгарии и Румынии — упоминается Тверским типиконом еще в 1438 году.

Определенной информацией о том, как сербский святой представлен в церковном искусстве Руси, мы владеем, а вот о литургическом значении святого Саввы для русского Православия до последнего времени практически ничего не было известно... Сейчас, наконец-то, мы имеем возможность опубликовать выявленные, хотя и не проверенные еще в должной мере свидетельства о восприятии нашего святого частью русского молитвенного круга. Где-то на середине пути к Туле или Козельску (где находятся святыни Оптиной пустыни XIV века), примерно в 130 километрах от Москвы, в селе Игумново Серпуховского уезда Московской губернии возведена в 1810 году церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра — родных братьев-каменотесов, которые пострадали за веру христианскую в Липляне на Косово во II веке. Эта небольшая каменная церковь, крытая жестью, с колокольней, построенная на месте более древней святыни, обновлялась и освящалась в 1823 году.

Из сохранившихся документов особую ценность имеет "Отчет священника" за 1831 год, ибо он свидетельствуют о том, что уже тогда в храме было два царских престола (алтаря):

"один посвящен святым братьям, мученикам Флору и Лавру, а второй пристроен во славу святителя и чудотворца Саввы Сербского". Поскольку богослужение может совершаться только за одним алтарем, то естественно, что в определенные дни служили за одним, а в другие — за другим алтарем. Возможно, служба Божия за алтарем во имя святого Саввы Сербского, чудотворца, совершалась только в день прославления сербского святителя (14/27 января). Хотя вообще в русских храмах два и три алтаря — не редкость, примечательно, что попеременно служили за двумя алтарями в XIX веке именно в церквушке села Игумново. Последующее изыскания должны установить конкретно периоды, когда — в сознании русских молитвенников — церковь села Игумново существовала п р е и м ущественно как церковь святителя и чудотворца Саввы Сербского.

Из уже упомянутого "Отчета священника" за 1831 год мы узнаем, что клир Игумновского храма издавна составляли священник, диакон и псаломщик, что содержался он на пожертвования и скромные доходы от земли ( церковного двора и усадьбы священника). По причине тяжелых условий жизни в 1832 году служители церкви села Игумнова просили у Серпуховской государственной кассы помощи размером 300 рублей в год.

 

В Игумновской церкви богослужения совершались регулярно вплоть до 1937 года. Первым священником, стараниями которого в храме началась непрерывная литургическая жизнь (о чем свидетельствует сохраненная и достоверная церковная документация), был Кузьма Григорьевич, чинодействовавший с 1815 по 1844 год. В период с 1838 по 1930 год в селении Игумново подвизались восемь священников, среди которых Андрей Смирнов, награжденный в 1898 году за 50-летнее ревностное служение вере золотым орденом св.Анны.

Закрыт Игумновский храм был в 1937 году, когда служил там священник Гаврилов, который с тех пор и до своей смерти в 1954 году усердно совершал богослужения в своем доме, а также в домах своих прихожан, и на протяжении всего этого периода совершал святые обряды (требы).

Тот факт, что богослужения за алтарем, посвященным святому Савве, совершались, пусть с известными перерывами, почти два века, убедительно свидетельствует о почитании сербского святого в России, а также подтверждает преемственность святопримера и святоспасения. В свою очередь это дает нам право считать, что на самом деле культ святого Саввы Сербского, чудотворца, в русском молитвенном архипелаге прочно установлен еще четыре века назад, — то есть имеются вовсе не двусмысленные факты, определенно указывающие на путь становления сербского святого, его влияние, равно как и на важнейшие факты почитания ктитора Хиландара, афонского подвижника. Культовому отношению русских к сербскому святому во многом способствовали его труды ("Кормчая" в православной Руси переписывалась уже в XIII веке и, по мнению С.В. Троицкого, составляла основу церковного и гражданского законодательства вплоть до конца XIX века), а также молитвенная жизнь как образец монашеской жизни (иконы с ликом св. Саввы, согласно Доментиану, появляются еще при его жизни, хотя первые фрески не сохранились) и родственные связи с принявшим христианство русским народом (Анна Глинская (Якшич), выданная замуж в Великое княжество Литовское и управлявшая Россией в 1546 году, по материнской линии бабушка великого русского самодержца Ивана IV Грозного, происходила из рода известных сербских дворян Якшичей). На почитание святителя Саввы не в меньшей степени влияла также исключительная привязанность к Руси сербских беженцев, которые уже с конца XIV века искали в ней убежища от турецкого варварства.

Священное почитание святого Саввы в России, несомненно, утвердилось в XIV веке благодаря решительному влиянию списка жития святого, составленного Феодосием (дар старца Исаии князю Василию III в 1517 году), хотя русские месяцесловы упоминают о нем еще в XIV веке. Поэтому ничуть не удивителен и тот факт, что житие сербского святого оказалось и в своеобразной богословской энциклопедии — "Летописном лицевом своде", который охватывает исторический период от "Книги Бытия" до русских летописей XVI века. Это и является причиной того, что сербские монахи, особенно хиландарцы, просили своего защитника, царя Ивана IV Грозного (который от себя и семьи своей в 1556 году подарил Хиландару катапе-тасму — драгоценную занавесь на царские врата, сохраненную до наших дней), чтобы разрешил им построить в Москве церковь, посвященную "святым чудотворцам сербским Симеону и Савве".

При учете молитвенного примера сербских царя и принца, которые жизнь властителя променяли на монашеский подвиг, исследователям богословесной истории православного, подлинного, христианства, равно как и историкам искусства, обеспечен ясный ответ на вопрос, почему Иван Грозный решил в росписи пятикупольного Архангельского собора, храма-усыпальницы русских царей (построен по указу великого князя Василия III в начале XVI века, но расписан во времена Ивана Грозного, во второй половине того же века), поместить изображения сербских святых: князя Лазаря, святого Саввы Сербского и святого Симеона (Стефана Немани). Надпись над ликами афонских "тиховате-лей", Саввы и Симеона, подчеркивает особую святость; поскольку мощи их творят чудеса, они именуются "сербскими чудотворцами". В алтарной части Архангельского собора "Святой Савва Сербский" изображен также отдельно, в полный рост, причем, как отмечает С.Петкович, "в белом саккосе с зеленым растительным орнаментом".

Культовое отношение русского православного народа к святому Савве находит свое особенное подтверждение в том, что сербский святой изображался рядом с преподобными и святыми Руси, — как, например, на иконах в нынешнем Псковском музее, в Новгородском музее или в Третьяковской галерее в Москве. Понятно, что такое отношение православная Русь не изменила и после смерти Ивана Грозного, который в своей библиотеке имел житие св. Саввы и который, по мнению Е.С.Сизова, оказывал решающее влияние на выбор иконографических композиций и ликов для росписи Архангельского собора; поэтому святой "Савва Сербский" оказывается и в списке чудотворцев пособия для живописцев XVII века (из библиотеки Строгановых).

Думается, что Сербская Православная Церковь, не восстановившая своего подворья на территории Московской патриархии, во дни величайших для православного мира искушений тем более должна была поднести в качестве ответного дара с благословения Патриарха храму села Игумнова Серпуховского уезда икону первого сербского архиепископа,равноапостольного святителя Саввы. Она должна была это сделать уже потому и прежде всего потому, что наша духовная сущность ставит преграды цивилизации банальности и варварства, которая имеет тенденцию все превращать в прах, в ничто.

Предраг Р. Драгич Киюк


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"