На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Правило веры  
Версия для печати

Апология Чернобыля

Мистический город «Ч»

Здесь говорят «чернобыльчане», но не «чернобыльцы»…

В Чернобыле на пророка Илию храмовый праздник. 2 Августа 2006 г. в город, который стал зримым символом конца света, иллюстрацией к Апокалипсису, прибыли гости из Киева,   близлежащих городков и сёл, приехали его бывшие жители, ныне разбросанные по городам и весям, приехали и паломники из Черкасс…

Кто не бывал прежде в Чернобыле, того поражает дивной красоты, изысканной архитектуры Ильинский храм. Его настоятель о. Николай (Якушин) поведал, что в трагическую ночь 26 апреля 1986 года рыбаки на Припяти огненный столб сначала увидели над АЭС, а потом (это километрах в 15) – над Ильинским храмом. «Нашим слабым человеческим умом, – сказал отец Николай в проповеди, – пока нельзя понять смысла происшедшего. Со временем, конечно, Господь вразумит нас. Но и сейчас мы понимаем, что промысел Божий всегда витал над Чернобылем. Понимаем, что в апреле 1986-го пророк Илья изгнал отсюда людей...» Далее священник сказал, что на этот храмовый праздник специально никого не приглашали, что в обычные дни на литургию приходят 2-3 человека, много – десять, а сегодня людей – полный храм. «Пророк Илия собрал всех нас здесь сегодня».

О возрождении духовной жизни в Чернобыле говорит многое. Это и отреставрированная Ильинская церковь, и новая звонница, и начавшееся строительство Никольской церкви и часовни Чернобыльский Спас. Для кого это, если город пуст, для чего, если в течение года службы посещают 2-3 человека? «Нам этого знать не дано, – говорит о. Николай. – Но знаем, мы так чувствуем, что так должно быть».

Возрождение храма началось в 2003 г. по благословению блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Прежде храм стоял заброшенным в течение 17 лет. При проведении работ была сломана деревянная пристройка, которой при первоначальном строительстве нее было, и людям открылся изумительной красоты фронтон храма – с витыми колоннами, с иконами пророков Илии и Иеремии… Вспомнился Библейский Плач Иеремии: «Как одиноко стоит город, некогда многолюдный!» И далее: «Горько плачет он ночью…» Это, конечно, о другом городе. Но открытие этой иконы впечатляет. Там же, под разобранной пристройкой, при проведении земляных работ, был обнаружен большой металлический бюст императора Александра II .

Строительство чудного храма велось в царствование Александра II Николаевича и, возможно, при его содействии. Храм построен в 1878 году.

По данным 1884 г. в Чернобыле проживало 3098 русских (малороссов и великороссов), среди них заметную часть составляли старообрядцы, имевшие свой монастырь; поляков было 154; евреев, по сообщению раввинов, – 6559. При этом лучшие пахотные земли принадлежали польскому помещику. Исторические хроники доносят, что владелец имения, католик по вероисповеданию Ходкевич, в 1840 г. отдал питейный бизнес в Чернобыле евреям (за 12.600 руб. серебром в год). Для понимания значительности суммы скажем, что оплата мужской работа составляла 25-30 копеек в день. В 1850 г. в городке имелось уже 50 питейных заведений. Одним из центров хасидизма Чернобыль стал в 18 века (в 1798 г. здесь умер цадик Менахем Наум Чернобыльский). Считается, что в Чернобыле похоронены два цадика, их могилы сейчас укрыты в специально сооружённых кирпичных постройках. В 60-е годы XIX в. в   Чернобыле было 5 синагог.

Любопытные записки о Чернобыле 1884 года оставил «Отставной военный Л.» (цитирую по книге Николая Черниговца «Чорнобиль – м i сто без майбутнього?», Белая Церковь, 2003). «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога   и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других… Антисемитских движений за всю историю Чернобыля не обнаруживалось…»

В первой трети XIX   в   Чернобыле было три православных церкви. В 1849 г. две их них – Николаевская и Богородицкая сгорели. Уцелевшая, старая деревянная,   Ильинская была построена в 1779 г., но и она сгорела в 1873 году. Какое-то время приходская школа   функционировала в квартире дьяка Ильнской церкви (эту школу, кроме православных, посещали дети из семей католиков и старообрядцев). Таким образом, строительство большого и красивого православного храма являлось в Чернобыле делом государственным. В 1878 году Ильинская церковь была освещена и стала владеть 52 десятинами земли. Мы знаем, что в те годы покушения на императора следовали одно за другим. Ныне бюст Царя-Освободителя стоит на возвышении перед иконостасом.

После литургии 2 августа был совершён крестный ход от Ильинского храма к месту заложения первого камня для строительства часовни Чернобыльский Спас. Во время хода в небе вокруг солнца наблюдалось необычное явление – огромное светящееся кольцо, называемое учёными гало, при этом верующие испытывали ощущение удивительной радости, именуемой благодатью...

Условный «первый камень» (фундамент уже готов) в стену будущей часовни Чернобыльский Спас заложили Юрий Андреев – глава общества «Союз-Чернобыль» и иерей о. Николай. Присутствующие отметили, что имя последнего священника, который служил литургию в храме в 1986-м, ныне уже покойного, тоже Николой. Священники-чернобыльчане (бывшие и нынешние) говорили о преемственности и духовном возрождении Чернобыля.

Но вот вопрос, при каком условии храм в Чернобыле может наполниться верующими? У меня есть несколько версий. Ну вот, например, самая неприятная для большинства, более того, которая мне кажется совершенно безумной: радиоактивный уровень в Зоне (после неких военно-политических потрясений, очевидно, сопровождаемых локальными   ядерными ударами) окажется ниже, чем в неких иных точках мира. Или: Зона ЧАЭС окажется зоной ссылки определённой категории населения. Или… Впрочем, пока на этих фантастических версиях и остановимся.

А что же в реальности.

Священники говорили о том, что город после страшного разграбления и двадцатилетнего запустения постепенно начал наполняться жизнью. Жители в личных беседах рассказывали о том, что в Зоне появилось много бобров, которые, по их мнению, обитают только в экологически чистых местах. Охотно говорили и о развитии рыбного промысла. В некоторых людях здесь явно заметен оптимизм. Мне показали   7-летнюю девочку Марию, которая родилась здесь и здесь с родителями живёт. Хорошая девочка, стеснительная; в красивом красном платьице. Рассказали, что когда её 44-летней маме врач определял беременность, то не поверил, сказал – опухоль. Но Мария вот она, ходит по двору, думает о чём-то, улыбается загадочно. А вот семейная пара, пенсионеры, оба с 1935 года рождения – Мария и Михаил. Они ни на день не выезжали с Зоны. Тоже как будто чего-то стесняются, пожаловались как-то неохотно на маленькую пенсию (360 гривен – 70 долларов) и задержку «чернобыльских» (это менее 20 дол. в месяц). Михаил нагрудный крест носит повёрнутым на спину, говорит, так нужно при горловых кровотечениях. Одна женщина, находясь в приподнятом – но не от вина, это точно! – состоянии, поведала, что многие страшилки о Чернобыле имеют искусственное происхождение. В качестве доказательства она сообщила, что всю верхушку в Чернобыле теперь возглавляют евреи, вплоть до начальника медчасти и его зама. «А кто лучше начальника медчасти знает истинное положение с экологией?» – задала она мне риторический вопрос.

На обратном пути мы заехали в заброшенное село, в котором когда-то в невестках жила одна из наших паломниц. Мы увидели дома, – это через 20 лет после аварии, – хранящие следы долгой человеческой жизни (в избах у русских печей ухваты, в кладовой – кадки, в хлеве – сено), на окнах – занавесочки. Заросшие деревьями дворы производят тяжёлое впечатление. Одна из паломниц, как бы прикидывая возможное будущее, проговорила задумчиво:   за несколько дней всё можно привести в Божеский вид, можно спасаться.

Но при этом все чувствовали неживую тишину вокруг. Птиц не слышно. Вообще! И кузнечиков. А стрекозы на периллах спят в рядок, над одной я склонился сфотографировать – не шевельнулась. И комары какие-то вялые. Вот только зелень повсюду вокруг яркая, буйная, бешеная.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"