На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Родная школа
Версия для печати

Забытые героев имена…

Участник IX Международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!»

Летом прошлого года мы с ребятами ездили в туристический лагерь в Карелию. Этот лагерь расположен на берегу живописного Мергубского озера. В первый же день после приезда инструктор Кирилл рассказал нам о том, что маршрут нашего путешествия будет проходить по местам боевых сражений Великой Отечественной войны. Сначала мы пропустили его слова мимо ушей, но когда начался наш пробный однодневный поход, они сразу же нам вспомнились. Да и не могло быть иначе.

Когда наша группа, усталая и измученная, после многочасового пешего похода с тяжелыми рюкзаками на плечах,  наконец, добралась до стоянки, мы отправились в лес за хворостом. И вот тут нас ждал первый сюрприз: едва мы отошли от стоянки метров на 10, то увидели странные пересекающиеся рвы, которыми был изрыт буквально весь лес. Рвы эти были заросшие мхом и черничником, завалены буреломом, но, тем не менее, производили неизгладимое впечатление. Мы спустились в эти рвы и достаточно долго ходили по ним, разглядывая, выступающие камни  и удивлялись тому, как много нужно было приложить усилий, для того, чтобы выкопать их в каменистой почве. Многие камни были раздроблены и на их месте образовались глубокие воронки, видимо оставшиеся от взрывов. И вот тогда мы вспомнили слова нашего инструктора и, набрав дров для костра, пошли скорее на стоянку, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы. Он нам рассказал такую историю.

В годы Второй мировой войны в этом районе шли ожесточенные бои  с фашистами. Силы неприятеля значительно превосходили наши, но бойцы не сдавались и бились до последнего  за каждый метр родной земли.  Много русских солдат навсегда остались лежать в холодной и сырой земле Карельских лесов, выжить в тех боях удалось немногим. Кирилл рассказал нам о том, что до сих пор здесь находят оружие, гильзы, каски и останки солдат, вся земля здесь буквально усыпана  осколками боевых снарядов. А потом мы пошли на берег озера и увидели много ржавой колючей проволоки, которая была очень плотно прибита к деревьям. Не смотря на то, что с тех пор прошел ни один десяток лет, мы не смогли оторвать от дерева ни сантиметра.

Земля на берегу озера вся густо заросла мхом, и из-под него тоже торчали остатки колючей проволоки. Казалось, что она здесь была повсюду, даже опасно было наступать, так как можно было поранить ноги. Оказывается, наши солдаты специально строили такие заграждения от неприятеля, и было видно, что делали они их на совесть, чтобы не смогли враги пробраться на нашу землю.

Потом Кирилл показал нам остатки блиндажа и колодец, из которого красноармейцы брали воду, колодец до сих пор сохранился в хорошем состоянии. Бревнышки сруба были плотно подогнаны друг к другу и отражались в темной воде. Никто из нас не осмелился бы выпить даже глоток воды из этого колодца, мы все молча стояли вокруг него и были потрясены до глубины души увиденным.  Казалось, что если закрыть глаза, то можно будет увидеть и услышать то, что происходило здесь много десятков лет назад: стрельбу, взрывы и крики солдат, идущих в наступление, или стоны раненых.

Мы живем в Алтайском крае и у нас на территории не было военных действий, поэтому увиденное произвело на нас неизгладимое впечатление. Одно дело, когда о событиях тех лет читаешь в книгах или смотришь военные хроники, и совсем другое дело оказаться непосредственно на месте боевых действий и иметь возможность увидеть все своими глазами, потрогать все и вдохнуть воздух тех мест, посидеть в окопе и подержать в руках гильзу или осколок. Все это словно входит в тебя изнутри и ты, сам того не подозревая, меняешься и начинаешь видеть и чувствовать по-другому.

В тот вечер у костра было непривычно тихо. Каждый из нас думал о том, что вот так же, наверное, наши солдаты в период затишья, сидели у костра и ели кашу, вели негромкую беседу и думали о том, как возможно через несколько минут снова нужно будет идти в бой. Никому из нас не хотелось шуметь и бегать, как обычно, мы все словно боялись потревожить покой и память тех  безымянных героев, которые отдали свою жизнь, защищая родную землю.

Утром, возвращаясь из нашего однодневного похода, мы и предположить не могли, что потом, спустя две недели, когда мы будем возвращаться уже из многодневного путешествия, нам предстоит узнать еще об одной из страшных страниц той великой войны.

Спустя 14 дней снова вышли  на берег Мергубского озера на последнюю стоянку, чтобы на следующий день отправиться в заключительный самостоятельный водный поход и добраться до нашего лагеря, по которому мы уже успели соскучиться. Натянув тент и оборудовав стоянку, мальчики отправились собирать катамараны, а девочки занялись приготовлением ужина.  Был солнечный и теплый вечер, что является большой редкостью в этих краях, так как на протяжении всего нашего путешествия ежедневно шли дожди, дул пронизывающий ветер и было по-осеннему холодно, несмотря на то что было начало июля. Неожиданно мы услышали звук подъезжающей машины и увидели большой микроавтобус, водитель спросил у нас, где найти инструктора и отправился к его палатке. Из микроавтобуса вышли трое мужчин, оказавшихся местными жителями, а один из них, его имя я не помню, оказался руководителем поискового общества, которое занималось поиском останков наших солдат на местах боевых действий ВОВ.

Надо было видеть его восторг и удивление, когда он узнал о том, что мы приехали из Алтайского края! А когда он узнал, что мы из Бийска, то сказал, что это видимо сама судьба привела нас сюда. Оказывается, как раз в трехстах метрах от нашей стоянки эта поисковая группа вела раскопки, и на тот момент они уже нашли останки около трехсот солдат, призванных именно из Алтайского края, и многие из них были бийчанами.  Он очень сожалел о том, что не знал раньше о нашем приезде, так как мог бы с нами передать имеющуюся информацию в наш военкомат, для того, чтобы найти родственников этих солдат. Мы слушали и не верили своим ушам. Он рассказал нам о том, что через неделю к ним приезжает группа ребят одной из школ  города Барнаула под руководством учителя истории, дед которого как раз погиб в этих местах и до сих пор его останки были не найдены.  Но больше всего нас потряс его рассказ о том, как безымянные русские герои защищали Карельскую землю.

Оказывается, эта группа вела раскопки на территории около 70 километров и всех погибших солдат находили в одиночных окопах, очень жестоко убитых. Практически все солдаты были с проломленными черепами и, по словам их руководителя, фашисты их взяли в окружение и просто зверски убивали по-одному.  Слушая все это, мы едва сдерживали слезы.  Он еще долго и много рассказывал о своих находках, показал нам металлоискатель, и мы сами убедились в том, что практически каждый сантиметр этой земли буквально напичкан осколками.  Из его рассказа мы поняли, почему практически все старые деревья в этой местности не имеют макушек, а на вершинах некоторых из них прибиты покосившиеся кресты. Все оказалось просто и страшно одновременно: макушек у деревьев не было оттого, что когда здесь шла война, эти сосны были еще молодыми деревцами и были повреждены снарядами, а кресты на их вершинах свидетельствовали о том, что под этим деревом находится могила погибших солдат, чаще всего братская. Просто деревья выросли с тех пор и кресты оказались высоко. Они взлетели в небо так же, как души тех безымянных героев, которые отдали свои жизни, сражаясь за своих детей, за наше будущее.

В тот вечер мы долго сидели у костра, и никому не хотелось идти спать.  Утром мы продолжили наш поход, но каждый из нас как будто повзрослел и стал серьезнее. Мы воспитываемся в детском доме, и мало кто из нас хорошо знает историю своих семей, а рассказ руководителя поискового общества заставил нас задуматься о том, что возможно и чей-то  прадед остался лежать как безымянный герой  в этой бескрайней Карельской земле. А значит, не случайно мы выиграли билеты в этот лагерь, и поездка наша была не случайной. А те испытания и трудности, которые мы пережили в походе, в сравнении с тем, что пришлось пережить нашим прадедам в те времена, просто увеселительная прогулка, из которой мы вернулись, а они, к сожалению, нет.

С момента нашей поездки в Карелию прошел  уже почти год, но, рассматривая фотографии окопов, колодца, блиндажей и деревьев, обмотанных колючей проволокой, невольно вспоминаешь все увиденное и услышанное, и хочется, чтобы каждый погибший солдат в той страшной войне был найден и опознан, чтобы не было забытых имен героев, которые погибли, защищая нашу великую Родину.

Мария Афанасьева (Бийский детский дом №3, рук. Ирлик Е.А.)

Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"