На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

История одного «круглого стола»

Значение подвига в жизни человека

Воистину, когда настраиваешься на приятный итог, жди сюрприза от жизни. И выходит, что жизнь наша – самый умный, мудрый воспитатель, руководитель, родитель… (добавьте другие определения сами, - авт.).

В этой истории намеренно не называю имен, потому что суть не в этом. Впрочем, все по порядку.

Заседание «круглого стола» проходило в зале подготовленным гостеприимными хозяевами по всем параметрам – продуманно, красиво. В качестве слушателей – преподаватели и студенты учебных заведений. Стало быть, встреча под бдительным контролем педагогов и вниманием молодежи.

В центре хранилища мудрости, встреча собрала за круглым столом людей сопричастных к слову, в том числе и печатному, по теме (как оказалось и по вопросу) – значение подвига в жизни человека. Кто ж сомневается, что Подвиг выбирает и забирает себе лучшую часть человечества, способную нести ответственность за свои поступки, слова… и вопросы (казалось бы, что в этой теме/вопросе, может вызвать разногласия/спор/недоумение? – авт.).

С приветственным словом выступили представители власти, руководители культуры и образования. Заседание, согласно рангу выступающих, плавно перешло к теме. И вот, от профессора, ученого на слушателей посыпались вопросы. Как получилось, что роман стал популярным? Почему не исследуется тема взаимоотношений оставшихся в живых участников подполья? Какие документы, кроме воспоминаний, говорят о свершившихся событиях? И где научные диссертации по этой теме?... И в истории организации, которой уже более 75 лет, много белых пятен...

Все! – У меня застучало в висках, мысли, перебивая и отталкивая друг друга, спешили к языку, я с недоумением смотрела на говорившего, а потом оглянулась на слушателей, сидящих в зале. И только произнесенная фраза ученого, типа того, что: «Ага, увлек!» – позволила мне вернуться к разуму. «Вот это методика преподавания, – подумала я, и тут же поняла, что в аудитории, достаточно много слушателей, которые знают ответы…

Но они молчат! Если молчат, то получается, что не знают. Да и вопросы какие-то… не по теме. Эти вопросы для узкого круга специалистов, действительно ученых, которые из вороха событий личного, общественного, социального… планов должны извлечь суть необходимую молодому человеку, обществу, как ориентир\пример\маяк.

Я попросила слово – ответить на вопросы. В последнее время (сложное, трудное, противоречивое по факту, - авт.) приходится слышать безысходное мнение о том, «как надоели и те, и эти» с утопическим подтекстом, «хочется покоя и стабильности», а тут еще преподаватель, учитель и профессор в одном лице, сеет зерна сомнений. Речь моя, конечно, получилась, эмоциональной! (Каюсь, стыдно, - авт.). Любой менеджер по имиджу, скажет: «…волнуется, значит – неубедительно…» А в конце мероприятия услышала, что «она из музея, отрабатывает ей положенное…»

Прошло несколько дней. Меня не оставляла в покое мысль, что надо расставить точки над всеми «i».

Что же произошло? – А вот что. На встрече, я почувствовала, при каких условиях рождается сомнение в том, во что ты верил безоговорочно (в зале сидела молодежь, - авт.).

Формат «круглого стола» подразумевал разговор. После того, как стало понятно, что встреча пошла не по теме, да и дискуссия вышла за рамки отведенного времени, к тому же день, выбранный для встречи, для студентов был праздничным, аудитория потихоньку стала уходить небольшими группами. «Может, лучше было бы мне промолчать, – виновато думаю, – как-то неловко перед организаторами…» Рядом со мной луганский поэт, поддерживает словами, наливает мне воды в стакан, бросая холодный взгляд на противоположную сторону стола. Встреча продолжается и подходит к завершению…

Мне все равно беспокойно. Думаю, что сделала не так и слушаю выступающих… Теперь понятно, почему память сохранила необходимые для меня фрагменты встречи.

Луганская поэтесса, из аудитории слушателей, настойчиво просит выслушать ее, и читает стихотворение:

Вы святыни своей не касайтесь, –

Лучше быть от неё в стороне.

Даже близко дышать не пытайтесь, –

пусть останется светом в окне!

 

Пусть для вас  остаётся иконой

Чудодейственной и золотой,

Пред которой склонились в поклоне,

Пред которой вы грешник простой!

 

Мысль о ней пусть в пути согревает,

И пусть память восторженных чувств

вас от пошлости в жизни спасает, –

Да святится любви вашей грусть!

 

Никогда не касайтесь святыни,

Чтоб не встретиться с ней... с пустяком!

Со своей неуёмной гордыней

Не остаться – порожняком!

 

Представитель российской делегации, видя сложившуюся ситуацию, негромко, но уверенно спрашивает: «А по какой научной диссертации освобождали… Сталинград?»

Сегодня мне понятно, что собственно произошло. Сознательно или нет, мы являемся соучастниками, озвученных заблуждений или намеренных искривлений, которые выдергивают из-под наших ног опору – веру в справедливость.

Мы молчали, когда по научно-экономическим соображениям горняков лишали работы, закрывая шахты; когда из школьной программы изымали книги действительно необходимые подрастающему поколению; когда на телеканалах стали показывать безобразные, безнравственные шоу, герои-кумиры – «благородные» воры, борцы за свободу (читай вседозволенность); когда поднимался престиж «успешно-оборотистого» человека в противовес труженику (в любой сфере деятельности, - авт.)… высмеивалась невинность. А Родина где? – Там, где больше платят!

Сегодня, кажется, уже наелись всех изысков поданных блюд. Но захватив и извратив культуру нашего народа, они теперь зарятся на нашу землю. Донбасс – это только начало, это проверка сил, репетиция. И сила, которая может противостоять этому безумию, не в одной мощности вооруженных сил, а и в нашем единстве в Вере и Правде.

Общество не может быть безупречным, в полном смысле этого слова, в меру своего разнообразия. Всегда будут присутствовать ропот и претензии по тому или иному вопросу жизни. И если можно понять претензии некомпетентного человека, то ученого человека, умудренного жизненным опытом и глубокими знаниями … тут «без комментариев».

Предвидя встречный вопрос оппонентов, хочу спросить: «Где, дорогие мои ученые, писатели научные диссертации, повести и романы, разъясняющие, показывающие и раскрывающие читателю вечный вопрос: «Как жить?» – Почему, когда вдруг начинается беда/война, именно наши дети, как лисичанская самооборона, как краснодонские молодогвардейцы… встают перед обезумевшими от жажды крови взрослыми, гибнут, чтобы восстановить баланс сил добра и зла, чтобы вернуть жизнь к благоразумию? Где же, я обращаюсь к вам, дорогая интеллигенция, ваши труды, созданные с целью заботы о силе и здоровье нации/народа, из которого вы и вышли?»

Мне, взрослому человеку, не хочется гордиться тем, что уходит из жизни лучшая часть молодежи. Я скорблю, по их не родившимся детям, не воплотившимся мечтам, которые украсили бы наше общество. Мне стыдно, что погрязая в суматохе бытия, я мало уделяю времени разговорам с детьми, с друзьями о самом главном. О совести, чести, доброте, о смысле жизни.

Мое мнение однозначно – ученые и писатели призваны нести людям высокие идеи просвещения ради умножения нравственного общества. Констатировать факт, чего проще, а вот принять участие в жизни своей страны и сделать то, что принесет Родине славу и почёт, – это и есть совершение подвига. Не на миру, а в битве с врагом, со своими сомнениями, предубеждениями, самонадеянностью, гордыней. Это и есть наша обязанность и долг перед Родиной гражданина и человека.

 

Январь 2018 года.

Ирина Черниенко (Донбасс, пос.Урало-Кавказ)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"