На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Бакалдинская кормилица

Детская книга

  1. I.         КАЩЕЕВЫ ПАМЯТКИ

 

Это вот ещё старые люди сказывали, будто речка Пьяна в наших местах совсем по-другому протекала. Накуролесится в лугах, бывало, остановится, подумает тихим своим течением, посторожит прибрежную траву  и ну выбирать себе другое местечко. Где солнышка больше, да где луга просторнее.

А ещё люди помнили, как речка нежданно-негаданно весной разлилась вольготно, а потом поёжилась капельку и пустилась искать себе другое русло. Нашла, с луга убралась, только затопила все низины и овраги. С тех пор, куда ни глянь, везде бакалдины получились. Которые побольше, которые поменьше, да только все несказанно радостные: где вода – там и жизнь.

Толковали старики, как в этих местах пришлые люди появились. С керженских лесов пришли, от раскола убежали целой семьей: отец с матерью да дочка их Груша, Аграфена по-взрослому. Пришли, пожитки свои нехитрые на траву-мураву скинули и решили отстроить домик, прямо здесь, аккурат у воды.

А чего искать другого-то, здесь и вольготно, и лесок рядышком, и землица богоугодная. На воду вовсе гневаться не приходится – вона её сколько, куда ни глянь – везде синеется.

Как только домик Грушин тятенька поставил, другие мужички сюда направились. Не по своей воле оседлые места бросали – господа приказывали. Как тут не подчиниться, на то она и воля барская.

Домиков по берегу самого широкого озерца понаставили, соломкой крыши прикрыли и собрались на Грушином проулке.

– Тебе, – говорят мужики, обращаясь к Грушиному отцу, – и имя нашей деревушке придумывать. Ты первый сюда пришёл, тебе и слово главное сказывать.

А к тому времени округа уж и имя Грушиному отцу дала – Кащеем его прозвали. Было за что: высокий, сухой-пресухой, с широкой седой бородой, угрюмый да молчаливый, но подсобить каждому охотник.

– Так вот, – говорят мужики Кащею, – как ты скажешь, так мы супротивничать не станем.

Не стали, это уж правда. Керженский-то и не молчал, а сразу же вымолвил:

– Чего тут долго бродить? Оглянитесь, сами всё поймете. Мы вот с Аграфеной своей давно имечко приметили – Бакалды.

– Да нет, батюшка, – заегозила девчушка, – Большие Бакалды, ты ведь, когда избу ставить надумал, самое большущее озеро выбрал.

Что же, спорить никто не стал, сами волю дали человеку – Бакалды так Бакалды.

– Взаправду ли молва идет, будто ты, Кащеев, от новой веры бёг да к нам прибился? Бояться тебя надобно, или как? – придвинулся сосед к Грушиному тятеньке.

– Да ты не смущайся, это зять мой, хоть и семейный, а на ум слабёхонек, – опёрся о палку белоснежный старичок. – Сам не ведает, чего болтает. Вера-то у нас одна.

Груша руки к груди прижала, голову наклонила, а на глаза слёзы навернулись. Из разговора не поняла ничего, только почувствовала, что в воздухе бедой пахнуло.

Дедушка Грушу к себе прижал, припал к уху и защекотал серебристыми усами:

– Ты, девонька, никого здесь не бойся. Среди нас лихих нет. Ты завсегда прибегай ко мне, одинокому.

С той поры ладно всё пошло в деревушке. Грушин отец невода плетет, а серебристый дед Макар ему помогает. В дело, не в дело Груша сама им пособляет: то нитки суровые крутит, то в клубки их катает, то подглядывает за дедом да батюшкой, как бы не пропустили где в неводе лаз широкий, не то уйдет рыба.

Отец с дедом в могучем комле дупло вырубают, лодку мастерят, а Груша щепки подбирает да в поленницу складывает. Только вот на воду её с собой не берут. И канючит девчушка, и слёзы льет, а все напрасно.

– Мала ты, птаха, да не бабье это дело с мужиками на воду спускаться, – грозится ей батюшка.

– Ты ступай-ка вон лучше матери подмогни, – шепчет ей дедушка Макар. –  Али дел нет по дому?

Как с озера на лодке причалят, Груша рыбёшку в лоханку соберёт, щепки к костру приладит и пустится по деревне от дома к дому: всех на уху призовёт. Уж больно ей душевно, как все у костра рассядутся, только и слышно, как ложки деревянные о край чугуна постукивают, да губы от наваристой щуки причмокивают. Ну, точь в точь, как на Керженце, где затерялись товарки, где не пробегут по песчаному бережку её шустрые ножки.

 

  1. II.      ГРУШИНЫ ЯГОДЫ

Так-то оно так, только пробежала по Большим Бакалдам молва: Кащей с дочкой запропастились. Третий день пошёл, а ни девки, ни его самого нигде не видно. В поле не выходит. Лодка у бережка перевернутой лежит. Как воткнул топор в тесовину, так он воткнутым и торчит.

Дедушка-сосед сунулся было с расспросами к Кащеевой жёнке, а та только и сделала, что двуперстно перекрестилась. Молчит, словно воды  в рот набрала.

Люди старика потом пытали, да он, отмахнувшись рукой, не произнес ни словечка. Ведать, мол, не ведаю, что содеялось.

А откуда было знать старику, как  Кащей дорогу задумал. Вечером как-то, притушив лучину, достал холщовую сумку, с коей пришел в Бакалды, засунул в неё пару онуч да лапти новые, постоял, подумал и снял с гвоздя лапти другие – поменьше.

– Давай-ка, Аграфена, со мной собирайся.

– На Керженец? – радостно встрепенулась девчушка.

– Нам с тобой там делать нечего, в другую сторону отправимся.

Уж как хотелось Грушеньке правду узнать, но смолчала.

– И чего же ты дальше расспросы не ведёшь? Дорожка наша длинновата станется, только страшиться не стоит.

– А я и не страшусь, – Груша тихонько под одеяло забралась, прижалась к матери.

– Куда же это мы, маменька?

– Отец на лихое не позовет. А куда – сама не знаю.

Пошушукались, пошушукались в Больших Бакалдах, да ведь дела у каждого. То на господских полях, то на своих делянках. Огурцы да картошка, сенокос да дрова, нужда каждого одолела. До Кащея ли с его дочкой?

Один дедушка-сосед с утра до вечера просиживал на завалинке. Всматривался то в одну, то в другую сторону, к бакалдинам подходил: не потопла ли? Нет, не видать девчушки. Видишь вон, лодка как лежала перевернутой, так и жарится на солнышке.

Да порядочно так времени прошло – под утро снежок первый на землю упал, заприметил дедушка Макар следы на тропинке: одни большие, а рядом крохотные. Проследил слеповатыми глазами, как потоптались следы у Кащеева дома и на крылечке хилый снежок примяли.

– Никак возвернулись? – обрадовался старик. – Сходить ежели? Да не ровён час, погонят с дороги. Обожду чуток.

И сел у окошка. Да и чуток-то не прошёл, как выбежала из дома Грушенька и к дедову домику повернула.

– Живой ли ты, дедушка? – прямо с порога вскрикнула.

Подбежала к старику, обвила тонюсенькими ручонками пропахшую табаком дедушкину шею и, перегоняя себя саму, защебетала:

– Где мы только с батюшкой ни были. И в Киеве были, и во Муром ходили, в белом граде Владимире несколько ночей провели. Всяких людей видали, и лихих встренули, а только больше хороших. К святым мощам прикладывались, молились.

Я всё выпытывала у батюшки: почто мы в такую даль пустились? А он знаешь мне что однажды сказал? Хочу, говорит, землю нашу посмотреть да в святых местах угодникам поклониться. Были, молились, в Киев-граде в подземелье спускались. Страха я натерпелась!

– Да что же я всё о себе? А ты тут как без меня жил? Поди, соскучился? – И снова к старику прижалась, а тот закашлялся, слезы кулаком по лицу растирает.

– Ждал тебя, все глазоньки просмотрел, о худом надумался.

– Да что ты, дедушка, я знаешь, сколько раз тебя вспоминала. Да я же тебе подарок приготовила.

Грушенька из кармана цветастой кофты тряпицу достала, развязала узелок. В тряпице лежали три ягодки.

– Смотри-ка, дедушка, не сберегла. От самого белого града Владимира хранила. Мы как туда пришли, я остолбенела даже – по берегу реки невиданные деревья растут, а на них крупные-прекрупные ягоды. Сорвала одну, в рот положила, а из ягоды сок брызнул. А уж сладкий какой! Вот же, не сберегла.

На ладошке у Груши три махонькие ягодки лежат. Алый цвет они давно растеряли, сморщились. На тряпице от ягод пятнышки алеют, а запах сохранили.

– Да ты нюхни-ка, дедушка, нюхни. Видишь, как пахнут. Скукожились все, а полынной горчинкой отдают.

Прижался седой головой Макар к плечу девчушки, заулыбался.

– За подарок спасибо тебе.

– Смеёшься? – встрепенулась Грушенька.

– Да вот нисколечко. Если ягоды несла такую даль, значит, помнила обо мне, убогом… А про ягоды не горюй. Если в володимирской земле Господь их принял, поди, и нам не откажет. Пойдем-ка в огород.

Дедушка прихватил в сенцах лопату, к забору у крыльца подошёл и капнул землицу:

– Снежок ныне, правда, да он не холодный, вместо дождя осеннего.

В ямку Грушины ягодки положил, прикопал сырой землицей, с изгороди старое лукошко снял и накрыл ягоды сверху.

– Вот мы и знать будем, где они у нас покоятся. А весной вместе поухаживаем за ними. Как ты сказываешь это деревце прозывается во белом-то граде?

– Вишенкой зовут.

– Вишенкой, говоришь. Занятно.

Занятно, не занятно, а весной ягодки сквозь землю проклюнулись. Росточки хоть и жиденькие пошли, а крепкие, извилистые.

– Не иву ли мы с тобой посадили? – сумневается старик.

– Да вишня это, вишня. Сама же видела. Точь-в-точь такая, и листочки такие, только эти малюсенькие. Подрастёт, ей Богу подрастёт.

И ведь подросли деревца. Одну зиму прозимовали, другую, третью, а как четвертая весна на пригорки выскочила да тёплого ветерка из-за бакалдин принесла, да жёлтыми одуванчиками деревню украсила, три вишни и раскудрявились белизной.

Май прошмыгнул, июнь к закату стал подбираться, и заалели деревца крупной ягодой. Бордовая, с ночным оттенком, будто грозовая туча их красила, а уж сладкая какая да душистая.

– Ты поди-ка по соседям пробегись, – протянул дедушка девчушке целую горсть ягод. – Угости, не скупись. А коли по нраву придется наша с тобой вишня, пусть за побегами осенью приходят. Видишь, сколько росточков рядом появилось. Видно, к радости нашей общей. Хорошего  завсегда всем хватает.

 

  1. III.   ПО БОЯРСКОМУ ВЕЛЕНИЮ

В Лыскове на пристани тяжко. Кружит-хороводит потный запах, спины мужиков от тяжёлых кулей мокрые. С реки тянет плесенью, то у берега преет щепа разная вперемешку с прибитой осокой.

По пристани ходит-важничает боярин Борис Морозов. Не высоконький такой, а кряжистый. В плечах сажень косая, бровями да кудрями червлёный.

Взад-вперед похаживает, служкам своим покоя не дает:

– Вы, шельмецы, всё в книгу прописывайте. У иноземцев вон пытайте, откуда и с чем сюда пожаловали. Что в нашей земле им из товаров надобно, какую копеечку готовы выложить за зерно, за рыбу. Да своих испытайте: чем и  почём торговлю ведут, а я вон к тем старухам подойду.

И вправду, почти у самой воды, на зеленоватом берегу примостились друг к дружке крестьянки. Пыльные, видать, только с дороги. Уставшие, скорее всего, не близкий путь проделали. Молчаливые, с лыковых корзин платки развязывают.

– Откуда вы, древнушки, притопали? – посмеивается, остановясь, боярин.

– Из Бакалд мы, батюшка, – ответствуют те.

– Далеко ли отсюда?

– Вчерась вышли, а вот только сейчас ноги приволокли.

– Далековато получается. А что, кроме вас, и некому в Лысково сходить?

– Как некому! В деревне у нас народу много. Только заняты все, сам, батюшка, видишь пора-то какая стоит, сенокосная. Каждые руки дороги.

– А вы, знать, бездельницы? – щурится Морозов.

– Уж больно ты насмешник, и откуда такой, мы тебя раньше здесь никогда не видали. Да и одет ты не по-нашему. Кафтан вон весь в искорках, златом горит, – выпрямилась одна из крестьянок. – Неужто пришлый какой?

– Да вот по нужде к вам.

– Нужда-то разная бывает. У кого какая. Мы тут по торговому делу, пришлёпали ягоду продать, от нас толку на поле сейчас мало.

– И что же за ягода у вас?

– А вот гляди, милый, – сняла платок с корзины старушка.

Будто и не почувствовала на себе вишня далекого пути – теснилась в корзине, друг к дружке прижимаясь, бока наливные слезливыми капельками облила. Бордовая вся, сочная, прикоснись – и треснет она.

Надо такому случиться: откуда облачко пуховое взялось, только прикрыло оно солнышко, а тень на землю упала. Боярин аж попятился – ягода в корзинке бордовую спесь на черноту сменила, а водяные бусинки еще крупнее показались.

– Ты чего же стоишь, потьведай нашей бакалдинской ягоды, – протягивает боярину горсточку сухонькая старушка.

Боярин ягоду взял, в рот положил и зажмурился.

– Вот уж что хороша, то хороша. В суздальских землях такую ел, а эта слаще. Откуда же она взялась здесь? Много ли её?

– Да ты, добрый человек, вон Грушеньку расспроси. Это она у нас главная по вишенью-то.

Только теперь Морозов обратил внимание на девушку, что притулилась с корзиной прямо у пыльной дорожки.

– Не смогла на траву корзину донесть, тяжело стало.

Да и ну боярину щебетать, как вишню разводили.

– Теперь кругом у нас вишня растёт. Из Кетрося   и   Полян к нам за ростками приходили. Цветёт наша ягода, а уж сладка и крупна – словом не скажешь. Посмотреть бы тебе самому, сам бы всё понял.

Боярин Морозов и не раздумывал больше. Служкам своим приказал лошадей подавать и первой на бричку Грушеньку подсадил.

– А ягода как же? – вскрикнула та. – Неужто пропадёт? Меня батюшка прибьёт!

Боярин ей в горсть деньги сыплет, и сам рядом усаживается.

-Давай-ка дорогу указывай.

День или два провел Борис Морозов в Больших Бакалдах. По деревне ходил, с мужиками, бабами разговоры вёл, а аккурат за огородами, прямо по склону к озерцу, подолгу простаивал.

– Да неужто вы, мужички-хитречки, наливку из вишни не пьёте? – посмеялся Морозов.

Мужики с ноги на ногу переминаются, бороду на грудь уложили, глаз не поднимают.

– И чего же молчите, утайники?

Утайники поклонились поясно и по домам побежали, а следом возвращаются назад, кто с ковшом, кто со жбаном.

– Испей, не гневайся, – говорят.

Не ведомо мужикам да бабам, кто их вишнёвку пьёт да похваливает. Не ведомо, что стоит перед ними недавний воспитатель царя Алексея Михайловича, а теперь вот владелец земель лысковских и бакалдских тож. Да и совсем загадка, о чём этот нарядный задумался вдруг.

– О чём запечалился? – крутится рядом Грушенька Кащеева.

– Хмель мы здесь разведём да винокуренку выстроим. На весь мир ваша вишнёвка прославится, слово боярское даю. Да вот ещё что: весь простор – от горизонта до горизонта – вишней засадим. Вот лепота-то будет.

– Ты вот, добрый человек, хлебушек мой попробуй, – протягивает Морозову крестьянка ржаную ватрушку. Завитушки-корочки печкой подожжены, оберегают вишенки, что в кружок собрались.

Не побрезговал Морозов, откусил кусочек и заплакал:

– Вот уж истинная-то лепота, матушка. Будто из родительского дома ватрушку съел, и ягода в ней тёплая, мягкая, как родительница приласкала.

 

  1. IV.    ВЫШЛИ ДЕВУШКИ ВЕСНОЮ НА ЛУЖОК

 

С той поры и пошло-поехало. Какая на вкус ягода ваша? Сладкая, ум отъешь! А как прозывается? Родительская!

И ведь что удивительно: вышло дело по-морозовски. Все склоны, что спускаются к бакалдинам и буеракам, вишней засадили. Землю-то пахотную берегли, а на бросовой, по которой коровы с козами бегали, прикопали люди вишнёвые побеги. А те не противились – в землицу врастали, к небушку тянулись, силы набирались и по весне расцветали.

Пока мелкие белые цветочки зелёные комочки выпестовывали, размером-то всего ничего – со спичечную головку, крестьяне варочную к работе готовили.

– Вот же ладный мужик приходил, – раскладывали свои речи крестьяне. – Как сказал, так и сделал. Одно смешно: неужто во властях человека не нашлось, что б за нами догляд иметь? Это же надо – Груню над садовыми работами выставил.

Груша и сама растерялась, когда боярское слово услышала:

– Этой девоньке за садами присматривать. Смотри у меня, не балуй.

Груша и не баловала, спуску никому в делах не давала. В одной варочной, когда её из ровного леса ставили, сколько времени провела. Зато вот теперь всё по-правдошному.

Мужики печи проверяли: всё ли ладно, домоходы ли в порядке, дрова сухи ли в меру. Бабы из бакалдин воду носили, промывали полы да стены, сушильни оттирали, бачки песком драили. Да и стеклянной посуды надо было не счесть – бутылки, банки.

К работе этой допускались люди степенные, всё больше со Старого порядка, с Саловой улицы да с Серёдки. Отсюда когда-то зарождалось вишнёвое дело, на задах этих улиц впервые расцветали  вишнёвые деревья. Савины да Хоревы, Верещагины да Царёвы высвобождались от полевых работ и на короткий срок жить переходили в варочную.

А как только цветы с деревьев на землю упадут, не пожухлыми, не ржавыми, как с черёмухи или с сирени, а совсем-совсем живыми, как только зелёные головки набухнут и подрастать станут, тут в вишенье работы и прибавится. Жучки-червячки всякие норовят ягоду загубить, от мужиков и баб глаз и глаз нужен. И водой деревца обливают, и золой обсыпают, и табак-самосад в кадках замачивают, а потом полынным веником раствор готовый по кустам разбрызгивают.

Глядишь, за трудами и ягода поспела. Здесь уж вся деревня не спит, не отдыхает. Вместе с родителями да стариками ребятня к склону несётся. С набирками, кошелями, корзинами. Со всех дворов лестницы стаскиваются, и гудит голосами бакалдинский склон.

Постукивает по донышку ведёрка ягода.

– Эй, вы там, раззявы, бережнее ягоду рвите!

Слипаются от сока вишневого ребячьи губы.

– Вот я вас ужо за обжорство!

Девки с парнями хихикают.

– Али вечера вам не станется!

Интересная картина получается: май все склоны  зеленью унижет, июнь на махонький срок все бугры перинкой лебяжьей прикроет, а потом разольет по всей деревне багряную краску. А соберут люди ягоды, и будто осиротеют склоны. Зато курится  варочная, снуют взад-вперед люди, подводы к воротам подъезжают. И грузится на них вишня – свежая, сушёная, наливки уставляются, патока да повидла.

По всей матушке-Руси бакалдинская вишенка в путь отправляется.

Мужичку-то за такую работу, может, и перепадет копеечка, а вот помещику Шишковскому злата-серебра за ягодку немеряно отсыплется. Ходит тот по Петербургу, в богатых домах похваляется, наливками да вареньями вишнёвыми угощает, а потом только выручку считает. Не было в столице ни одного знатного дома, где бы ни держались вишнёвые запасы из никому не известного нижегородского села.

А потом, люди говорили, над крестьянами хозяйничать стал  Григорий Митусов, он внуком первому барину доводился. Этот тоже раз или два всего-то в Больших-то Бакалдах и побывал. Бесшабашный был, одно время взбрело ему в голову в деревне колокольню выстроить, да такую, с которой можно Невский проспект в Сакт-Петербурге  увидеть. А так постоянно здесь жил его управляющий.

Смеху с этим управляющим! Фамилия его Лейтнер, а разве для русского слуха привычны такие вот закорючки, вот и прозвали его Львом. Сподручнее как-то, да он и походил на зверя этого: ножки тоненькие, ручки тоненькие, плеч вовсе никаких, одна голова большая да грива на ней кудрявая.

Зато умственный был человек. Над крестьянином, правда, измывался, но в Бакалдах при нём и сад вишнёвый настоящий разбили, и пруд огромный залили, и карасей в него напускали. Рыбку ловили только для барина, мужик не моги хоть капельного карасика из воды вытащить.

Исправно они морозовское дело подхватили. А чего не подхватить? Народ сам, без подсказчиков, знает, как с вишенкой обращаться, как и куда с толком каждую ягодку приспособить.

Так вот,  как только подводы все до единой из деревни съедут, в каждом доме тесто затевается, пироги, ватрушки пекутся. И все с вишней – с пареной, чаще всего. Зёрнышки из ягоды вынут, её в ржаное тесто завернут, с боков пироги да ватрушки прищепят и в печь. Часу не пройдет – по всей деревне, аж до самого Криковского леса, запашино стоит. Вдохнешь раз, другой, голова закружится.

А народ-то уже вновь на пригорки спешит. Кто ягоду живую несёт, кто пироги-ватрушки тащит,  кто дерюжки на землю расстилает, подарки принимает да гостей потчует. Своим же, а будто чужим.

Ребятишек матери принарядили, те по кругу расставились и играют – то в коршуна, то в огородника, а потом по двое за руки возьмутся, и давай взрослых девок смущать.

Заинька, войди в садик,

Серенький, войди в садик,

Розан, розан, войди в садик,

Розан, розан, войди в садик.

 

Заинька, рви цветочки,

Серенький, рви цветочки,

Розан, розан, рви цветочки,

Розан, розан, рви цветочки…

 

– Да недолго ими любоваться – выйдут в круг парни, девки, и польется хоровод. Ладный, голосистый, песня за песней, будто реченька, журчат, по склонам стелятся, до горизонта уплывают.

 

За двором-двором за батюшкиным,

Как за горенкой за матушкиной,

Вырастала трава шёлковая,

Расцвели цветы лазоревые.

 

Тут летела птичка-ласточка,

Она слушала-выслушивала,

Она слушала-выслушивала

У девицы милый голосок.

 

Присмиреют все сразу: старики молодость вспоминают, отцы с матерями недавнюю юность тревожат, а малышня, хоть и смысла не понимает, а сидит, помалкивает: уж как складно поют парни с девками.

 

Ты краса ли, краса девичья,

Ты куда, краса, девалася?

Ты куда, краса, девалася?

Или в поле загулялася,

Или в поле загулялася,

Тёмным лесом заплуталася?

 

       Бродят песни среди вишен, а те радуются. Да разве следующей весной не расцветет вишня, да разве не насыплет она в эти  руки-заботушки своей алой радости?

 

  1. V.        НА ВЕЧНОЕ СОХРАНЕНИЕ

 

       Сколько времени с тех господ-помещиков прошло, сказать трудно. Пробовал считать – сбился.

 

Наиздевались они над народом, это точно, но и много хорошего после себя оставили. А как же тогда понять, почему только здесь вишня растёт-плодоносит? Изразных, ближних и дальних, сёл и деревень за побегами в Бакалды люди приходили. Никто саженцев не жалел – лучшие давали, а возвратятся домой, посадят кустики, те вроде бы и прирастают, а год-другой проходит, листочки скукожатся, на землю падут, а потом и всё деревце нахмурится, иссохнет и почки сбросит.

 

Опыт опытом, а наука наукой. Вот когда сад господский закладывали, со смеху покатывались: эт же надо, Лев колышки велит вколачивать, нитку протягивает, на полчеренка лопаты яму копать заставляет, битый камень на дно класть, а потом уже саженец закапывать. Да все деревца на одинаковом расстоянии друг от друга, да по ровным рядочкам. Ни одна вишня другой не мешает.

 

А поди ж ты, сначала смеялись, потом привыкли, и руки сами собой так дело дальше продолжали.

 

Право слово, революции всякие промчались, волнения пронеслись. Напрямую-то они Больших Бакалд не задели, а жизнь изменили. То артели появились, то колхозы, то ржами да пшеницами занимались, то кукурузу по всем полям рассовывали, а главное-то дело оставалось неизменным – вишню-ягоду растить, компоты-варенья варить, деревья спасать.

 

Что же, было такое. Как война Отечественная началась, мужики и парни из Больших Бакалд с фашистами ушли воевать, одни старики да бабёнки остались. Ну, ребятня ещё всякая. Лето 1941 года пролетело, с похоронками фронтовыми, письмами треугольными, с гнилого угла и стало на деревню тучи гнать. День гонит, второй, неделю. Все снега ждут, а только дождик не смолкает. А потом как ударит мороз!

 

Сроду таких холодов не было. Топят люди избы, а углы внутри заиндевелые. Идут в колодцы за водой, а вёдра лёд пробить не могут. Фуфайки-телогрейки, и те народ не греют.

 

Словно  по ранней весне бабы с детишками в вишенье выбежали, костры жгут, дым пускают. Холод не холод, а делать-то что же? Не спасли свои сады да колхозный – вымерзли вишни.

 

По другим деревушкам по весне все деревья выпиливали, корни выкорчёвывали, свободную землицу картошкой засаживали, а в Больших Бакалдах народ спожалился: это как же так – взять и досталь вишню погубить? И вместо пил да ножовок за вёдра взялся. Под каждое дерево столько воды вылилось, что даже трава вымокла.

 

И что же? Росточки вновь пошли, а через год – настоящие веточки. Война еще не закончилась, опять по белу свету побежала бакалдинская ягода. Она опять сладостью своей людей баловать начала и заботников своих кормить…

 

Только не знает об этом Грушенька Кащеева, и никогда не узнает. Сидит она тихо на бугорочке, голову на коленки положила и глядит-радуется, как парни с девками хоровод водят.

 

– Ты чего взгрустнула? – подсели рядом товарки.

 

– Дедушку Макара вспомнила. Он мне как-то вечером на завалинке  сказал: «Смотри, дочка, какие ребятишки среди вишен рождаются – здоровые, кровь с молоком, а на лицо-то красавцы». Правду молвил дедушка.

 

…Каждый по-своему на этой земле наследство золотит. Кто терема на века ставит, кто царь-пушки льет, кто песни сочиняет, а в Больших Бакалдах научились землю нашу родную украшать.

 

Да так и продолжают здесь люди жить по нонешний день. Даст Бог, и завтра так будет.

 

СЛОВАРИК

диалектных и устаревших слов

 

 

 

барин, боярин – человек высшего сословия

 

встренуть – встретить

 

двуперстно – двумя пальцами

 

досталь – совсем

 

запашино – сильный запах

 

запропаститься – пропасть, потеряться

 

канючить – надоедливо просить

 

кошель – плетёная складная корзина

 

лоханка – круглая деревянная посуда

 

лепота – красота

 

набирка – корзина для сбора ягод

 

онучи – обёртка на ногу вместо чулок

 

потьведать – попробовать

 

раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653-1656 годы)

 

розан – цветок розы

 

сроду – никогда, ни разу.

Иван Чуркин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"