На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Мой милый Лоев

Рассказ

Много путешествуя, невольно влюбляешься в новые, непознанные места. Сколько раз я воскликнула, проезжая транзитом через городки и деревушки: «Я хочу здесь жить!»! А теперь,  побывав в городском поселке Лоеве Гомельской области, я пополнила коллекцию своих любимых мест. Благодаря фестивалю Свято-Елисаветинского монастыря «Кладезь», отправляющего меня с концертами по всей Белой Руси, их у меня много. Но расскажу о Лоеве, вернее, о его главных достопримечательностях.

Едва я попала сюда, мне все мои друзья из монастыря, работающие на выставке, наперебой стали рассказывать:

– Здесь в лесу было явление святой Параскевы Пятницы!

– Здесь  наши в 43-м форсировали Днепр!

– Здесь соединяются Днепр и Сож!

– Прямо за рекой – Украина!

– Здесь рыбы много, как в Евангелии!

По статистическим данным, в поселке население 6800 душ, все – православные. Уже — редкость для Беларуси. По географическим данным, до Чернобыля – 70 километров. Казалось бы, провинция, радиация, работать негде… Но небывалое дело: каждый год местные аисты приносят положительный прирост населения. По данным чудесным: повышенного уровня радиации в местности не наблюдалось в 1986 году и не наблюдается доныне. Отец Александр, настоятель одного из сельских приходов, щедро угощал нас не только клубникой, но и своей любовью к родному городку. Такое явление, как отсутствие здесь радиации, он связывает с покровительством святой великомученицы Параскевы. И он устроил нам встречу со святой, приведя нас к ее иконе в сельскую избушку, где хранительницей иконы – удивительная бабушка Мария. О чем поведала сказительница, поведаю и я…

… Жил здесь в маентке князь, и он построил мост через реку. И надо было ехать по мосту княгине золотой коляскою. Но орудовала здесь большая банда, из нашей деревни Крупейкибыл один бандит: грабили брички, телеги и кареты, золото забирали. А эту паненку банда ждала, чтобы коляску золотую у нее забрать и на всех поделить. Их было тринадцать человек, атаманом —Кандей. Один молодой разбойник был наш, из Крупеек. И сказал бандитам атаман, радуясь:

– Едет великая княгиня, нам будет великое золото!

Звали княгиню Прасковья. Она по дороге молила Бога, чтобы проехать эту банду.  Все о ней слышали, и все боялись ездить через этот мост. И теперь разбойники сидели под мостом и ее поджидали… Только переехала княгиня мостик, святая Параскева с мечом и крестом явилась перед разбойниками. Махнула мечом – их руки онемели, никто не смог выстрелить из своего ружья. За золотой каретой ехала простая, а в ней – войты и экономки княгини. Войты тоже хотели выстрелить в разбойников, но как махнула святая Параскева мечом – и у них в руках ружья словно окаменели. Как ехала княгинина  золотая карета – так и поехала дальше, и простая – за ней. А банда – осталась стоять на месте. Пришел в себя атаман, стал спрашивать своих разбойников:

– Ты чего не стрелял?

– Девица не дала.

– А ты чего не стрелял?

– Девица не дала.

– А вы, братцы-разбойнички, чего не стреляли?

– Девица не дала.

– Ах, девица! — воскликнул атаман в огорчении. — Что же это за девица, откуда взялась? Может, из их кареты выскочила?

Скоро видят они: едетпанич в карете, приближается к мосту. Говорит атаман:

– Будем грабить. А то мы совсем без хлеба останемся.

Притаились разбойники. Только взъехала карета на мост – опять девица перед ними стоит. И опять у них руки опустились. На третий день уже помещик ехал… Атаман дает приказ: не помещика грабить, а как явится девица – гнаться за девицей и убрать ее из этих мест.  А святая Параскевочка выбрала себе местечко в лесу, и какое это местечко! Какая же там поляночка! Только одни ромашечки, цветки-липучечки и тонкаятравичечка позолоченная. А посередине – дерево в два обхвата. Как погнались они за ней, привела она разбойников на свою поляночку, стала у дерева… Приказал атаман окружать дерево, и за три шага до нее сказал:

– Вот ты, голубушка, и попалась! Ответишь и за княгиню, и за панича, и за всё, что мы потеряли!

Только сказал он эти слова, пропала девица, а на дереве появилась икона… Лик – как у той девушки, а над головкой написано: «Святая великомученица Параскева, нареченная Пятница».

Упал атаман на колени:

– Всё, больше я не атаман! Мы уже наделали много грехов, мы уже пролили много крови, мы уже разлили много слез, некоторых позакапывали в землю невинных… Это нам не прощено! Вот нам послал Господь её! Вы как хотите, а я уже – бывший атаман. — Снял он свой пояс, кинул хлопцам:

– Нате, хлопцы, вам! Делайте, что хотите. Хотите – выбирайте атаманство, а кому к сердцу  мой путь — идите со мной. Вот я беру икону и иду в Киев, замаливать грехи.

И тогда Параскевочка сотворила чудо. Стали брать икону – она как приросла к дереву, не далась.  Все перепробовали, никто не смог. Сказал атаман:

– Я ухожу. — А крупейскому босяку велел:  — иди домой, позови батьку, приведи, покажи это дерево и икону. Пусть он придет с батюшкой — икона им дастся. А нам, грешным, не взять ее.

Было это явление на десятуху – в пятницу десятой недели после Пасхи. Ушло с бывшим атаманом пять человек, остальные – остались и еще думали грабить. Но святая Параскева каждый раз являлась им и останавливала. Больше они не разбойничали.

Пришли батюшка и причетник, но икона и им не далась. Понял батюшка: дело это непростое. Привел хор, взял Евангелие, требник, и службу у иконы сослужил… И позволила святая Параскевавзять икону. Принесли ее в церковь, а на утро – нет ее в храме. Вернулась икона в свой лес, на поляночку. Трижды с молитвами приносили икону в храм, и возвращалась она на дерево. Собрались батюшки, помолились и решили, что требует святая великомученица, чтобы сделали в лесу капличку. И в тот же день построили капличку и поместили в нее святую икону. И как только внесли ее в капличку, забил из земли фонтан! Все стали умываться этой чудесной водой, пить ее и много было в тот день исцелений. И пошли-пошли в капличку люди-христиане! Из Саратова, из Москвы, отовсюду! И получали люди здоровье, много случаев можно рассказать. Но большевистская власть не пожалела ни икону, ни капличку — в 1936 году сожгли святыню новые разбойники.

Предвидела святая Параскева, что так будет. И позаботилась о христианах, чтобы осталась у них ее икона. Заболела легкими в деревне Крупейки девочка, единственная дочь у родителей. Сколько ходили к врачам и к иконе в лес, никак девочка не поправится. И тогда матери явилась святая великомученица и сказала:

– Надо, чтобы в вашем доме была моя икона.

Родители решили: «Если мы не спасем свою дочку, никто не спасет». И продали они в Речице своих волов, чтобы написать список с образа в капличке. Как раз туда приехали монахи из Киева, чтобы запечатлеть чудотворную икону и увезти с собой в Лавру — было кому в тот момент образ написать. Денег, вырученных за волов, не хватило, и собрали отец с матерью остальное по деревне. Поэтому написанная икона потом «ходила по хатам»: у кого беда — туда и направляется святая Параскева. Дочь, которая уже на смертном одре была, поправилась, а икона до сих пор хранится у ее правнуков. А в лесу в наши дни снова появилась капличка — на той самой поляночке, где благодать ощутима для каждого, кто готов проделать туда свой молитвенный путь…

Много и другого необычного и прекрасного можно написать о Лоеве и его окрестностях. Но если писать о том подробно… Дальше вы знаете! 

Татьяна Дашкевич


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"