Если спросить нас, какой актер играет Александра Невского в фильме,— почти все ответят правильно: народный артист СССР Николай Константинович Черкасов.
А вот на вопрос, кто написал музыку к кинофильму «Александр Невский», вероятно, ответят немногие, да и самую музыку вряд ли хорошо помнят: такие события разворачиваются на экране, такая грандиозная битва происходит — до музыки ли тут!
Между тем музыки в этом фильме очень много и она такая замечательная, что исполняется даже отдельно от фильма, как самостоятельное музыкальное произведение.
Афиша к концерту Ленинградской государственной академической капеллы: Читаем:
«С. С. Прокофьев. «Александр Невский».
Кантата для хора и симфонического оркестра».
На сцене не будет декораций. Займут свои места оркестранты во фраках, выйдет и построится хор — четкие ряды женщин в длинных белых платьях и мужчины в черных костюмах. Дирижер взмахнет палочкой, и линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты.
Но начнется музыка, и все исчезнет. Перед вами встанет измученная, разоренная монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.
«Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!» —
запевают мужские голоса.
Мощно и грозно звучит их призыв; то низко рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе, будто идущие из разных мест ополченцы собрались в единую, могучую рать:
«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»
Широко и плавно разлилась мелодия — запели низкие женские голоса:
«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу».
Вступили сопрано — будто зазвенела прекрасная мелодия высоким чистым звоном.
И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!»
Теперь уже поет весь хор, и женщины и мужчины, — еще мощнее, еще грознее зазвучала песня, сзывая всех на битву с врагом.
Одна за другой сменяются части кантаты — и вот, наконец, «Ледовое побоище».
...Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем. К засевшим в засаде русским войскам приближается непобедимый доселе знаменитый стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и сквозь лязг прорываются высокие резкие голоса — это монахи исступленно поют свои католические молитвы. Но и молитвы, и страшный лязг доспехов — все заглушает песня, боевая песня русских воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей...
Атака! Грудь в грудь сошлись, сшиблись в грозном бою тевтоны и русские. Все истошнее становятся вопли монахов, все мощнее, все громче звучит богатырская песня «Вставайте, люди русские». Еще краше, еще вольнее становится ее напев на фоне однообразных католических песнопений...
Битва окончена. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Это матери, жены, невесты разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. Задумчиво и грустно льется над ледяным простором песня. Ее запевает красивый, глубокий женский голос.
Псков встречает победителей. Снова песня — счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг ее мелодии высокие, звенящие подголоски женщин.
Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, автор музыки к кинофильму «Александр Невский», хорошо знал, какой необычайно разнообразный, какой выразительный инструмент — поющий голос. Ведь голос человека может быть и низким и высоким, и резким и нежным; голос певца-мужчины вы всегда отличите от голоса женщины, а звонкие и чуть резковатые мальчишеские голоса звучат совсем по-особому. Недаром многие профессиональные хоровые коллективы имеют в своем составе хор мальчиков.
Я сказала «имеют в своем составе». А что такое состав хора?
Голоса в хоре распределяются по характеру звучания. Прежде всего они делятся на мужские и женские; обе группы, в свою очередь, делятся на высокие и низкие голоса. Высокие голоса мужского хора называются тенорами, а низкие — басами. В женском хоре высокие голоса — сопрано, низкие — альты.
Итак, хор разделен на четыре основные группы — можно петь четырехголосное хоровое произведение. Ну, а если оно восьмиголосное, тогда как? Да очень просто — каждую группу можно снова разделить на первые и вторые голоса: первые и вторые тенора, первое и второе сопрано, и так далее. Первые голоса обычно более сильные, более звучные и высокие.
В хоре мальчиков голоса делятся так же, только там высокие голоса называются дискантами, а низкие — так же, как низкие женские, - альтами.
Некоторые части больших хоровых произведений композиторы пишут специально для хора мальчиков.
В оратории Прокофьева «На страже мира» хор мальчиков поет едва ли не больше, чем взрослый хор. И песню о голубе, и финальный хор, и некоторые фразы нежной задумчивой колыбельной, и, наконец, известный, часто исполняющийся по радио и на концертах хор «Урок русского языка» - все это поют ребята.
А что нам говорит музыка в фильме?
«... Печальные следы битв на разоренной монголами Руси — груды человеческих костей, мечи, ржавые копья. Поля, заросшие сорными травами, развалины сгоревших деревень...»
Высокие резкие звуки как будто вскрикивают и замирают на фоне низких, густых, тянущихся нот. Между ними тоскливая пустота. Даже если не смотреть на экран, то можно представить себе очень ясно необътные просторы измученной, разоренной Руси..
...Несколько мужиков в длинных рубахах тянут из озера невод. И откуда-то издалека плывет, разрастается величавая и простая песня-былина. «А и было дело на Неве-реке», — тихо, но значительно запевает невидимый хор, неторопливо рассказывает о подвигах этих самых мужиков, бредущих сейчас по колено в воде с бесконечным неводом. Ведь это славные дружинники ярославского князя. Все громче звучит песня; теперь в ней слышатся отзвуки прошедшей битвы. Славит русский народ недавние подвиги Александра Ярославича, прозванного за битву на Неве Невским.
С экрана смотрит на нас мудрое и спокойное лицо Александра Невского.
О том, как создавали этот фильм, об увлекательной работе с советским кинорежиссером С. М. Эйзенштейном много интересного рассказывает сам Прокофьев в статье, которая называется «Музыка к «Александру Невскому».
«Несмотря на огромные и все продолжающиеся успехи звукозаписи,— пишет композитор, — последняя еще не достигла полного совершенства, и присутствие некоторых хрипов и искажений можно открыть в самом лучшем микрофоне... Явилась мысль, нельзя ли использовать отрицательные эффекты. Например: известно, что сильная струя звука, направленная при записи прямо в микрофон, ранит пленку, на-носит на нее травму, производящую при исполнении неприятный треск. Но так как звук тевтонских труб был несомненно неприятен для русского уха, то я заставил играть эти фанфары прямо в микрофон, что и дало любопытный драматический эффект... Известно, что в оркестре есть мощные инструменты, например тромбон, и более слабые, скажем фагот. Но если мы посадим фагот у самого микрофона, а тромбон в 20 метрах от него, то получится огромный, сильный фагот и на фоне его крошечный, еле слышный тромбон... Еще пример: в одну студию мы помещали трубачей, в другую хор, которые исполняли свои партии одновременно. Из каждой студии шел провод в будку, где производилась запись и где простым поворотом рычага мы могли усилить или ослабить ту или другую группу, в зависимости от требований драматического действия».
То, что автор скромно называет «любопытным драматическим эффектом», на самом деле сдавленный, хриплый рев тевтонских военных рогов.
Воспроизводят его рычащие валторны. Только в фильме, придвинутые к самому микрофону, они звучат уже действительно страшно.
А гобой здесь поет своим настоящим, красивым, задумчивым голосом. Ему поручил композитор певучую и грустную музыкальную тему многострадальной Родины в начале фильма.
Особенно много и интересно изобретал Прокофьев, когда писал музыку к «злой ледовой сече» на Чудском озере.
Если вы когда-нибудь будете смотреть фильм, — обязательно послушайте, какая выразительная и яркая музыка сопровождает почти всю картину битвы: тревожная и затаенная вначале, когда рассвет еле-еле брезжит над застывшим озером и русские войска, в засаде, ожидают наступления тевтонов; лязгающая, а затем громыхающая музыка «стального скока» непобедимой тевтонской «свиньи»; героические богатырски могучие фразы хора «Вставайте, люди русские» и снова злобная музыка немецких рыцарей, исступленные молитвы католических монахов.
Поднялось в атаку народное ополчение — снова музыка: на этот раз насмешливый плясовой наигрыш.
И треснувший лед, и паническое бегство струсивших рыцарей, и захлебнувшийся военный рог — теперь уже совсем не страшный — все это слышится в музыке «Ледового побоища».
Работники студии Мосфильм вспоминают, как, сочиняя этот музыкальный номер, Прокофьев переслушал все имеющиеся у них шумовые и ударные инструменты и многие из них использовал.
Получился довольно любопытный список.
Военный барабан — высокий.
Военный барабан — низкий.
Большой барабан.
Тарелки.
И... ящик из Мосфильма!
Такого инструмента симфонический оркестр еще не видывал!
В других музыкальных номерах фильма, где Прокофьеву нужно передать в музыке красоту родной природы, мужество русских людей, оркестр звучит просто и благородно, в строгих традициях русской классической музыки. Тогда, так же, как у Чайковского, широко льется прекрасная мелодия скрипок, альтов, виолончелей; мягко аккомпанируют арфы, напоминая переборы старинных русских гуслей (этот прием очень любили Глинка и Бородин); сдержанно и мужественно поет мужской хор и звенят ликующие женские голоса, споря с малиновым перезвоном псковских колоколов.
Необыкновенно богато звучание оркестра у Прокофьева. Но всегда и прежде всего это великолепная музыка, выразительная, яркая, по-настоящему русская; музыка большого мастера, талантливого художника, каким был Сергей Сергеевич Прокофьев.
Галина Левашева
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"