На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Славянское единство и защита Святой Руси

Участник ХV Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

«Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой».

Это слова Патриарха Сергия, сказанные 22 июня 1941 года, в начале самой страшной, самой кровавой и жестокой войны всего ХХ века.

Войны в обычном нашем понимании: выстрелы, взрывы, страх, плач, убийства, геноцид, блокада, вдовы, сироты… Но с каждым годом они становятся все актуальнее в наше официально мирное время.

Война идет. Внутренняя война. Война за нашу, славян, экономическую, политическую и духовную разобщенность.

В научной среде существует такое понятие – «русский мир». Впервые я услышала его на лекции украинского историка и археолога, академика НАН Украины, иностранного члена Российской академии наук и народного депутата Украины Петра Петровича Толочко. Он выступал в Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете Профсоюзов, где я учусь, и рассуждая о взаимоотношениях России и Украины с точки зрения украинца. Если быть точной, то, по мнению академика, лучше говорить не «русский», а «восточнославянский мир»: ведь и Украина, и Белоруссия – самостоятельные государства, и потому некорректно объединять их только под именем России.

Однако важна суть — сегодня народы, которые исторически были братьями, активно делают врагами. Кровавые события в Донецкой и Луганской области. Агрессивный отказ Украины от русского языка не только как второго государственного, но и просто разрешенного к употреблению, вплоть до штрафов и арестов. С горечью Петр Петрович рассказывал о том, как искажают и переписывают историю в Украине: теперь СССР – не освободитель, а оккупант, а знаменитая украинская дивизия СС «Галичина» теперь приравнена к ветеранам Второй мировой войны.

В своей речи Петр Петрович Толочко особо остановился на теме церковного раскола в Украине. Тема острая, свежая, болезненная и, как обычно говорят на нашем факультете, скандальная. Еще одна изощренная и жестокая угроза славянскому единству и потенциально – Святой Руси. Даже человеку, который не разбирается в современной геополитике, очевидно, что цель всего этого конфликта – разрушить духовное единство народа. А в нашем случае – народов, славян, которых исторически, долгие века объединяло православие.

После этой лекции я уже не могла отвлечься от темы конфликта России и Украины, его истоков и проявлений. Конечно, я не рассчитывала вот так просто взять и ответить на вечные вопросы – кто виноват и что делать? Но невозможно даже мысленно оставаться в стороне от того, что происходит совсем рядом, в стране, где у тебя живут родственники и друзья, которую ты уже успела за недлинные 19 лет считать в чем-то родной...

Так я узнала, что все это началось не сейчас – еще в 1991 году украинские власти начали активное и продуманное перевоспитание молодого поколения под девизом движения в «развитую» Европу, подальше от «отсталой», но желающей всех себе подчинить России. И сегодняшний церковный раскол тоже корнями уходит в 1991 год: тогда митрополит Филарет при поддержке светской власти потребовал автокефалии для Украинской Православной Церкви. Но его методы были очевидно агрессивными: диктат и шантаж, клятвопреступление и клевета. Попытка закончилась не автокефалией, а анафемой.

Но то, что не получилось в 91-м, к сожалению, удалось в 2019-м. Филарет продолжил борьбу за самостоятельную церковь в Украине, и итогом этой явно политической борьбы стала-таки выдача томоса Православной Церкви Украины (ПЦУ). Несмотря на то, что Русская Православная Церковь и ряд других признанных автокефальных церквей открыто высказались против. И вот уже Филарет претендует на Киево-Печерскую Лавру, на Почаевскую Лавру, спеша подкрепить новый статус экономическими завоеваниями...

Я – студент факультета конфликтологии, и это обязывает меня учиться разбираться в любом столкновении именно с научной точки зрения, искать подкрепление своей точки зрения у признанных политологов, психологов, философов. Но как иногда хочется наивно, просто по-человечески воскликнуть: разве верующему важно, к какой именно из православных церквей он принадлежит в тот момент, когда обращается к Богу с молитвой? Автокефальная она или не признана Синодом, Православная это Церковь Украины или Украинская Православная Церковь? Киевского или Московского Патриарха? И неужели Благодать Божия в храме будет ощущаться сильнее, если ее извне поддержать политической силой?

Любовь к Богу, любовь и уважение друг к другу, поддержка в трудную минуту, уверенность в том, что жизнь земная должна быть прожита праведно и достойно – это то, чего достаточно обычному человеку. Это то, что может и должно объединить всех, кто искренне верит в «не убий» и «не укради», и не важно – русские ли они, украинцы, белорусы, греки или американцы.

А сегодняшний церковный раскол – просто еще один, к сожалению, очень эффективный инструмент подрыва славянского единства. Ослабить не только территориальные, экономические, но культурные и духовные связи, разобщить, развести по разным сторонам баррикады. То, что призвано объединять людей, помогать им жить в мире и любви, парадоксально помогает разобщать, призывает к насилию. Как же это отвратительно, когда политические интересы бессовестно эксплуатируют веру человека и его душу!

Мы живем в век, когда одним нажатием кнопки человечество уже может стереть себя с лица Земли. Мир то и дело заносит ногу над порогом ядерной войны. Мы уже привыкаем к тому, что кто-то кому-то постоянно грозит — санкциями, обстрелами, изоляцией, уничтожением… Но это – плохая привычка, от которой надо избавляться всем вместе.

Славянские народы исторически были едины, они прошли долгий путь рука об руку. Да, были периоды розни и непонимания, но судьба всегда нас объединяла. Неужели сейчас, в XXI веке, мы дадим себя победить духовно, сломать по прутику, как тот веник из известной притчи?..

Ведь есть в современной истории и вдохновляющие примеры. Так, несмотря на все политические и экономические разногласия России и США, Православная церковь в Америке поддерживает действия РПЦ.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в одном из своих интервью сказал:

«Зло пройдет, а добро будет жить вечно. Если мы будем всё терпеть, жить в любви ко всем и друг ко другу, то никакое зло нас не победит. Бог есть Бог силы, а у зла силы нет. Будем жить с Богом – и будем радостными, счастливыми и благословенными».

Никакое зло нас не победит, если мы с Богом. Я в это верю. 

Мария Логинова (г. Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"