1 сентября (19 августа), отмечается день чудотворной Донской иконы Божией Матери — одной из русских величайших святынь
Предисловие ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 г. сообщает, что этот Богородичный образ осенял одно из ключевых сражений русской истории, Куликовскую битву. В день битвы, 8 сентября 1380 г ., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска, поскольку накануне донской казак и поднесли ее князю Дмитрию. После сражения с монголо-татарами у Дона и Непрядвы князь Дмитрий Иванович получил навечное прозвище Донской, и сегодня великий князь Московский (с 1359) и Владимирский(с 1363) для нас неразрывен с этим именованием. «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща», — так говорят старые историки.
Самым известным образом Донской Богородицы считается икона, приписываемая большинством исследователей знаменитому русскому иконописцу Феофану Грек у (была раскрыта от записей Г. О. Чириковым в 1919 г .). И некоторые искусствоведы полагают написание ее чуть более поздним, чем год Куликовской битвы в 1382 — 1395 г г. Икона с 1930 г . находится в Третьяковской галерее , однако ежегодно в день празднования ее доставляют в Донской монастырь, где перед ней совершается праздничное богослужение.
Святыня эта, как и некоторые наши другие прославленные иконы, двусторонняя. На лицевой стороне изображена Богородица, в иконографическом типе «Умиление» ( Елеуса ). Справочники сообщают, что изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые изначально также были вызолочены).
Искусствоведы описывают изображение так: оно традиционно для данного извода; правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа, касающегося своим лицом ее щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет , а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием , держит свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнаженные до колен ножки Богомладенца, стоящие на левом запястье Божией Матери.
Охряный хитон младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом . Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом . Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.
Мафорий Богородицы выполнен в вишневых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом Ее приснодевства — до, во время и после рождения Спасителя. На голове Марии синий чепец .
Описывая икону Донской Богородицы, известный советский искусствовед В. Н. Лазарев отмечал: «Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо ее не только печально; оно отражает внутреннюю просветленность, что придает ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жесткого и стремительного». По мнению академика, икона Донской Богоматери столь же уникальна, что и икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской . «Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».
На обороте иконы изображено Успение Богородицы , отличающееся очень хорошей сохранностью.
Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшения.
* * *
Вспомним некоторые храмы, посвященные Донской иконе.
Например, в станице Старочеркасск ой Аксайского района Ростовской области действует Старочеркасский монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, возрожденный в 1994 г . на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с середины XIX в. (торжественное открытие монастыря состоялось 12 сентября 1837 г. — на пожертвования вдовы полковника Данилы Ефремова), но закрытого в 1927 г .
Храмовый комплекс сохранен благодаря стараниям писателя М. Шолохова; по его предложению в 1970 г . в Старочеркасской был создан музей-заповедник, в который вошли бывшие монастырские постройки и несколько церквей.
Времена новейшие, вроде, недавние, но быстротекущие, оказались наполнены значительными духовными событиями: в 1995 г . казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери, которая теперь находится в посвященном ей храме.
А на левом клиросе монастырского храма находится икона покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, в которую встроен ковчежец с частицей мощей святителя.
В 1998 г . один из духовных руководителей возрождения обители схиархимандрит Зосима (Сокур) подарил монастырю малый мощевик с 34-мя частицами святых. Такие факты всегда наполняют сердце объединительной радостью, ведь старец Зосима, основатель Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в с. Никольское близ Донецка, окормлявший В. Януковича (и также обвенчавший будущего Президента Украины с его супругой) — один из твердых и последовательных стоятелей за единую Русскую Церковь. К сожалению, 58-летний батюшка почил 29 августа 2002 г ., провиденциально, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, престольного праздника отстроенной им донецкой обители, где теперь возведен белоснежный красавец Успенский собор — копия Успенского собора Московского Кремля.
* * *
Есть храм Донской иконы и над дивной долиной реки Оскол в Белгородской области.
Здесь в 1649 г . иноком иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь. По преданию, давным-давно это место посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод. Они пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 г . отправились по Изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
В Холкинском (Холковском) Свято-Троицком монастыре в новейшее время построен храмовый комплекс Донской иконы Пресвятой Богородицы. Автор этих строений — московский архитектор Андрей Родыгин, скончавшийся в 1998 г ., в возрасте 43-х лет. Кроме надвратной часовни прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и часовни Св. равноапостольного кн. Владимира на высоком холме Андрей Владимирович создал прекрасный Храм Донской иконы Божьей Матери, возле которого и был погребен.
Самой известной и прославленной обителью, связанной с Донской иконой, безусловно, является московский Донской монастырь, где существует даже два храма, посвященных Чудотворной, — Малый Донской храм (более древний) и Большой Донской храм.
Донской монастырь основан в XVI в. царем Феодором Иоанновичем именно в честь Донской иконы Божией Матери — в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. В 1591 г ., когда вражье войско стояло на Воробьевых горах , с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен. На следующий день, 19 августа, русские войска одержали победу.
В монастырском Донском кладбище покоится целый пантеон деятелей русской истории и культуры: близ алтаря часовни Иоанна Лествичника в 2008 г . в августе похоронен Александр Солженицын, отпевавшийся в Большом Донском храме. Место захоронения было выбрано согласно завещанию писателя, с Донской обителью связаны многие личные воспоминания Александра Исаевича.
От могилы писателя хорошо виден встроенный в монастырскую стену огромный горельеф, снятый со старого храма Христа Спасителя, «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г .», на котором изображены также монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, воеводы Боброк Волынский и Владимир Серпуховской. Работа (1847—1849) скульптора А. В. Логановского была спасена в 1931 г . — перед уничтожением храма большевиками.
Недалеко от А. Солженицына покоится с супругой знаменитый подвижник русской старины, спаситель русских святынь, «архитектор, ученый, патриот» П. Д. Барановский (1892—1984), который, в частности, и спас вышеупомянутый барельеф. Петр Барановский спас и храм Василия Блаженного, да и сам Донской монастырь, и многие другие соборы.
За его могилой установлен деревянный крест, один для неразлучаемой пары — писателя Ивана Сергеевича Шмелева с супругой Ольгой Александровной. Их прах был перевезен сюда из заграницы в 2000 г .
К северу от Большого собора расположены могилы отца русской авиации Н. Е. Жуковского (1847—1921) и художника В. Г. Перова (1834—1882). В полутора метрах от солженицынской могилы покоится историк В. О. Ключевский (1841—1911).
Свежи, светлы четыре деревянных креста на новых захоронениях — генерала А. И. Деникина (1872—1947) и философа И. А. Ильина (1883—1954) и их супруг. Четыре гроба с останками были доставлены спецрейсом из Парижа осенью 2005 г ., панихиду в Большом соборе совершил Патриарх Алексий II.
А в 2007-м меж парами Деникиных и Ильиных появился каменный крест: здесь перезахоронили прах генерала В. О. Каппеля (1993—1920), главнокомандующего Восточным фронтом армии А. В. Колчака. Могилу полководца изыскали в конце 2006-го у стен Иверского храма в китайском г. Харбине.
Северней Деникиных похоронен известный московский старец — архимандрит Даниил (Сарычев) (1912—2006). «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход», — говорят в Донском монастыре, где о. Даниил жил последние годы. В детстве о. Даниил (в миру Иван Сарычев) был канонархом в Даниловском монастыре, участвовал в похоронах Патриарха Тихона, а затем, через 70 лет, помогал обретать его святые мощи.
Здесь же покоятся и литераторы прошлых веков. К примеру, поэты А. П. Сумароков (1718—1777), В. И. Майков (1728—1778), М. М. Херасков (1733—1807). У восточной стены Малого храма Донской иконы Божией Матери похоронен мыслитель П. Я. Чаадаев, что «кончил жизнь 1856 года 14 апреля», о котором О. Мандельштам в 1915-м написал: «Чаадаев был первым русским, в самом деле, идейно, побывавшим на Западе и нашедшим дорогу обратно… Чаадаев знаменует собой новое, углубленное понимание народности, как высшего расцвета личности, и — России, как источника абсолютной нравственной свободы».
Близ праха Чаадаева, у самой стены Малого Донского храма, в 1991 г . поставлен черный литой Крест памяти новомучеников Российских — убиенных безбожной властью. Это было, пожалуй, первое выразительное поминовение русских жертв после безбожного помрачения нашего народа.
Между вратами обители и Большим Донским храмом символично и преемственно установлены выкрашенные в белый цвет танки и артиллерийские установки Великой Отечественной войны и более поздние, с красными надписями «Дмитрий Донской».
«Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая»! — поют русские православные в акафисте Донской Иконе, заслуженно почитающейся как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
Станислав Минаков
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"