На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Сундучок моей бабушки

Участница XII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» Номинация «Слово о русской земле, её героях и победах»

Это все мое родное, это где-то в глубине.

Это самое святое, что осталось во мне.

Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать

Это то, что не купить и не отнять.

С. Трофимов

 

У каждого человека есть Родина. Я думаю, что Родина – это священная тайна каждого человека. Вот и у меня есть моя малая Родина, где я родилась и выросла – это село Хвастовичи на границе с Брянской областью. Наша жизнь тесно связана с историей родного края. Задумавшись об этом, я решила заняться изучением истории своего края. Я узнала много интересного и нового для себя, ведь мы должны знать о земле, на которой живём, о людях, которые жили до нас, и не просто жили, но и защищали нашу землю от врага и оставили память после себя. И, конечно же, о своих корнях, о предках, которые подарили мне жизнь.

Я живу в небольшой, но очень дружной семье, которая состоит из четырёх человек: мама, папа, я и младший братишка. В нашей семье стало традицией – встречать праздники за пышным сытным столом. Мы собираемся в Новый год, на 8 марта и другим праздникам. Совсем недавно, когда я ходила в детский сад, мы стали отмечать и православные праздники, такие как Рождество, Пасха, Троица и конечно же праздник всех православных женщин – Жен Мироносиц. Каждый праздник проходит со своими традициями и обычаями, о которых я узнаю от мамы, а она от своей мамы и бабушки– моей прабабушки.Я заметила, что для каждого праздника моя мама готовит особое блюдо, но неизменным остаётся одно-на столе красивая старинная скатерть. Раньше мне казалось, что её можно было бы поменять на современную вещь, однажды я захотела убедить в этом маму, но выяснилось, что эта скатерть особенная и очень дорога для мамы. Мне было интересно узнать, что эту скатерть своими руками изготовила моя прабабушка ещё в далекие годы своей юности, а еще несколько рушников с подзорами. И вот что я узнала.

В старину на Руси после долгих работ в поле устраивали посиделки: вели разговоры, пели песни и занимались рукоделием: вязали узоры крючком, вышивали, пряли. Моя прабабушка была мастерица на все руки, от неё в нашу семью перешли многие предметы старины. Чтобы получилась красивая скатерть, нужно было наткать холста, обвязать две половинки крючком, сшить их и перейти к украшению. Украшением служила вышивка. Чтобы получился красивый рисунок, прабабушка брала канву, пяльцы, яркие нитки и «ворожила» над узором. Так и получалась праздничная скатерть, которую прабабушка в качестве приданного отдала своей дочери – моей бабушке, а та по наследству оставила моей маме. Родилась такая традиция – передавать эту скатерть и рушники детям по женской линии.

Выяснилось, что именно эта скатерть была на столе, когда сватали мою прабабушку, когда приходили гости, чтобы поздравить её с рождением детей. Эта скатерть пережила много событий и, если бы вещи умели говорить, то мы бы узнали о том, как жили наши предки. Бабушка рассказывала и о традициях сватовства. На Руси никогда не говорили «проводим свадьбу», а всегда говорили «сыграем свадьбу».

Сначала шел обряд сватовства, в нем принимали участие сваха, отец и мать невесты. Все действо происходило в доме невесты. В случае положительного решения, сваха назначала встречу с родителями жениха: «Завтра ждите в гости родителей жениха. Они придут со своими родственниками и сватами. Чего зря калякать – надо свадьбу стряпать!»

Далее идут так называемые смотрины с участием родителей жениха, родственников и сватов, в которых отец жениха говорит о цели визита и просит показать им невесту. Невеста находится в горнице, лицо ее покрыто покрывалом. Родители соглашаются показать ее родственнице жениха или свахе. Те заходят в горницу, невеста ненадолго откидывает покрывало, показывая свое лицо. Смотрительница выходит к гостям и расписывает красоту невесты. Затем сообща определяют время сговора, и все уходят.

В сговоре участвуют только мужчины: сам жених с отцом, братьями, дружками и друзьями. Садятся за стол и составляют сговор, что обе стороны постановили: в такое-то время жених обязывается взять себе в жены такую-то, а родственники невесты должны выдать ее и дать за нее такое-то приданое.

Большое место в быту калужских крестьян занимала вышивка. Основой ее традиционно служил холст, материалом были льняные, шерстяные, полушерстяные нити. Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного творчества. Она была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Девочки 7-8 летнего возраста начинали готовить себе приданое, и к 15-16 годам должны были иметь до 30 полотенец. На девичнике невеста подносила по полотенцу своей работы (дарные) всем мужчинам из жениховой родни. Об этом упоминается в свадебной песне:

«Не обижайся сударь Федор, дары были плохи,

Уж я замуж поспешила, даров не нашила…»

В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, расшитые полотенца, десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям. Кроме того, невеста должна была подготовить для гостей специальные красочные полотенца, сшить мужу рубаху и штаны, которые ему надлежало надеть во второй день свадьбы, а свекру сшить рубаху, свекрови сарафан, всем мужчинам из жениховой родни невеста подносила по полотенцу своей работы.            Особенно нарядный рушник вышивала невеста для жениха, и его он надевал к венцу, заткнув за пояс, причем длинные расшитые концы висели чуть ли не до земли. Рушник надевался и невестой к венцу вокруг шеи под фату – «дымку», которой закрывают невесте часть лица. Пестрыми рушниками обматывали дуги, когда везут на повозке невесту со свахами в церковь. Полотенце – это предмет в русской культуре исключительно сокральный. Ткань вообще считалась священной, а полотенце вдвойне. Этот предмет связан почти со всеми ритуалами русской культуры: свадьбой, рождением, крещением и др. Вышитый полотенец в доме – символ счастья хозяйки.

Итак, подарки и приданое готово, срок свадьбы определен, теперь отцы семейства в знак крепости договора били друг друга по рукам. Это называлось «рукобитьем». С этого момента невеста считалась окончательно просватанной. Сразу после рукобитья раздавался обрядовый плач невесты с причитанием плакала очень громко, «вопила», чтобы все слышали, примерно так: «И кому меня, белу лебедушку, отдаете, из родного дома незнаему человеку: белы рученьки мои опустилися, резвы ноженьки мои подогнулися, голова моя с плеч покатилася» Даже если невеста знала своего жениха и шла за ним с большой радостью, она была обязана так громко плакать и причитать. Таковы были традиции русской свадьбы. Самым главным, конечно, было венчание жениха и невесты в церкви, оно проводилось по единому обряду, установленному Русской православной церковью. Дома встречали молодых отец с иконою, а мать с хлебом-солью. Молодые кланяются в ноги родителям, которые их благословляют и садятся за стол.

И свадьбу именно играли, она была ярким зрелищным представлением с разнообразными ритуалами и церемониями, песнями и плясками. В ней принимала участие вся деревня. В дом приходили деревенские бабушки и «величали» молодых. Вот одна из величальных свадебных песен «Зимой, летом сасёнушка* зелена».

 

Зимой, летом сасёнушка зиляна,

Зиляна, зиляна.

Ой, лё-ля-лё, ой, лё-ля-лё, ой, ля-лё,

Ой, ля-лё ,ой, ля-лё.

У пятницу Мариюшка висяла,

Висяла, висяла.

У субботу косу руссу распляла

Распляла, распляла.

В васкресенья к винчанью шла, плакалэ,

Плакалэ, плакалэ .

Да не жалостив мой батюшка да мине,

Да мине, да мине.

Отдаёть замуж далёка ат сибе.

Ат си бе, ат сибе.

Астаются маи цветики все в тибе,

Все в тибе, все в тибе.

Да вставай-ка, мой батюшка , ранинькя,

Ранинькя, ранинькя.

Паливай-ка маи цветики зорями,

Зорями, зорями.

Да маими гарючими слёзами,

Слёзами.

(* Все грамматические ошибки при написании – как слышится при воспроизведении песни)

 

Наша семейная реликвия – старинная скатерть, дорога всем членам семьи. Она довольно-таки старая, ей около ста лет, но ещё очень хорошо выглядит. Правда, скатерть немного по желтела от времени, да и вышитые цветы не такие яркие. Как прежде, но на ней нет ни единой дырочки, она очень крепкая. В нашей семье все бережно относятся к этому предмету старины. Теперь, зная, как появилась эта вещь на нашем столе, я уже не думаю, чтобы на её месте появилась другая скатерть, своему братику я постоянно напоминаю о том, чтобы он был аккуратным за столом. Может поэтому наша семья такая дружная и гостеприимная, что на столе красуется скатерть –самобранка. А в дни православных праздников на иконах Спасителя и Божией Матери в Красном углу красуются старинные вышитые рушники руками моей прабабушки. Древние узоры живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества, вопреки установкам того или иного Государственного режима. В основе разных народных традиций одни и те же глубокие знания, ибо изложены они нам непривычным языком – гармонии, красоты и любви!

Я буду рада принять от мамы в подарок наши семейные реликвии и постараюсь сберечь и рассказать историю их появления для своих детей.

 

Хочется закончить свою работу словами: «В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи. Нет с нами давно ушедших в мир иной предков, но продолжают жить на первый взгляд обыкновенные, а на самом деле хранящие память вещи».

Ирина Мирошкина,10 класс, ГКОУ Калужской области «Областной центр образования»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"