На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Слово об учителях земли родной

Конкурсная работа VI Международного литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!» – «Сейте разумное, доброе, вечное…»

История из семейного альбома

Памяти Фирсова   Владимира Васильевича,

хорошего учителя и человека.

Я хочу вам рассказать об Учителе. Для моей семьи и его учеников именно так – Учителе с большой буквы. Он прожил, наверное, обычную жизнь. Но именно в ежедневном преодолении себя, способности не жаловаться на мир, а радоваться каждому дню, своим детям, внукам, успехам своих учеников –    величие простого русского сельского учителя.

Эта история началась в 1938 году, когда родился мальчик – брат моей бабушки Фирсов Владимир Васильевич. Вернее, это началось еще раньше, когда   моя прабабушка и мой прадедушка познакомились, полюбили друг друга и у них в старом деревянном доме, скрытом от дороги американскими кленами, в центре города Иваново появились дети: сначала моя бабушка в 1937 году, а потом и ее брат. Родители были счастливы: дети росли красивыми и умными. И все шло хорошо, но маленький Володя и его сосед и друг Толя вдруг заболевают, поднимается высокая температура. Родители думают, что это просто простуда. Дети выздоравливают, с Толей все в порядке, а у Володи   начинается паралич. Врачи говорят, что мальчики переболели полиомиелитом.   Сделать ничего нельзя. Иногда я думаю, что чувствовали мои прабабушка и прадедушка, как им было больно за своего сына.

  А в нашей стране тоже горе – началась Великая Отечественная война. Мой прадедушка, Фирсов Василий Васильевич, идет на фронт – сражаться с фашистами, а моя прабабушка Антонина Алексеевна остается, как многие другие женщины, с двумя маленькими детьми на руках, старшей девочке Альбине 4 года, а Володе -3, и он ходит с трудом,   ноги и руки его неестественно   вывернуты. Хотя как все мальчишки пытается бегать, играть со своими сверстниками. Он никогда не бывает один, его любят друзья. Антонина Алексеевна идет работать в госпиталь, а дети остаются дома одни.   Семье немного повезло, город Иваново не был захвачен немцами, на него совершались только воздушные налеты. Когда включалась воздушная тревога – дети прятались в подвал. У них в семье жил кот Бантик. Однажды, когда начался налет, Бантик испугался и сбежал, и дети бегали под летающими самолетами и искали пропавшего кота. Хуже всего они переносили голод, есть хотелось всегда, они росли, и организм требовал еды. Но так жили все, и все ждали конца войны и мечтали о победе. К концу войны, когда казалось, что все страшное уже позади, пришло извещение о том, что отец и муж– Василий Васильевич пропал без вести.

Но самые страшные времена когда-нибудь   заканчиваются, закончилась и долгая война, пришла победа, а с ней и надежда на лучшую жизнь. Дети пошли в школу, хорошо учились. Особенно легко   Володе давалась математика. Врачи попытались сделать ему операцию, но она оказалась неудачна, ему стало хуже, и мальчик был вынужден ходить в школу с палочкой. Но, его мать не унывала, пыталась его лечить, водила его по врачам.

Володя, своими успехами в школе радовал ее, учителя и соседи считали его очень умным и способным мальчиком. В 1957 году он окончил 10 классов и поступил в Ивановский педагогический институт, на физико-математический факультет, который закончил в 1962 году. После окончания института он уехал работать в город Заволжск в школу рабочей молодежи. Работал он там около года. Потом ему предложили работу завучем   в большом селе Колшево в Заволжском районе Ивановской области, Так   Владимир стал сельским учителем.

  Село Колшево оказалось очень зеленым, красивым, окруженным со всех сторон бескрайними полями, многоцветными лугами и густыми лесами. Там пели незаметные соловьи, ранним утром можно было услышать крик взъерошенного петуха, увидеть, как над   лесом встает, освещая   дома солнце. А какой там воздух! Наверное, сказывалась близость реки Волги. Там в сельской школе он познакомился с учительницей   немецкого   языка Людмилой и   женился на ней. Молодой семье дали жилье в одноэтажном светлом   просторном доме, школа от него была всего в двух шагах. Это было особенно важно, ведь ходить Владимиру было тяжело, ноги становились слабее, сказывалась неудачная операция. Владимир преподает школьникам свою любимую физику, астрономию и черчение и, работая с детьми, иногда забывает, что болен. В семье Фирсовых большая радость –   рождается сын Дима и дочка Наташа. В школе Владимир Васильевич   организует кружок радиолюбителей. Вместе с ребятами они радиофицируют школу, и все новости, объявления теперь рассказываются по созданному своими руками радио. Школьники очень радовались этому. Этот кружок работает в школе до сих пор.   Еще в школе был хороший хор учителей, Владимир Васильевич стал в нем запевалой. Хор не раз ездил на смотры художественной самодеятельности, занимал первое место в районе. Моя бабушка вспоминает, что Владимир особенно любил одну песню «Я люблю, тебя, жизнь!». Вообще жизнь   кипела, школа была новой, светлой, просторной. Школа работала в контакте с совхозом. Дети   вместе с учителями посадили около школы   настоящий фруктовый сад и огород, в котором выращивали овощи и фрукты к школьному столу. Там росли кисловатые темные вишни, алые гроздья рябины, зеленые и красные, сладкие и кислые тяжёлые яблоки. В саду стояли скамейки, на которые так и хотелось присесть и отдохнуть. Сама же школа стала, благодаря усилиям учителей, культурным центром села, учителей любили и уважали. Шла жизнь, дети росли, у Владимира Васильевича за годы работы в школе сменилось не одно поколение учеников, но   отношения с ними складывались всегда хорошие, он умел объяснить новый материал так, что он становился понятным всем и старался, чтобы дети полюбили предмет, который он преподает.

  За что его любили ученики? Я думаю, что за то, что он любил их, ему было самому интересно с ними. В то же время он имел авторитет среди учителей и учеников, они уважали его за силу воли, оптимизм, за то, что он любит свою работу. Он жил школьной жизнью, не считал себя несчастным, больным, и люди вокруг него не чувствовали, что у него больные ноги. Он работал наравне со всеми и люди ценили это. Моя бабушка, сестра Владимира Васильевича, вспоминает: «В школе организовывали встречи выпускников, брата всегда приглашали на эти встречи. Один раз он отказался, ему было тяжело идти, тогда его взрослые ученики взяли его на руки, отнесли в школу и после на руках принесли домой».   В 1984 году он не смог   больше стоять с мелом у доски, очень болели ноги, и   два года не работал. Но сидеть дома он не смог, устроился   в сельсовет сначала бухгалтером, потом главным бухгалтером, где и проработал до пенсии.

В прошлом году Владимира Васильевича не   стало, болезнь не дала ему жить дальше, больные ноги стали отекать,   началось воспаление, с которым врачи не смогли справиться. Хоронило его все село, люди говорили   добрые   слова. Но история на этом не заканчивается. Осталась память о нем, его дети и внуки, его ученики, которые вспоминают о нем с любовью и благодарностью.

Мне очень нравился брат моей бабушки. Он был   интересным человеком, с чувством юмора, старался не быть никому в тягость, рядом с ним было хорошо.   Прошлым летом мы ездили в Иваново, были на улице Маяковского, где до сих пор   остался старый дом, в котором жили мои прабабушка, прадедушка, бабушка и ее брат. Вокруг него стоят такие же зеленые американские клены, только живут там сейчас уже другие, незнакомые люди. И я решила написать эту историю.

В России есть много героев, защищавших родину от врагов, совершавших подвиги в мирное время. А есть и незаметные герои, которые живут среди нас. Живет вроде бы обычный человек, каждый день борется со   своей болезнью, не жалуется на то, что   ему надо стоять   на своих больных ногах у доски с мелом.   Нет, он не просит сочувствия, он идет работать, пытается научить учеников не только физике и математике, но и своим примером – оптимизму, желанию жить. Я думаю, что в преодолении своей слабости, болезни, способности радоваться жизни, тому, что он может приносить пользу и заключается ежедневный подвиг Владимира Васильевича Фирсова как учителя и как человека, и именно поэтому до сих пор с любовью и уважением вспоминают его близкие и его ученики.

Виктория Наумова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"