На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Повседневная жизнь русской школы

Образование и Просвещение. Цифирные школы и народные училища. Продолжение

Образование и Просвещение

 

По мнению философов эпохи Просвещения только образование было способно искоренить любые недостатки человеческой натуры и изъяны мира в целом. Образованный человек, искренне считали просветители, не может совершить дурного поступка, поэтому он много полезнее для общества, чем необразованный. В просвещенном обществе, как они ожидали, быстрее исчезнут предрассудки, суеверия, социальная несправедливость.

В России эти идеи были хорошо известны: во второй половине XVIII в. в обществе живо обсуждали сочинения английских и французских философов, журналы активно печатали статьи на педагогические темы, меценаты организовывали воспитательные дома и училища для бедных и сирот.

Особенной популярностью идеи Просвещения пользовались среди авторов журналов, издаваемых Н.И. Новиковым. В одном из них был напечатан солидный по объему трактат «О воспитании и наставлении детей», автором которого многие исследователи считают самого Новикова. Цель воспитания в нем сформулирована предельно ясно и просто: «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Просвещение ума должно сочетать с «образованием сердца», то есть нравственным воспитанием, а еще родители не только должны кормить своего ребенка, но и заботиться о его «образовании тела». Соединение развития умственного, нравственного и физического сделает человека образованным, а значит и счастливым[i].

Утопичные идеи просветителей порой приносили вполне практические плоды. «Московские ведомости», издаваемые Н И. Новиковым, имели приложение, которое называлось «Детское чтение для сердца и разума» – первое российское издание, предназначенное специально для детей. Кстати, Новиков, который учился вместе с Фонвизиным в университетской гимназии, не смог, несмотря на все его старания, овладеть ни одним иностранным языком и возможно поэтому, как считают некоторые исследователи, так активно занимался изданием переводной литературы[ii].

О том, какое впечатление на ребенка производило «Детское чтение…», описал С.Т. Аксаков: «Я читал свои книжки с восторгом и, несмотря на разумную бережливость матери, прочел все с небольшим в месяц. В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир… Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими превращеньями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку – овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами»[iii].

Далеко не все образованные люди той эпохи склонны были преувеличивать роль просвещения в воспитании человека, желая сделать его во что бы то ни стало счастливым.В век Просвещения многие ученые и педагоги по-прежнему главной задачей воспитания считали постижение учения Христа. Идеи просветителей пришли в Россию с Запада, но смысл слова «просвещение» в нашем языке наполнен совсем иным содержанием. Замечательны размышления по этому поводу Н.В. Гоголя: «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумывались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит… Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит. Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвещник, знаменующий Троицу Бога, и двусвещник, знаменующий Его сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божественном и человеческом, всех ими освещает, произнося: «Свет Христов освещает всех!»[iv].

Бытует такое устойчивое заблуждение: светское образование неизбежно должно прийти в конфликт с духовным, да и вообще с религией. Однако вера и наука никогда не противостояли друг другу, и вера вовсе не отрицает ни образования, ни просвещения, ни познания мира. Только целью познания для христианина является не удовлетворение его любознательности, а стремление через познание мира видимого познать мир невидимый – горний. Как писал Ломоносов, «природа и вера суть две сестры родные и никогда не могут прийти в распрю между собою». Математик не может, по остроумному замечанию Ломоносова, «Божественную волю вымерять циркулем», так и учитель богословия вряд ли должен учиться астрономии по Псалтири[v].

Екатерина II как просвещенная монархиня верила в силу воспитания, но часто повторяла, что главная цель воспитания – «руководство к Закону Божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства».

По ее распоряжению была написана книга «О должностях человека и гражданина», во вступлении к которой говорилось: благополучным и счастливым делают человека чистая совесть, здоровье и довольство своим состоянием, а для обретения этих качеств необходимо «напоить душу свою добродетелью», что по силам и бедным, и богатым, и простым, и знатным[vi].

Мысль об исполнении своего долга, как главного предназначения человека, формировалась и в дворянском сословии: «Дворянин – тот, кто служит». Подобные задачи требовали особого подхода к воспитанию, здесь речь шла уже не о подготовке отдельных представителей для разовых поручений, а о системе просвещения в целом. Поэтому по мысли императрицы необходимо было создать школы начального образования для детей всех сословий и учебные заведения специально для дворян. Вырастить такие школы можно было только под крылом государства, которое содержало бы их и опекало.

 

Цифирные школы и народные училища

 

Многое, задуманное Петром, было им лишь намечено или создано в своей основе, а развитие получило уже в эпоху Екатерины II. Так случилось и со школьным делом. Идея создания «нижних школ» возникла еще в 1714 г.: по задумке Петра I все сословия (кроме крестьянского) должны были получить начальное образование в государственных школах – цифирных. Исполняя указ царя, в большие города начали свозить детей духовенства, дворянства, купечества, чтобы обучать «молодых ребяток» чтению, письму, цифири и началам геометрии. Если недоросль отказывался учиться, или поступал в школу и не заканчивал ее – ему не разрешали жениться и запрещали таких неучей венчать в церкви. Школы предполагалось размещать в архиерейских домах и монастырях и содержать за счет губернских доходов. Так царь намеревался распространить грамотность, не разделяя образование на духовное и светское. Можно сказать, цифирные школы были последней попыткой XVIII столетия объединить эти два направления[vii].

В дальнейшем их пути будут не раз пересекаться: так, часть начальных школ – церковно-приходские – будет принадлежать Священному Синоду, а в духовных семинариях до реформы 1867 г. будут изучать медицину и сельское хозяйство, после реформы – еще и педагогику. Да и само обучение в духовной семинарии первые четыре года повторяло в основном гимназический курс, и только последние два года посвящались исключительно богословским предметам. Поэтому неудивительно, что окончившие 4-ый класс семинарии так же, как и гимназисты, стремились поступить в университеты, поскольку общеобразовательный уровень среднего гимназиста и среднего семинариста был приблизительно одинаков[viii].

Но вернемся в XVIII столетие. Век цифирных или арифметических школ, на которые возлагал большие надежды Петр I, оказался короток – дети, оторванные от семьи и непривычные к новому распорядку, порой жестокому, убегали домой, к родителям. К тому же к1721 г. духовенство добилось, чтобы дети священников обучались дома или в греко-латинских школах, и цифирные школы были выведены из церковных помещений. Вскоре вышло разрешение обучать дома и детей дворян. Так что к середине XVIII в. цифирные школы практически повсеместно исчезли.

К идее создания начальных школ для детей всех сословий вернутся уже во времена Екатерины II. В1780 г. императрица встречается во время поездки по югу России с австрийским императором Иосифом II. Беседуя с одним из «просвещенных» монархов Европы, Екатерина узнает о школьной реформе, которая недавно была проведена в Австрийской империи. Императрица живо интересуется подробностями реформы и даже изучает подаренные ей Иосифом школьные учебники. Император в самых лучших выражениях характеризует автора реформы – австрийского подданного, серба по происхождению, который немало «потрудился в устроении народных школ». Зовут его Ф.И.Янкович де Мириево.

Вот его-то и решает Екатерина II пригласить в Россию для проведения  школьной реформы. Выбор был сделан верный – Янкович добился хороших результатов в Австрии, он знает русский язык и по вероисповеданию православный. Так в России начинается одна из первых серьезных реформ образования.

В 1782 г. по предложению Янковича в губернских городах создаются главные народные училища – в них будут учиться пять лет, а в уездных – малые училища, рассчитанные на два года обучения. Программа в училищах предлагалась следующая: в начальных классах чтение, письмо, чистописание, рисование, арифметика, Священная история и катехизис. В старших классах читали Евангелие, повторяли катехизис, изучали основы географии, истории, геометрии, естественной истории, архитектуры, механики и физики. Желающие продолжить обучение в гимназии и университете дополнительно могли изучать латинский язык; иностранные языки тоже изучали по выбору – в Иркутске, к примеру, китайский, в южных губерниях – греческий, в восточных – арабский.

Занятия в училищах проходили бесплатно (содержанием и хозяйственным управлением училищ занимались приказы общественного призрения), поэтому недостатка желающих поступить в новые заведения не было. В конце XVIII в. по стране уже насчитывалось 288 училищ, то есть, больше, чем в половине российских городов, и обучалось в них почти 22 000 мальчиков и девочек, в основном из городских сословий – мещанства, купечества, разночинцев[ix].

Народные училища можно смело назвать инновационной школой XVIII в. Во-первых, детей теперь набирали в школу не круглогодично, как раньше, а два раза в год. Это новшество позволяло учить каждого не по индивидуальному плану, но использовать классно-урочную форму, которую так усиленно насаждал Ломоносов. Во-вторых, занятия проходили не с утра до вечера, но по единому распорядку – с 8 до 11 утром и с 2 до 4 днем зимой, летом с 7 до 10 и с 2 до 5 дня. Начинались и заканчивались уроки молитвой, мальчики и девочки учились вместе, но в классах сидели порознь, и учитель должен был следить за тем, чтобы домой они тоже уходили врозь.

Сечь учеников в новой школе запрещалось, но телесные наказания все же применялись, и на ребенка из дворянской семьи, для которого приглашали учителя домой, одно лишь посещение народного училища могло произвести самое отталкивающее впечатление. Вот каким увидел урок арифметики в народном училище г. Уфы юный Сергей Аксаков: «Половина скамеек была занята мальчиками разных возрастов; перед ними лежали на столах тетрадки, книжки и аспидные доски; ученики были пребольшие, превысокие и очень маленькие, многие в одних рубашках, а многие одетые, как нищие. <…> Вдруг Матвей Васильевич заговорил таким сердитым голосом, какого у него никогда не было, и с каким-то напевом: «Не знаешь? На колени!» – и мальчик, стоявший у доски, очень спокойно положил на стол мел и грязную тряпицу и стал на колени позади доски, где уже стояло трое мальчиков, которых я сначала не заметил и которые были очень веселы; когда учитель оборачивался к ним спиной, они начинали возиться и драться. <…>Матвей Васильевич отмечал в списке, кого нет, приговаривая иногда: «В третий раз нет, в четвертый нет – так розги!» Я оцепенел от страха. Вызываемые мальчики подходили к доске и должны были писать мелом требуемые цифры и считать их как-то от правой руки к левой, повторяя: «Единицы, десятки, сотни». При этом счете многие сбивались, и мне самому казался он непонятным и мудреным, хотя я давно уже выучился самоучкой писать цифры. <…> Я ничего не понял сколько потому, что вовсе не знал, о чем шло дело, столько и потому, что сидел, как говорится, ни жив ни мертв, пораженный всем мною виденным. Задав урок, Матвей Васильевич позвал сторожей; пришли трое, вооруженные пучками прутьев, и принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях»[x].

Удивительным и неприятным открытием оказалось для Аксакова перевоплощение доброго и ласкового в домашних занятиях учителя Матвея Васильевича в «кровожадного злодея», «преступника», «разбойника» – такой метаморфозы потрясенный ребенок пережить не смог и отказался заниматься со своим учителем. Но менее впечатлительные ученики народных училищ переносили наказания, к удивлению маленького Сережи, легко, будто вовсе их не замечали: «забирая свои вещи, все мальчики выбегали из класса и вместе с ними наказанные, так же веселые и резвые, как и другие».

 



[i]  О воспитании и наставлении детей. О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его.- Новиков Н.И. Избранное. М., Правда. 1983.

[ii] Елисеева О. Повседневная жизнь благородного сословия во времена Екатерины. М., 2008. С. 352.

[iii] Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. – Добрый день Степана Михайловича. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2012. Сс. 80-81.

[iv] Гоголь Н.В. Просвещение. – Духовная проза. М., 1992. Сс. 118 – 119.

[v] Ломоносов М.В. Сборник статей/ под ред. В.В.Сиповского. Спб, 1911.С. 17.

[vi] Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина, книга к чтению определенная в народных городских училищах Российской империи. Спб, 1783. Введение.

[vii] Фруменкова Т.Г. Цифирные и архиерейские школы первой трети XVIII в. // Вопросы истории. 2003. № 7. Сс. 136-143.

[viii] Сушко А.В. Духовные семинарии в России (до1917 г.) //Вопросы истории,1996. №11 -12. С. 105.

[ix] Белявский М.Т. Школа и система образования в России в конце XVIII в. // Вестник Моск. Университета. – Ист-филол. сер. 1959.№ 2. С.111.

[x] Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. – Добрый день Степана Михайловича. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2012. Сс. 196-197.

Наталья Петрова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"