На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Писанка

Писанка. Из традиций русского народа

Ребята, знаете ли вы, что такое писанка? А вот в былые времена на Руси существовала целая традиция их изготовления.

Возьмут перед Пасхой сырое яйцо, проткнут его, начинку всю выдуют через крошечную дырочку, или прямо целиком его засушат (тогда желток внутри превращается в твердый камешек и звенит, как колокольчик) – и получается целое яйцо, только пустое внутри. Потому хранить его можно много лет, не испортится.

Потом начинали готовить краски. Их делали из цветов, листьев, коры деревьев: из яблони – жёлтую, из молодой березы – золотистую, из марены – красную, бордовую. Для того чтобы сделать краску требовалось так много времени! Например, на одну только черную краску уходило около двух недель, и ещё полдня требовалось, чтобы яйцо краску это приняло и окрасилось. В наше время мастера пользуются пищевыми красителями: опустил – вытащил, и яйцо окрасилось, и пяти минут не займёт.

А дальше делали вот что: брали воск пчелиный и воду от того места, где три ручья воедино сливаются. Сейчас для написания узора существуют кистки – изобретение Зинаиды Николаевны Иваницкой, но раньше вместо них пользовались или перьями, или латунными воронками на палочке. Пока одна разогревалась на огне, второй «писали».

И вот из нагретой воронки снизу вытекает тоненькой струйкой горячий воск, которым наносится на яйцо узор; затем оно купается в красе, которая окрашивает все те места, где воска нет. Затем покрываются те места, которые должны остаться того цвета, в который окрашены, и яйцо «купается» снова. Первым нужно наносить белый рисунок, затем – жёлтый, затем –  красный, и так, постепенно, всё более темные цвета. Последний цвет – чёрный. Затем воск снова немного нагревают, и он легко с яйца стирается, рисунок открывается, становится ярким. Как же получается красиво!

Кстати, яйцо с самой древности считалось символом мироздания. У многих народов мира есть предания о том, что вселенная возникла из него. Например, финны говорили так:

«Из яйца из верхней части, стал высокий свод небесный,

Из яйца, из нижней части, вышла мать – Земля Сырая,

Из белка, из верхней части, месяц светлый появился,

Из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось,

Из яйца, из пёстрой части, звезды частые явились...»

 

И так далее, словом весь мир из яйца. Славяне полагали, что скорлупа в начале времен превратилась в небо, белок – в море-океан, желток – в землю в виде острова, который покоится не нем, а плёночка внутри яйца – в облака. Будто не только птица рождается из яйца, но и всё мироздание. Поэтому ещё в самые древние времена люди нередко дарили яйца друзьям весной, как символ зарождения жизни после зимней спячки.

Существует множество легенд и преданий, связанных с яйцом. Есть такая христианская легенда, будто первую писанку, вернее красное яйцо, подарила Мария Магдалина императору Тиберию в Римскую эпоху.

Есть и другие легенды, недостоверные, более похожие на сказки. Например, когда Мария стояла под крестом, на котором был распят Христос, кровь его, капающая на землю, превратилась в крашенку, а слёзы Марии – в писанку (крашенка – это вареное расписное яйцо, такое, как все мы делаем теперь на Пасху). Существует и такая легенда, когда люди бросали в Христа камнями, они не долетали до Него и превращались в писанку. Есть и такая: человек, который помогал Христу нести крест, пришел в тот день в Иерусалим для того, чтобы на ярмарке продать яйца. И чтобы помочь, он оставил на время корзинку с яйцами, а когда после вернулся, то увидел, что они из белых превратились в писанки. Он отнес их домой, и с тех пор разошлись они по белому свету.

Ещё писанка считалась символом крепкой, слитой воедино семьи. Верхняя часть писанки, Солнце, – это отец, нижняя, Луна, – мать. Часто писанка была предсвадебным подарком. Девушка дарила её жениху в знак того, что она готова выйти за него замуж. До того, пока невеста писаку не подарит – нечего и свататься.

Ну и, конечно, писанки дарили только самым близким, любимым людям. Хранились они дома в красном углу под иконой и обладали большой обережной силой (особенно священной силой обладало яйцо, которое снесла молодая курочка в определённый момент после Дня Весеннего Равноденствия). На Пасху, например, был такой магический обряд: строили большие качели, на которых катались «всем миром». Говорили так: чем выше поднимутся качели, тем выше лён уродится, чем ниже они опустятся, тем больше энергии уйдет к предкам и даст им знать, что весна наступила, и что пора помогать потомкам в земледелии. Так вот, за право покататься на этих качелях парни часто просили у девушек подарить им писанку.

Узоры на подобном яйце, конечно, не случайны: существовал целый ряд как бы условных знаков. На писанках изображали символы и солнца, и земли, различные  геометрические узоры (а это самые древние узоры во всем мире), или животных, символизирующих силы природы. Солнечные кони, олени, рыбы (древний символ Христа),  птицы.

Вот, на этом яйце утка. В народе сразу бы поняли, что  это священная птица, которая может путешествовать по всем мирам: в верхний ярус поднимается она на крыльях,  ныряя, опускается она в подземное царство к душам предков,  и в то же время может просто плыть по воде. Такое яйцо, с уткой, жениху не подаришь, оно посвящено предкам.

На Украине и сейчас писанки – это живое мастерство, и в разных областях её сложились свои собственные традиции. Поэтому, взглянув на яйцо, можно сразу определить, где оно было расписано. Самые известные – это Гусульские яйца. У них обычно черный фон, а узоры – белые, красные, желтые, иногда зелёные. Они делают очень мелкий миниатюрный узор, полностью покрывающий поверхность яйца. А в городе Коломыи открыт целый музей писанки, здание которого выглядит, как огромное расписанное яйцо!

Самые древние писанки содержали три цвета: белый, красный и чёрный. Эти архаические цвета характерны не только для писанок, но и вообще для всего народного искусства. Чёрный – цвет Земли-Матушки, Красный – жизни, крови, солнца, Белый, считалось в народе, – цвет потустороннего мира: цвет смерти и чистоты.

Если же писанка была написана небрежно, без соблюдения канонов и традиций, на Украине её небрежно называли «малеванка». Она не имела магической силы. Писанку нельзя было разбивать – это сулило всяческие несчастья, но если вдруг это случалось, то её пускали по воде, или закапывали в землю.

Потому, что писанка символизировала весь наш мир, в неё можно было «закатать» абсолютно всё: и добро, и зло. Но, конечно, на Руси считали, что должно быть больше добра, потому что все мысли отражаются на нашей жизни. Это значит, что каждая плохая мысль или поступок приносят несчастье, причем не только тому, кто плохо подумал, но и всему его роду, всему селенью. Так что мастерицы, создавая писанку, старались думать только о чем-то самом хорошем, чтобы превратить её в настоящий оберег, который стал бы охранять и защищать их близких от беды. Поэтому все писанки освещали  в церкви, и посторонний человек не должен был к ним прикасаться.

В каждой семье был ещё и собственный набор рисунков, передававшийся из поколения в поколение. Эта традиция существовала с древности, когда люди считали, что нужно в определенное время пустить писанку по реке, и та приплывёт к душам предков. Люди считали, что посылают своим предкам подарок и знак, как найти свою семью, и предки станут их оберегать и помогать им.

Сейчас, во многом благодаря Зинаиде Николаевне Иваницкой, потомственном мастере, которая обучила многих этому искусству и даже выпустила на Украине несколько книг об искусстве писанки, традиции возрождаются. Мастерством этим с каждым годом занимается всё больше людей, и не только в России и на Украине. В последние годы очень многие пытаются вернуться к своим корням, без которых  человек, как часть природы, не может жить, так же как, например, трава или дерево. Душа человека всё равно тянется назад, к природе. Даже сам процесс написания писанки успокаивает, преображает человека. Ведь это творчество идет не от «ячества», а выходит из глубин веков.

Попробуйте и вы, ребята, выдуть яйцо и с помощью воска и красок раскрасить его...

* Журнал "О Русская земля", №2, 2013

Александра Стрижевская


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"