На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

«И стонет раненое Слово, стучась в оглохшие сердца…»

Литературная композиция по творчеству Николая Рачкова

1. О том, что вначале было Слово, и Слово было Бог, «звонкий жаворонок России», современный петербургский поэт Николай Рачков не то, что помнит и не забывает – ему родной землёй дарована чудодейственная сила русского глагола, чтобы говорить с людьми Божьими устами, чувствовать и понимать глубинный смысл высокого русского Слова.

 

2. Слово поэта одухотворено, очеловечено, оно бессмертно и божественно.

 (Стихи читают 2 чтеца по очереди, как бы ведя диалог).

 Исчезнет всё. Но не оно.

Не отречётся, не разлюбит.

Тая бессмертия зерно,

Оно кричать о жизни будет.

 И вспыхнет из забытых снов,

 Их хаоса слепых молекул.

 И колокольно, властно – вновь

 Оно над новым грянет веком.

И человек над синью вод,

В объятьях девственного дола

И выстрадает, и поймёт

Предназначение глагола.

 Чтоб вновь с душою во хмелю,

 Ресницы опуская ниже,

 Всей грудью выдохнуть:

 – Люблю…

 И задохнуться:

 – Ненавижу…  (Слово).

 

1. Поэт не приемлет никаких «мук творчества», ибо поэтическое слово для него – это светлая песня души, как песня вольной пташки, а «звонкая песня жаворонка» по заказу, по расписанию – не поётся.

Слово – это души озаренье,

Не причуда, не вычурный свист.

Не насилуйте сихотворенье,

Как гармошку плохой гармонист.

 Если в песне – ни смысла, ни лада,

 Если в сердце не вспыхнул огонь, –

 Не играйте, прошу вас. Не надо.

 Отложите в сторонку гармонь.

 

2. Поэт черпает магическую силу своего слова в живительном пушкинском роднике поэзии.

Заря сюда

испить скликает

Всех,

кто давно от жажды сник.

Нет, в Болдине не иссякает,

Звенит он –

Пушкинский родник!

 Из века в век

 он щедро льётся.  

 

 Пока он жив,

 нам не пропасть.

 И счастлив тот,

 кому придётся

 К нему

 иссохшим ртом

 припасть.

Какая

 в нём сокрыта тайна? –

Ни тина не берёт,

ни ржа.

Его струя

всегда хрустальна,

Чиста,

живительна,

свежа!

 

1. Слово и язык Пушкина для русского человека как Благая весть во спасение, как вера в высокое предназначение русской судьбы.

 «Мороз и солнце…» – это Пушкин,

Мы твёрдо знаем наперёд.

И сомневаться разве нужно?

Его в душе хранит народ.

 «Пока сердца для чести живы»,-

 Какая сломит нас беда?

 Не для вражды,

 не для наживы

 Мы в этом мире, господа.

Среди эпох, идей и мнений

Любому с малолетства люб

Непостижимо русский гений

С печалью африканских губ.

 Эй вы,

 Не тратьте зря усилий,

 Нас не возьмут ни ложь, ни тол,

 Пока есть Пушкин у России,

 Пока звучит его глагол!

 

2. Когда речь загрязняют, слово оскверняют, сердце поэта кровоточит от боли, чувствуя, как разбивается целостность мира, как расшатывается земля под ногами, мельчает народ.

 

1. И он бросается на защиту родного языка, учит бережному, осторожному, трепетному отношению к нему, ибо существует и словесное поле битвы высших сил добра и зла, горних высот и адовой пропасти.

 

2. Поэтому служение Слову – категория и духовная, и гражданская, и героическая: ведь язык – тоже родина, и требует защиты.

В телевизоре в деланном раже

Вновь оратор уродует речь…

Наше дело с тобой – быть на страже,

Не коверкать язык, а беречь.

 Не отчаиваться бестолково,

 Не вскипать, как в момент молоко.

 Надо помнить, что русское слово,

 Словно знамя, держать нелегко!  (Словно знамя).

 

1. Знамя русского языка держать, ох, как нелегко!

 

2. И ослабевшего в постоянной борьбе с невежеством человека одолевают неуверенность и сомнения в нужности для людей тернистого пути поэта.

1. Но в диалоге с обывательской теорией побеждает Совесть – категория божественного начала в человеке.

А можно бы жить и бездумней, и легче –

Приятели жили, не дуя и в ус.

Зачем мне печаль на некрепкие плечи,

Людского терпенья возвышенный груз?

 Спасла ли кого моя горькая дума?

 Кого-то утешила радость моя?

 Костёр на душе – со времён Аввакума,

 Да что там, – пылает все дни Бытия.

И жжёт меня слово, лишая надежды

На призрачный даже, на скромный уют.

И слёзы других опаляют мне вежды,

И рвут моё сердце,

И спать не дают…

2. Выбор Слова: доброго, злого, равнодушного, эгоистичного, миролюбивого, поэтичного, площадного, любви или ненависти – формирует личность, судьбу, лечит, спасает или разрушает.

1. И поэт призывает:

 Сохраните себя, своё сердце и слово,

 В этом мире – иного не будет в судьбе.

 Это страшно: прожить за кого-то другого

 То, что было отпущено только тебе.  (Сохраните себя).

 

2. Язык во всём его литературном, духовном, научном, гражданском звучании – великое достояние человека и щедрый подарок Бога. Язык Николая Рачкова – русский.

 

1. Ему, великому и могучему, поэт и поёт славу, величает его и передаёт как бесценное наследство потомкам.

То нежно звучит, то сурово

Высокое русское слово.

Оно, как державная слава,

Сияло в устах Ярослава.

Его возносил, как молитву,

Суворов, стремившийся в битву,

И Пушкин, в волнении строгом,

Держал, как свечу перед Богом.

Храните и в счастье, и в горе,

На суше его, и на море.

Не будет наследства другого

Главнее, чем русское слово!  (Русское слово)

 

2. Его молитвенная поэтическая песнь «Не за себя прошу»– это шедевр духовно-патриотической словесности, формирующий национальное сознание, дух единства и соборности народа.

 

1. Это и молитва, и клятва, которую вместе с поэтом воссылает русский человек к небу,

надеясь на прощение и спасение.

  (Далее под звучание церковной музыки).

Не за себя прошу,

Поднять не смея взора:

И в нынешние дни,

и в завтрашние дни

От дьявольской войны,

От мора и террора

Беспечный мой народ

спаси и сохрани.

 Прости его за то,

 что в этой жизни грешной

 Доверчив он и смел,

 талантлив и велик.

 Спаси и сохрани

 его могучий, нежный,

 Вобравший шёпот трав

 и гром небес язык.

В решающий момент

не дрогнет он и бровью

И встанет за Тебя

под гибельной пургой.

К Твоим стопам, Господь,

он припадёт с любовью

Как никакой другой,

как никакой другой.

 Будь милостив к нему

 и не карай сурово,

 Из всемогущих рук

 его не оброни.

 Во имя всех святых

 и для всего благого

 Спаси и сохрани,

 спаси и сохрани.

Зоя Ивановна Шаталова, учитель-методист СОШ №22 г. Николаева, председатель РНО «Русич-Николаев», руководитель школьного театра «Русич»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"