«И стонет раненое Слово, стучась в оглохшие сердца…»
Литературная композиция по творчеству Николая Рачкова
1. О том, что вначале было Слово, и Слово было Бог, «звонкий жаворонок России», современный петербургский поэт Николай Рачков не то, что помнит и не забывает – ему родной землёй дарована чудодейственная сила русского глагола, чтобы говорить с людьми Божьими устами, чувствовать и понимать глубинный смысл высокого русского Слова.
2. Слово поэта одухотворено, очеловечено, оно бессмертно и божественно.
(Стихи читают 2 чтеца по очереди, как бы ведя диалог).
Исчезнет всё. Но не оно.
Не отречётся, не разлюбит.
Тая бессмертия зерно,
Оно кричать о жизни будет.
И вспыхнет из забытых снов,
Их хаоса слепых молекул.
И колокольно, властно – вновь
Оно над новым грянет веком.
И человек над синью вод,
В объятьях девственного дола
И выстрадает, и поймёт
Предназначение глагола.
Чтоб вновь с душою во хмелю,
Ресницы опуская ниже,
Всей грудью выдохнуть:
– Люблю…
И задохнуться:
– Ненавижу… (Слово).
1. Поэт не приемлет никаких «мук творчества», ибо поэтическое слово для него – это светлая песня души, как песня вольной пташки, а «звонкая песня жаворонка» по заказу, по расписанию – не поётся.
Слово – это души озаренье,
Не причуда, не вычурный свист.
Не насилуйте сихотворенье,
Как гармошку плохой гармонист.
Если в песне – ни смысла, ни лада,
Если в сердце не вспыхнул огонь, –
Не играйте, прошу вас. Не надо.
Отложите в сторонку гармонь.
2. Поэт черпает магическую силу своего слова в живительном пушкинском роднике поэзии.
Заря сюда
испить скликает
Всех,
кто давно от жажды сник.
Нет, в Болдине не иссякает,
Звенит он –
Пушкинский родник!
Из века в век
он щедро льётся.
Пока он жив,
нам не пропасть.
И счастлив тот,
кому придётся
К нему
иссохшим ртом
припасть.
Какая
в нём сокрыта тайна? –
Ни тина не берёт,
ни ржа.
Его струя
всегда хрустальна,
Чиста,
живительна,
свежа!
1. Слово и язык Пушкина для русского человека как Благая весть во спасение, как вера в высокое предназначение русской судьбы.
«Мороз и солнце…» – это Пушкин,
Мы твёрдо знаем наперёд.
И сомневаться разве нужно?
Его в душе хранит народ.
«Пока сердца для чести живы»,-
Какая сломит нас беда?
Не для вражды,
не для наживы
Мы в этом мире, господа.
Среди эпох, идей и мнений
Любому с малолетства люб
Непостижимо русский гений
С печалью африканских губ.
Эй вы,
Не тратьте зря усилий,
Нас не возьмут ни ложь, ни тол,
Пока есть Пушкин у России,
Пока звучит его глагол!
2. Когда речь загрязняют, слово оскверняют, сердце поэта кровоточит от боли, чувствуя, как разбивается целостность мира, как расшатывается земля под ногами, мельчает народ.
1. И он бросается на защиту родного языка, учит бережному, осторожному, трепетному отношению к нему, ибо существует и словесное поле битвы высших сил добра и зла, горних высот и адовой пропасти.
2. Поэтому служение Слову – категория и духовная, и гражданская, и героическая: ведь язык – тоже родина, и требует защиты.
В телевизоре в деланном раже
Вновь оратор уродует речь…
Наше дело с тобой – быть на страже,
Не коверкать язык, а беречь.
Не отчаиваться бестолково,
Не вскипать, как в момент молоко.
Надо помнить, что русское слово,
Словно знамя, держать нелегко! (Словно знамя).
1. Знамя русского языка держать, ох, как нелегко!
2. И ослабевшего в постоянной борьбе с невежеством человека одолевают неуверенность и сомнения в нужности для людей тернистого пути поэта.
1. Но в диалоге с обывательской теорией побеждает Совесть – категория божественного начала в человеке.
А можно бы жить и бездумней, и легче –
Приятели жили, не дуя и в ус.
Зачем мне печаль на некрепкие плечи,
Людского терпенья возвышенный груз?
Спасла ли кого моя горькая дума?
Кого-то утешила радость моя?
Костёр на душе – со времён Аввакума,
Да что там, – пылает все дни Бытия.
И жжёт меня слово, лишая надежды
На призрачный даже, на скромный уют.
И слёзы других опаляют мне вежды,
И рвут моё сердце,
И спать не дают…
2. Выбор Слова: доброго, злого, равнодушного, эгоистичного, миролюбивого, поэтичного, площадного, любви или ненависти – формирует личность, судьбу, лечит, спасает или разрушает.
1. И поэт призывает:
Сохраните себя, своё сердце и слово,
В этом мире – иного не будет в судьбе.
Это страшно: прожить за кого-то другого
То, что было отпущено только тебе. (Сохраните себя).
2. Язык во всём его литературном, духовном, научном, гражданском звучании – великое достояние человека и щедрый подарок Бога. Язык Николая Рачкова – русский.
1. Ему, великому и могучему, поэт и поёт славу, величает его и передаёт как бесценное наследство потомкам.
То нежно звучит, то сурово
Высокое русское слово.
Оно, как державная слава,
Сияло в устах Ярослава.
Его возносил, как молитву,
Суворов, стремившийся в битву,
И Пушкин, в волнении строгом,
Держал, как свечу перед Богом.
Храните и в счастье, и в горе,
На суше его, и на море.
Не будет наследства другого
Главнее, чем русское слово! (Русское слово)
2. Его молитвенная поэтическая песнь «Не за себя прошу»– это шедевр духовно-патриотической словесности, формирующий национальное сознание, дух единства и соборности народа.
1. Это и молитва, и клятва, которую вместе с поэтом воссылает русский человек к небу,
надеясь на прощение и спасение.
(Далее под звучание церковной музыки).
Не за себя прошу,
Поднять не смея взора:
И в нынешние дни,
и в завтрашние дни
От дьявольской войны,
От мора и террора
Беспечный мой народ
спаси и сохрани.
Прости его за то,
что в этой жизни грешной
Доверчив он и смел,
талантлив и велик.
Спаси и сохрани
его могучий, нежный,
Вобравший шёпот трав
и гром небес язык.
В решающий момент
не дрогнет он и бровью
И встанет за Тебя
под гибельной пургой.
К Твоим стопам, Господь,
он припадёт с любовью
Как никакой другой,
как никакой другой.
Будь милостив к нему
и не карай сурово,
Из всемогущих рук
его не оброни.
Во имя всех святых
и для всего благого
Спаси и сохрани,
спаси и сохрани.
Зоя Ивановна Шаталова, учитель-методист СОШ №22 г. Николаева, председатель РНО «Русич-Николаев», руководитель школьного театра «Русич»
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"