На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Тайна беззакония  
Версия для печати

Русский балет: эволюционируем или деградируем?

Крик души

«Танец, это ликование в нас Бога, которое идет через музыку и, которым мы можем поделиться с окружающими, если владеем языком перевода музыкальных звуков в танцевальное движение…» – писал Василий Великий.

Можно ли назвать языком классического танца, языком ликования, тот сленг, на котором сегодня предлагают выражаться артистам заезжие постановщики – реставраторы – балетов, облюбовавшие гениальные творения П.И. Чайковского, «Щелкунчик», «Спящую красавицу»? Не говоря уже о «Лебедином озере», которым торгуют направо и налево, забывая, о чем этот спектакль, и в чем его суть.

Причём, парадокс состоит в том, что сегодня техника артистов балета, выпускников не только двух ведущих академий, но и периферийных школ выросла на столько, что этим артистам под силу создавать сложные и интересные психологические образы, выражать мысли высоким стилем языка классического танца, равно как и народного танца из которого он вышел, так как для них нет сегодня технических проблем, так как все свободно владеют языком танца, способным, раскрывать божественные идеи, которые слышал П.И. Чайковский и воплотил в своей музыке. Но божественные идеи или истины, зашифрованные в музыке, артисты могут донести до зрителя только в том случае, если они поняты балетмейстером и, вложены не только в сознание артистов, но и в язык и пластику тела, способного донести эти идеи до зрителя.

Наивно думать, что балет это набор комбинаций из классической лексики. Или как говорил великий Р.В. Захаров «телосложение и теловычетание». Балет только потому и стал культовым в советское время, что в него подтекстом ввели не просто слово, а смысл через слово. И смысл, допустим, выходной вариации Одетты совсем не в том, как его объясняла одна из исполнительниц бродячей балетной труппы на гастролях в Китае: «Здесь я чищу пёрышки, а здесь мою шейку, а здесь берегу силы, чтобы сделать «32 фуэте» и соблазнить принца, когда буду Одилией, для того чтобы её отец завладел богатством матери Зигфрида…» Отражение этих «высоко интеллектуальных мыслей» и эмоций на лице балерины приводит в недоумение зрителей. Что же привлекло Зигфрида в этом гадком утёнке? Развязки для зрителя не наступит, потому что современные «метры балета» и сами не знают, о чём они танцевали, потому что, как правило, они и сами получали партии из вторых, а то и третьих, четвёртых рук и поэтому «не ведают, что творят».

Психолингвисты давно установили, что путём построения и внедрения особых образцов речи, определённых интонаций, ритмики, можно влиять на состояние мысли и поведения человека. Так же и музыкальная фраза несет определённую мысль или состояние в результате мелодических, темпоритмических или ладогармонических особенностей моделей, рождающих танец. Следовательно, поставленная на определённую музыку хореографическая фраза, предложение или законченная мысль, поддержанная вербальным подтекстом, должна строго соответствовать музыкальной структуре.

Именно музыкальная языковая норма настраивает на нормальное поведение и восприятие. Это первый закон балетной режиссуры. Отклонение от законов всегда является предпосылкой, а затем и средством влияния на отклонение от нормы в поведении людей, на расшатывание их культурного сознания, на его повреждение и разрушение. Следовательно, язык выступает как оружие воздействия на социальное сознание и поведение человека [6], влияет на смысловой и эмоциональный настрой личности, непосредственно отзывается на её поступках.

И если отклонение от норм и правил в вербальных формах является предпосылкой, а затем и средством влияния на отклонение от нормы в поведении людей, на расшатывание их культурного сознания, на его повреждение и разрушение, то музыкально ритмическое воздействие, при котором, вариативность увеличивается в разы, может воздействовать как сиюминутно, так и во времени, при чем особенно велика сила влияния  на неокрепшую психику ребенка.

Понимая глубокомысленные упования балетоведов на современные тенденции, вылупившихся из комсомольской малины, что-де ныне слово теряет силу не только в литературе, но и в жизни, а уж в балете ему вовсе нечего делать, поэтому мы его ещё в 1956 году запретили в драмбалете…

Это знамение времени не миновало и русский театр. Опять же, они объясняют это явление тем, что сознание части наших соотечественников перестало его вмещать. Тому способствует, с одной стороны - технический прогресс нашего века, необычайно возросшая техническая подготовленность артистов балета, которым скучно танцевать в старых балетах, поэтому в балет вводятся элементы акробатики, погружая ум в пучину псевдо новаторства. После чернухи и развала 90-х, балет кажется необычайно прогрессивным и смотрибельным, благодаря привлечению хороших художников, как в балеты, так и в оперы. Опять же, благодаря техническим возможностям, художники-сценографы привлекают глаз, но от этого балеты ни коим образом не греют сердца и души, так как в силу отсутствия профессиональных навыков в музыкальной режиссуре современные «балетмейстеры» не могут в своём замысле создать целостный образ спектакля и подвести зрителя к целостному восприятию. Причем современный зритель уже готов к фрагментации со школы.

Именно школа благодаря поклонению западным психологам, отказалась от подготовки целостной личности, нарушив как внутреннюю логику изучения дисциплин, таки логику последовательности изучения ряда предметов, а также исключив из программ ряд дисциплин подготавливающих детей к восприятию обучения и обучаемости.

Таким образом, для современного зрителя, восприятие этих «шедевров» запечатлевается лишь как «информационная справка», лишается духа, начинает проскальзывать сквозь слух и взгляд мимо сознания.

Нарушение ритмической структуры спектакля (ритм организма), нарушение авторского темпоритма, нарушение тематического материала, в том числе его гендерной основы, которая очень важна в русской музыке, нарушение сюжетно образной и логической структуры произведения, нарушение драматургического развития, все вместе нарушает принцип симфонизма, обнуляя вертикаль сути произведения. Ибо балет, как и партитура пишется по вертикали.

Теряя полноту и целостность, которую должна содержать в себе драматургия, лежащая в основе балетного спектакля, опускает балетный театр до уровня комикса для лентяев или адаптированного справочника обо всём и ни о чём.

Посещая современный балетный театр, который переиначил все классические спектакли, не всегда понимаешь, кто это сделал, враг или «друг»?

Сегодня это уже понятно всем, даже тем, кто в начале перестройки выступал гонителями классики и прикладывал все усилия к её уничтожению, насаждая модерн и полагая, что достаточно «избранных» назначить на роль балетмейстеров-модернистов, классический и балетный театр будет уничтожен. Для этого же были назначены восторженно кудахтающие около балетные девочки-балетоведьмы, которые восхищались новаторам в коротких штанишках, имен которых уже сегодня никто не вспомнит, клевали молодых балетмейстеров, именно ГИТИСян работающих в традиции, так как до мастеров было не дотянуться.

И сегодня уже бабушки уральские, майниецы, дрожащими голосами сетуют: «Никто из молодых балетмейстеров не может ставить классику!!!» - Не странно ли? Забыли, что за бутерброд с красной икрой и рюмку коньяка, готовы были валить кого угодно, лишь бы расчистить дорогу своим «серым», не понимая, что, балетмейстер это не только работа, но и служение, ежечасное, ежедневное, пожизненное.

Убрать худруков профессионалов получилось, вести своих назначенцев и смотрящих, которых кем только не назначали и не называли, и сами они перебывали секретарями райкомов партии, замами мэров, директорами театров, и банкирами, хозяевами видео салонов с «малиной и малиновками» и даже помощниками губернаторов, полковниками и, дослужились до  директоров балета, худруков балета, менеджеров, администраторов балета, их только что в «печь не сажали», а вложить ум, вдохнуть талант, не получилось, потому что «Боги горшки не обжигают».

«Одному даёт Бог дар к воинственным делам, другому танцы и очаровательное пение», - писал Гомер, у которого мы находим первые упоминания о танце как о божественном даре, именно «человеку, одухотворённо мыслящему», отличавшемуся от «человека, мыслящего». Если господь одухотворил человека, он его и ведёт по жизни и спрашивает с каждого по способностям. Причем, надо заметить, что Гомер про воинов и танцоров говорит в одном народе.

Но как молодые новаторы, так и их вдохновители за годы перестройки ничего «шедеврального» не создали. Не похоже ли это на Древнюю Грецию, Рим?

Если ахейцы изгнали эллинов и решили, что они сами станут скульпторами, драматургами или философами, не спросив об этом Аполлона, поэтому то они до сих пор обжигают горшки, не создав ни одного произведения искусства. У них даже слова такого нет в языке. По той же причине, по которой Рим, выдавив этрусков, нанял чужестранцев чтобы веселить народ. Эти весельчаки, дионисийцы, описанные и вдохновлённые Флавием, и привели Рим к катастрофе. Уже нет тех «римлян», которые создали римскую культуру, нет тех «венов и венедов», которые создали великую немецкую музыку и философию, и нет тех русских, которые создавали гениальную музыку и балеты, картины, скульптуры, поэмы, драматургию, поэзию, театр, образование и науку.

И если посмотреть глазами Гофмана, то уже всё проиграно, везде сидят крошки Цахес, которые подлостью, обманом, клеветой, вытеснили настоящих художников, творцов, но по сей день ничего нового не создали. Мышиные короли всё обглодали и выплюнули из-за отсутствия человеческого вкуса, насаждая серость и безвкусие. Везде тайно творят Коппелиусы, создавая бездушных балерин с незапрограммированным интеллектом и словарным запасом не дотягивающим до Эллочки-людоедочки, и тот не цензурный. Ибо это язык мил и люб «омерзительно наглому пошляку», имени которого даже не стоит сегодня произносить, так как оно само уже стало нецензурным, а читатель и так понимает, о ком идёт речь.

А ведь этот человек закончил ГИТИС в лучшие его времена, из стен которого вышли талантливейшие артисты, режиссеры, балетмейстеры и даже театроведы, но что с ними случилось, почему некоторые из них сбились в стаю и стали травить им уничтожать русское искусство?

«Я ненавижу Вас молодых красивых и талантливых, поэтому растлеваю и буду растлевать и уничтожать ВАС. Ненавижу…» - говорит современная «закройщица». Становится понятной их злоба и ненависть к русскому театру, балетному в том числе.

Откровенные слова, сказанные в мирной беседе умной дамой-музыкантшей, которая понимала, что талант, это понятие родовое и богом данное. Поэтому инородцы, первым делом начали уничтожать русскую культуру, глумиться над реалистическим театром, воспевать меерхольдовщину, уничтожать композиторов, писателей поэтов, а Троцкий в своих мемуарах, так же откровенно писал: «Ненавижу дородных,… самодостаточных русских …», - выезжая из Сибирской ссылки по Великой транссибирской магистрали». В результате «Красного террора», возглавляемого Троцким, председателем ВЧК, было уничтожено только интеллигенции 355.250 чел. 1918-1919 г. от общего количества 1.766.118 репрессированных по сообщению, напечатанному в «Таймс» в марте 1922 г.

Не в этом ли причина, вытеснения из профессии высоко квалифицированных балетмейстеров, выпускников советского ГИТИСА, Л. Флегматова, И. Есаулова, О. Виноградова, А. Шикеро, М. Мурдмы, С. Бурханова, Н. Назирова, - и это не полный список имен, уничтоженных комиссарами перестройки XX-XXI вв. В него можно внести оперных режиссёров, режиссёров драмы, дирижеров и театроведов, которых готовили в директора театров, театральных критиков, которых намеренно не печатали.

Неужели банальная зависть? Ведь о многих студентах и выпускниках ГИТИТСа, начинали говорить как о талантливых уже со студенческой скамьи, одни снимались в кино, другие танцевали на ТВ, в театрах, о них писали в журнале «Советский балет», «Культура и жизнь» и др. Персональных стипендиатов каждый год приглашали в колонный зал. А «несчастные» театроведы, которых не приняли на творческие факультеты, сидели в библиотеках и были вынуждены грызть гранит науки, а потом по труппам выбиться в авторитеты…

За годы перестройки, под чутким руководством бесов в театре уничтожены традиции, а это значит, что рвется связь с первопричиной, с источником знаний с культурой, которая всегда основана на божественных законах восприятия, законах нравственности, морали, смыслов, чувств и энергии духа. Через танец, музыку и слово, данное Богом, и происходит богообщение, чего не могли не знать, студенты Г.И. Бояджиева, Ю.А. Бахрушина, А.К. Дживелегова, С.С Мокульского., Б.И. Ростоцкого, И.Б. Дюшена, кто никогда не скрывал своего отношения к атеизму, за что некоторые и поплатились в советское время. Проф. А.И. Шипов, преподававший атеизм говорил: «Только не ОБРАЗованные люди не верят в бога».

Но что создали за эти годы перестройщики и постмодернисты? – Ничего! Потому что слово создать имеет общий корень со словом и понятием Создатель, Творец. Именно свойства создавать и творить, то есть быть людьми творческими и созидающими, Господь дает своим детям. Знания сакральны.

М.В. Ломоносов пишет о любимом племени Аполлона, талантиях проживающих на территории между современной Греции и Италии. Позже следы этого племени обнаружены в районе Малороссии под именем ополинов или полян, так же дети Аполлона назывались лелегами, кикнами, гиксосами. А.Ф. Лосев называет Аполлона Мусагета хранителем славянского духа.

Против русского духа объединяются все бесы и мы их видим в приюте комедиантов, где они смакуют победу над русской культурой. Речи их засорены гнилыми словами лжи, празднословия и пустой болтовнёй, людей подлого ума и чёрной совести, или просто чужих по духу. Пытаются огорошить зрителя мерзостью, двусмысленностью, сальностью, гнилым, бранным или тюремным словом. Теперь это называют «свободой», прославляют ничто и говорят ни о чем, потому что в их вороватых руках золото нашей культуры конвертируется в зелёную бумагу.

Не случайно Большой театр России венчает квадрига Аполлона. В образе лошадей зашифрованы четыре великих славянских бога: Хорс, Коляда, Тарх, Яр, как четыре ипостаси Аполлона Мусагета Лучезарного, несущего свет культа РА, а те, кто пытается в этом театре насаждать, то что противоречит культу Ра, воплощает на деле русофбскую мечту многолетней давности: испортить русскую балетную школу, переписать либретто балетов, перекроить музыку великих русских композиторов, уничтожить русскую культуру, объявить мёртвым русский классический балет, народ лишить родовых корней, театр преемственности, свести на нет русскую боговдохновенность,  превращая в прах… Эту серость мы видим в приюте комедиантов.

 

* «Василия Великого творения». Ч. 1. - М., 1845.

Наталья Соковикова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"