На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Тайна беззакония  
Версия для печати

Верх-низ нашей свободы

Памяти нашего друга Эдуарда Володина

I

Лестница

 

Падение

Личность, ответившая на вопрос, в чем состоит смысл его жизни, будет в той или иной мере стремиться к тому, чтобы жить в соответствии с этим пониманием. Воплощение смысло-жизнестремления невозможно без определения целостности намерений, включающих наряду с другими важными позициями намерение обезопасить себя от воздействий, препятствующих осуществлению жизнедеятельности в целом.

До грехопадения человек не испытывал потребности ни в поиске смысла жизни, ни в определении целостности намерений и, в частности, намерении соответствующим образом обезопасить себя. Человек тогда был на несколько порядков качественно другим, как на био-, так и на социальном уровнях. От Бога ему изначально, “даром”, даны были ангельская чистота и могучие ангельские силы. Он был сам по себе совершенной крепостью, щитом безопасности.

После грехопадения все стало иным. Иным, немыслимо тяжким по сравнению с прежним, - Богом данным в самом начале, — тяжкогреховным стало тело. Запертой в этом теле стала душа. Нестойким стал дух человеческий. К тому, что до грехопадения было дано даром, нужно теперь идти трудной дорогой самовершенства.

Для верующего смысл жизни состоит именно в достойном прохождении земного пути. В том, чтобы после земной смерти предстать перед Богом с не заглохшей совестью, с очищенной от грехов душой, стойким духом. На этом пути верующий человек никогда не бывает одинок: Бог всегда помогает в светлой устремленности, верующий всегда чувствует себя “нужным”, “вместе с Церковью”.

Человеку дана и целостность намерений жизнедеятельности, которым он должен руководствоваться во всех своих делах, — это путь, пройденный Иисусом Христом, в котором воплотился Бог наш, дабы помочь нам пройти путь так же достойно, как прошел его Богочеловек. В заповедях Евангелия — предметные уроки, полные высочайшего религиозного смысла. Для верующего вне этого смысла нет никакого другого смысла жизни и, в частности, нет никакой иной крепости, щита безопасности, кроме соборности,

Такое понимание для верующего естественно, привычно, нормально. Неофит, пришедший к Богу в зрелые годы, бывает, как правило. потрясен открывшимся пониманием и немало дней и ночей проходит. прежде чем оно и для него станет привычным, нормальным ( как же не быть потрясенным, если он внезапно обнаруживает, что наука только сейчас кончает тем, что религии давным-давно известно и что она обгоняет науку на многие тысячелетия). И для него, как и любого верующего, требование обезопасить себя от воздействий, препятствующих прохождению земного пути, от козней сатаны, становится обязательным.

 

Путь

Значительнейшая часть современной науки о человеке, связавшая себя с наследием “основателя психоанализа - самого влиятельного интеллектуального течения ХХ века”, непревзойденного мистификатора Зигмунда Фрейда, проблемы выбора смысло-жизнедеятельстного пути и личностной безопасности решает совершенно по-другому. В знаменитой “трилогии” З. Фрейда — “Толковании сновидений”, “Психопатологии обыденной жизни”, “Остроумии и его отношении к бессознательному” — в конечном счете решение всей проблематики сводится к примитивнейшим оценочным суждениям об уровне сексуальности и его выражении в жизни человека. Регулируйте “уровень” — и вы обезопасите себя. Роль “самого влиятельного течения” с его уровнем в науке и жизнедеятельности людей, плывущих в нем, следующих советам психоаналитиков, сходна той роли, которую в нашем религиозном поле играет, в частности, протестантизм или кальвинизм. Психоаналитики хотят заменить наших духовников. Это — гибельное и широко открытое, массовое течение, определяющее сам характер духовной жизни, включая литературу, искусство, журналистику и т.д. И, конечно, сравнение господствующей фрейдовской концепции о психической жизни личности, и ее проявлениях, с богатейшим православным наследием , требует , особого исследования. Положим, такого же сравнения, как, например, осуществленного сравнения парадигм А.С. Хомякова и М. Вебера. Полагаю, в этом сравнении откроется взаимоисключение по всем ключевым положениям: у З. Фрейда будто специально все переиначено.

Православие также глубоко интересуют сновидения, психопатологии обыденной жизни, ерничество, шутовство, остроумие. Однако все вопросы, которые встают перед человеком. Попавшим в плен соответствующих темных переживаний, на нашей господствующей ниве — христианской, православной — решаются как вопросы меры истинной веры в Бога и следования этой вере.

Щит безопасности, помогающий человеку вырваться из темного, греховного, плена, направлен здесь против искусителя и его легиона. Личностная безопасность связана с испытанием человека искушениями, которые преодолеваются лишь в постоянной связи с бесконечным Божественным миром, в укреплении веры. Здесь неразрывно связаны Божественное “вне” человека и Божественное “внутрь” человека. Светлой связью с Богом преодолевается темная бездна.

Путь православного человека — путь от земной жизни к жизни горней, постоянное преуготовление к смерти, которой он не боится, и к Божьему суду, который для него Страшен. Такое восхождение сродни лестнице, и святые отцы так его и называют. “Здравая психология, — замечает Н.В. Гоголь, — и не кривое, а прямое понимание души встречаем у подвижников-отшельников” (Гоголь Н.К. Духовная проза. М..1992. С.17).

В предисловии к “Лествице” преподобного Иоанна Лествичека читаем: “Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходный путь. Шествуя сим путем, увидим. Что она непогрешительно руководит последующих ея указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земнаго к святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви” (Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА, в русском переводе. Сергиев Посад.1908. С.III.).

Ступени лестницы, по Иоанну Лествичеку, это: Отречение от жития мирского — Беспристрастие (отложение попечений и печали о мире) — Странничество (уклонение от мира) — Послушание блаженное и приснопамятное — Покаяние — Соборование (повседневная смерть, память смерти и согрешений) — Радостворный плач — Безгневие — Преставление от гнева (от памятозлобия) — Добрословие и правда — Молчание (уклонение от многоглаголания) — Уклонение от лжи — Уклонение от лености, уныния — Пост — Целомудрие (чистота души тела) — Уклонение от сребролюбия — Нестяжание — Преодоление нечувствия — Молитва — Бдение телесное — Одоление страха — Уклонение от тщеславия — Избавление от гордыни — Преодоление хулы — Кротость (простота) — Искоренение страстей (смиренномудрие) — Рассудительность — Безмолвие — Предстояние молитве — Бесстрастие — Вера, Надежда, Любовь.

Каждая из ступеней-"слов" развернута преподобным Иоанном Лествичеком и является надежным путеводителем для верующего в его стремлении к совершенной безопасности. Жизнь раскрывается как продолжение молитвы.

 

Преображение

Истинный путь — Преображение.

Каждая ступень лестницы — новые образы жизни, мироздания, себя самого. Это порождающие опорные образы, ибо они обязывают к определенного образа поступкам.

Ложные, от лукавого, образы — прельщающие, нарушающие молитву, пост, исключающие раскаяние. Покаяние, образы, насмехающиеся, ерничающие над миром, плод работы ума, лишенного сердца. Ложные образы — хорошие. Приятные сновидения, они тоже от лукавого, и только плохие, неприятные сны можно считать предупреждениями, а еще лучше не принимать во внимание ни те, ни другие. Психоаналитики, эти псевдодуховники, наоборот, погружают человека в темный виртуальный мир.

Истинные животворящие образы — от Бога. Они заслужены трудными шагами вверх по лестнице, молитвами и постом, бдением и добрыми делами. Любая психопатология лечится здесь верой, неустанной единой работой ума и сердца, воздержанием.

В преображении житейское и мудрое слиты. Это живознание - чувствознание (А.С. Хомяков) с его духовно-нравственной целостностью рассуждений и выводов, обобщающей предметностью, единством высокого и житейского. “Дерево” — жизнь и целостность ее познания. “Лестница” — духовное восхождение. “Дом” — вселенная. “Колодец” — религия, соборные традиции, любовь к Отечеству, язык. “Ключ” — условия вхождения в будущую жизнь. Превращение “камней” в “хлебы” — первое искушение в границах оторванного от совести “научно-технического прогресса”. И т.д. и т.д. Если бы наука, сорвавшая запретный плод познания, все-таки вернула бы себе целостность такого познания жизни!... Но для этого ученому, как и всякому человеку нужно вспомнить, что он “вовсе не материальная скотина. но высокий гражданин высокого небесного гражданства” (Гоголь Н.В. Духовная проза. М..1992.С.28).

Вот ведь разворачиваются в Божественное познание мира, Божественное откровение притчи Иисуса Христа и апостолов об обыкновенных земных событиях. И согласно этому раскрывается Феофаном Затворником известная притча о богатом и Лазаре из Евангелия от Луки: “Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть. В чем их истина... Чувства этого...богача наверное испытывают все отходящие отселе. И, следовательно, по тамошнему убеждению. Которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни — Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере. Свидетельству тамошних, перенося себя в их состояние. Сущие в муках не станут лгать... Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: “авось как-нибудь пройдет”. Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого” (Православный календарь.1998. С.191).

И Любовь здесь вовсе не та страсть, которая, в рамках "либидо", “сублимируясь” в той или иной степени, определяет своеобразие человеческой деятельности. В “Слове 30” из “Лестницы“ читаем: “...4.Кто хочет говорить о любви Божьей, тот покушается говорить о самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных; 5.Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. 6.Любовь есть Бог (Иоан.4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот слепотствуя умом, покушается измерить песок на бездне морской. 7.Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему. Она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения. 8.Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любы не мыслитъ зла (1 Кор.13, 5)”.

Трудно итти не только вверх, по лестнице. Труден и сам путь к ней. Однако, следуя советам Иоанна Лествичека, от сокрушения перейдем к самопознанию, а от него — к смирению. “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими...тесны врата, и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф.7. 13-14).Пусть души наши будут в упоении к Богу, с верой нашей, бездной долготерпения, морем смирения, без всякого противного помышления. Может быть, тогда мы скажем на смертном одре, как сказал умирающий русский гений Н.В.Гоголь: “Лестница... Выше, выше...”.

Как же судить об этой статье? Как о нисхождении с лестницы? Но я даже и не на малой стремянке. Как об отклонении от пути к лестнице? Надо бы промолчать, не поддаваться искушению. Но не ради гордыни, не ради славы пишу. За последние годы нагляделся на обращение некоторых, из нашей ученой братии, к Богу уже в самом конце жизненного пути, когда им запоздало только и открывается истинный смысл жизни. Это прискорбно, — и сам я все еще неофит, хотя и крещен от рождения. Вот и хочется сказать соборное слово, которое, надеюсь, кому-нибудь поможет, предостережет от метаний, в поисках безопасности, от гербалайта к йоге, от чревоугодия к голоданию, от инопланетян к Порфирию Иванову, от К. Маркса к М. Веберу, от В.И. Ленина к Н. Бердяеву с его “человекобогом”, от рационализма к восточной мистике, от “кашпировских” и экстрасенсов к “хаббардам”. Тут же, конечно, как постоянная величина, и З. Фрейд. Печальное зрелище — научные работы мятущихся. Еще печальнее — расколотая, растерзанная жизнь без истинного ее смысла.

Перед свободным человеком два пути: вверх и вниз. Иного не дано. И вне Бога духовные искания ведут в ад.

Конечно, все слова, сказанные мною, а через них - и меня, можно “исследовать”, “ изучить” на рациональном уровне, но лучше этого не делать. Примите умом и сердцем.

Надеюсь, Господь Бог простит меня грешного за сказанное.

Ибо любы не мыслитъ зла.

 

II

"Светская церковь" против Святой Церкви

Несколько лет назад в "Литературной России" была напечатана моя довольно нашумевшая статья о телевидении - "Храм сатаны". И совсем недавно на одном совещании прошел слух, что я от этой статьи отказался. Хочу подтвердить, что не отказывался и не отказываюсь.

Наши СМИ переживают глубочайший кризис, падение в пропасть, и современное телевидение, продолжая оставаться "храмом сатаны", выступает сейчас еще и в обличье "светской церкви".

Остановлюсь на трех вопросах. Первый: о самом понятии "светская церковь". Второй: о "ренессансе светской церкви". Третий: об основных направлениях "светской церкви ".

 

О понятии "светская церковь"

В последние смутные десять лет на Западе получили достаточно широкое распространение представления о журналистике именно как о “с в е т с к о й ц е р к в и”. Существо этих представлений связано с противопоставлением средств массовой коммуникации традиционной церкви на основе такого содержания, при котором нравственность, связанная с религией, заменяется светской моралью. То есть когда СМК берут на себя функции нравственного воспитания взамен Святой церкви, но так, чтобы это воспитание было противоположным.

Подобные представления имеют свою традицию, истоки которой в так называемой "эпохе Просвещения". Идеологический фундамент этой эпохи антирелигиозен. Антихристианская направленность Просвещения более чем известна. Она проявилась не только в философских произведениях того времени, но и в литературно-журналистском творчестве. Мало кто решался тогда противопоставить пропагандируемой светской морали христианскую мораль, проповедовать последнюю означало публично причислить себя к мракобесам, ретроградам, консерваторам. В России пионером светской церкви задолго до французской революции был Петр I, устраивавший в Лефортово шоу о "потешном Синоде".

Эпоха Просвещения закончилась так называемой Великой французской революцией, явившейся торжеством светской морали, освободившей революционеров от совести. В это трагическое время совесть была заменена революционной целесообразностью, из-за которой гибли миллионы люден.

Бессовестность и служащее ей бессовестное слово вели к смерти, во имя "светлых идеалов", отторгнутых от нравственного начала. Это крайнее выражение политической аганжированности светской церкви, с в е т с к о г о м о н а ш е с т в а. Соответствующая связь никогда не прерывалась.

В наше время электронные СМИ всемерно способствуют распространению светской церкви во всемирных массовых масштабах, то есть — глобальной светской церкви в глобальной "электронной деревне".

Светская церковь и определенная политическая направленность представляют собой неразрывное целое. И в известных политических шагах в отношении Православия без труда прочитывается то же самое содержание, что и в откровениях самой светской церкви. Достаточно вспомнить о "просьбах" официальных лиц США, высказанных Патриарху Алексию II о свободе любых религиозных сект и конфессий в России, а также поддержке Православной Церковью продвижения НАТО на Восток. И удивляться тут нечему: западнизация России, как и всего мира, невозможна без светской церкви.

Итак, "церковью" СМИ названы потому, что они должны обеспечивать распространение определенных идей повсеместно, на весь мир, то есть по масштабам сопоставимое с деятельностью традиционной церкви. И церковью "светской", — потому что эти идеи не религиозные, тем более не Православные, и не связаны с народными традициями. В одной из просветительских телепередач, посвященных глобальной информатизации, положительно и развернуто подчеркивались присущие светской церкви особенности, — светский проповедник, с в е т с к и й м о н а х хвалил свою светскую церковь.

 

"Ренессанс светской церкви"

 

Именно идеи создания глобального "информационного общества", "электронной деревни", где все и вся просматривается и прослушивается, обусловили расцвет светской церкви в наше время. Светская церковь — обязательное условие глобализации, "западнизации" (А.А.Зиновьев) человечества, унификации национальных культур.

Светская церковь призвана распространять не только идеи, научно обоснующие определенную политику. Главнейшими направлениями в деятельности электронных СМИ, как светской церкви, являются наступление на Православие и разгром России. То есть светская церковь, опосредованная научно-техническим прогрессом и верно служащая ему, выражает сугубо научные идеи, направленные на достижение глобалистских политических западных и прозападных программ.

На конференциях, посвященных соответствующей тематике, отмечается, что светская церковь содействует укреплению норм морали, нравственности. Однако как и двести лет назад, между рационалистически взвешенным *правильным поступком", то есть с точки зрения светской церкви поступком именно нравственным, и действительно нравственным актом — разница более чем качественная, даже при всем внешнем сходстве. При внешней идентичности поступков, признаваемых светской церковью и Православной церковью нравственными, та и другая дают разную оценку основе поступков - мотивам, внутреннему содержанию деяния.

Слово светской церкви — мертвое, убивающее слово.

Отсюда следует чрезвычайно важный вывод не только о том, что к слову нужно относиться как к поступку, но и о том, что с л о в о е с т ь п о с т у п о к. Следовательно, любую словесную деятельность нужно судить той же нравственной мерой, что и любой поступок.

В деятельности, ограниченной рамками СМК, выполняющими функции светской церкви, торжествует холодное рассудочное слово "по разуму", "по выгоде". Таким сугубо рациональным, прагматическим, "по выгоде" выверенным словом оценивается любой поступок. И само слово оценивается лишь расчетливо, *во здравому смыслу". Мертвое слово можно купить и перепродать подобно индульгенции с отпущением гре- хов. И здесь стоимость подельного слова повышается подобно тому, как повышается цена при выкупке индульгенций с номинациями более тяжких грехов.

Отвечающий канонам светской церкви журналист относится к слову как к п р е д м е т у к у п л и - п р о д а ж и. Это человек не внутренний, а внешний, не светлый, а светский. Светское не есть светлое (мирской “высший свет” — противоположность внутреннему высшему свету души). И обращение со словом противоположно здесь пониманию слова как "высшего подарка Бога человеку" (И.В.Гоголь). Мертвое слово — по цене. Живое слово — по совести.

Отвечающий канонам светской церкви журналист - проповедник светской церкви. Он становится рядом с психоаналитиками, его ремесло оправдывается фрейдизмом. И все ведущие жанровые формы, в рамках которых он работает, пришли к нам из зпадных СМК, в частности, с западного телевидения, отвечают всем требованиям глобальной "электронной деревни".

 

Основные направления светской церкви

Если говорить о телевидении, то это, прежде всего, бесстыдная, наглая реклама, как мощнейший богоборческий инструмент. Сравнительный контент-анализ рекламы, когда она претендует на нечто большее, чем на справку о товаре, и иконы по основным коммуникативным позициям показывает, что реклама выполняет функции, полностью противоположные целевым предназначениям иконы. Светская церковь, превращая духовно-нравственную культуру в сопутствующий золотому тельцу элемент, то есть в свою противоположность, перекрывает путь к Богу, к настоящей церкви.

Если подлинная, т.е. основанная на духовно-нравственных ценностях культура приобщает личность к этим ценностям, то светская церковь стремится разрушить такую культуру именно в ее основе. СМК действуют как система культурологической пропаганды, навязывающей духовно-нравственной культуре совершенно несвойственное ей функциональное содержание, противоположное изначальному.

Никогда еще с момента возникновения электронных СМИ культурологическая пропаганда не была столь массовой и агрессивной. И не коммерческие цели, прежде всего, преследуются, когда в телерекламе каких-либо товаров, используются произведения бесценного фонда культуры, литература и живопись, музыка и архитектура. Главные цели — разрушение этого фонда, превращение его всего-навсего в "сопутствующий" товару, золотому тельцу массовый “элемент”. Тем самым делается не шаг к Богу, а шаг к сатане. Реклама — мощный повелительный рычаг для того, чтобы повернуть массовую аудиторию лицом к сатане.

Высшее предназначение духовно-нравственной культуры — содействовать следующему главному шагу личности к Богу. И. А. Ильин в своей работе об искусстве писал об этом так: "Все великое в искусстве родилось из служения; служения свободного и добровольного, ибо — вдохновенного. Не из службы или прислуживания, не из властного "заказа", воспринятого рабскою душою. А именно из ответственного, благоговейного служения". Художник "обращается ко всем людям и прежде всего, конечно, к своему народу с призывом: "Примите, вкусите, исцелитесь и умудритесь".

Второе господствующее на нашем телевидении направление светской церкви — это ток-шоу на нравственные темы. Вершиной их является сейчас "Большая стирка", где люди говорят о самом интимном, сокровенном. И то, что называется "тайной исповеди", выступает здесь совершенно в другом обличье. К "Большой стирке" примыкают "Моя семья", "Что хочет женщина" и др. Это направление связано с нравственным эксгибиционизмом, крайне нездоровым стремлением нравственно "раздеться" перед всеми, без которого невозможен папарацизм журналистов, о котором часто говорит Ю.М. Лощиц. Ветвь этого направления становится все более самостоятельным направлением в "программах подглядывания" типа "За стеклом".

Телеведущие, как «элита», претендуют на роль наших ведущих. В одной из программ такого рода мы, верующие, были названы «религиозным быдлом».

Четвертое направление — "денежные" викторины и игры, из которых самое "безвинное" — "Поле чудес". Вершина же — оставленная А. Кохом как бы в наследие "Алчность". Целью таких передач является формирование личности, совершенно противоположной православным ценностям. Здесь культ богатства, воли случая.

Есть еще одно течение, о котором нужно говорить специально, — астрологическое, в которое вовлечены и телевидение, и вся наша печать, как качественная (есть ли она?), так и некачественная. За астрологическими прогнозами скрывается большая скверная идеология.

Первая функция СМК, которые втянуты в богоборческий процесс, это оттащить народ от Святой церкви.

Вторая — обесценить духовные традиции, идущие из далекого прошлого, разрушить нравственные устои народа.

Третья — опорочить культуру, ее золотой фонд.

Четвертая — сформировать светский, безнравственный тип личности, без стыда и совести, без сострадания, без уважения к старшим, к женщине-матери, жестокий и бескультурный, "бесовский", поклоняющийся золотому тельцу. Тип, который психологи называют "агрессивным", "некрофилами".

Светская церковь уродует и разрушает нормальное, с о в е с т н о е духовно-нравственное поле личности, без которого невозможны ни равнозначная оценка наших поступков, ни оценка мира в целом. В то же время СМИ, выполняющие функции светской церкви, искажают и разрушают нормальный, с о в е с т н ы й духовно-нравственный внутренний мир личности, без которого невозможны ни равнозначная самооценка наших поступков, ни оценка мира в целом. По существу это процесс постепенного полного отчуждения, порабощения личности, тем не менее воспринимаемых самой личностью не только как свободный выбор, но и как свобода.

Создается впечатление, что наши СМК, в первую очередь телевидение, захватила некая секта, желающая слепить нас по своему подобию.

Что делать?

Конечно, многие журналисты не ведают, что творят. Их аргументы наивны, они говорят о "свободе", "раскованности", ссылаются на "запросы аудитории". Известно, куда ведет эта аргументация.

Крайне важно воспитывать профессионалов на глубокой, последовательно духовной основе. Сейчас не только в Москве появились светские вузы, как государственные, так и частные, в которых тем не менее открыто присутствует православное светлое начало. Эти вузы, как и школы, надо лелеять. Нужны вузовские и школьные учебники, также созданные на глубокой, последовательно духовной основе.

Государство должно принимать строгие меры, соответствующие всем законам, постановлениям, принятым в последнее время, особенно "Доктрине информационной безопасности РФ", которая, как видно, для СМИ "руководящим принципом" не является. И сама Святая Церковь также должна четко и своевременно заявлять о роли СМК в падении нравов нашего общества. Нужны специальные конференции по данной проблематике. Нужен повсеместный отпор, как единственное условие нашего нравственного падения.

В одном из своих писем ("Нужно проездиться по России", 1845 г.) Н.В. Гоголь писал о святом образе России: "Монастырь ваш — Россия! Облеките же себя умственной ризой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней... Потому и любимо так сильно дитя матерью, что она долго его носила в себе, употребила на него и вся из-за него исстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш — Россия!".

Юрий Буданцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"