Личность, ответившая на вопрос, в
чем состоит смысл его жизни, будет в
той или иной мере стремиться к тому, чтобы жить в соответствии с этим
пониманием. Воплощение смысло-жизнестремления невозможно без определения
целостности намерений, включающих наряду с другими важными позициями намерение
обезопасить себя от воздействий, препятствующих осуществлению жизнедеятельности в целом.
До грехопадения человек не испытывал потребности ни в поиске
смысла жизни, ни в определении целостности намерений и, в частности, намерении соответствующим образом обезопасить
себя. Человек тогда был на несколько порядков качественно другим, как на био-,
так и на социальном уровнях. От Бога ему изначально, “даром”, даны были
ангельская чистота и могучие ангельские силы. Он был сам по себе совершенной
крепостью, щитом безопасности.
После грехопадения все стало
иным. Иным, немыслимо тяжким по сравнению с прежним, - Богом данным в самом
начале, — тяжкогреховным стало тело. Запертой в этом теле стала душа. Нестойким
стал дух человеческий. К тому, что до грехопадения было дано даром, нужно
теперь идти трудной дорогой самовершенства.
Для верующего смысл жизни состоит
именно в достойном прохождении земного пути. В том, чтобы после земной смерти
предстать перед Богом с не заглохшей совестью, с очищенной от грехов душой,
стойким духом. На этом пути верующий человек никогда не бывает одинок: Бог всегда
помогает в светлой устремленности, верующий всегда чувствует себя “нужным”,
“вместе с Церковью”.
Человеку дана и целостность
намерений жизнедеятельности, которым он должен руководствоваться во всех своих
делах, — это путь, пройденный Иисусом Христом, в котором воплотился Бог наш,
дабы помочь нам пройти путь так же
достойно, как прошел его Богочеловек. В заповедях Евангелия — предметные уроки,
полные высочайшего религиозного смысла. Для верующего вне этого смысла нет
никакого другого смысла жизни и, в частности, нет никакой иной крепости,
щита безопасности, кроме соборности,
Такое понимание для верующего
естественно, привычно, нормально. Неофит, пришедший к Богу в зрелые годы,
бывает, как правило. потрясен открывшимся пониманием и немало дней и ночей
проходит. прежде чем оно и для него станет привычным, нормальным ( как же не
быть потрясенным, если он внезапно обнаруживает, что наука только сейчас
кончает тем, что религии давным-давно
известно и что она обгоняет науку на многие тысячелетия). И для него, как
и любого верующего, требование обезопасить себя от воздействий, препятствующих
прохождению земного пути, от козней сатаны, становится обязательным.
Путь
Значительнейшая часть
современной науки о человеке, связавшая
себя с наследием “основателя психоанализа - самого влиятельного
интеллектуального течения ХХ века”,
непревзойденного мистификатора Зигмунда Фрейда, проблемы выбора
смысло-жизнедеятельстного пути и личностной безопасности решает совершенно
по-другому. В знаменитой “трилогии” З. Фрейда — “Толковании сновидений”,
“Психопатологии обыденной жизни”, “Остроумии и его отношении к
бессознательному” — в конечном счете
решение всей проблематики сводится к примитивнейшим оценочным суждениям об
уровне сексуальности и его выражении в жизни человека. Регулируйте “уровень” —
и вы обезопасите себя. Роль “самого
влиятельного течения” с его уровнем в
науке и жизнедеятельности людей, плывущих в нем, следующих советам
психоаналитиков, сходна той роли, которую в нашем религиозном поле играет, в
частности, протестантизм или кальвинизм. Психоаналитики хотят заменить наших
духовников. Это — гибельное и широко открытое, массовое течение, определяющее
сам характер духовной жизни, включая литературу, искусство, журналистику и т.д.
И, конечно, сравнение господствующей фрейдовской концепции о психической жизни
личности, и ее проявлениях, с богатейшим православным наследием , требует ,
особого исследования. Положим, такого же сравнения, как, например,
осуществленного сравнения парадигм А.С.
Хомякова и М. Вебера. Полагаю, в этом сравнении откроется взаимоисключение по
всем ключевым положениям: у З. Фрейда
будто специально все переиначено.
Православие также глубоко
интересуют сновидения, психопатологии
обыденной жизни, ерничество, шутовство,
остроумие. Однако все вопросы, которые встают перед человеком. Попавшим
в плен соответствующих темных
переживаний, на нашей господствующей ниве — христианской, православной —
решаются как вопросы меры истинной веры в Бога и следования этой вере.
Щит безопасности,
помогающий человеку вырваться из темного, греховного, плена, направлен здесь
против искусителя и его легиона. Личностная безопасность связана с испытанием
человека искушениями, которые преодолеваются лишь в постоянной связи с
бесконечным Божественным миром, в укреплении веры. Здесь неразрывно связаны
Божественное “вне” человека и Божественное “внутрь” человека. Светлой связью с
Богом преодолевается темная бездна.
Путь православного человека —
путь от земной жизни к жизни горней, постоянное преуготовление к смерти, которой
он не боится, и к Божьему суду, который
для него Страшен. Такое восхождение сродни лестнице, и святые отцы так его и
называют. “Здравая психология, — замечает Н.В. Гоголь, — и не кривое, а прямое
понимание души встречаем у подвижников-отшельников” (Гоголь Н.К. Духовная
проза. М..1992. С.17).
В предисловии к “Лествице” преподобного Иоанна Лествичека
читаем: “Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах,
настоящая книга показывает превосходный путь. Шествуя сим путем, увидим. Что
она непогрешительно руководит последующих ея указаниям, сохраняет их
неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную,
возводящую от земнаго к святая святых, на вершине которой утверждается Бог
любви” (Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА, в
русском переводе. Сергиев Посад.1908. С.III.).
Ступени лестницы, по Иоанну
Лествичеку, это: Отречение от жития мирского — Беспристрастие (отложение
попечений и печали о мире) — Странничество (уклонение от мира) — Послушание
блаженное и приснопамятное — Покаяние — Соборование (повседневная смерть,
память смерти и согрешений) — Радостворный плач — Безгневие — Преставление от
гнева (от памятозлобия) — Добрословие и правда — Молчание (уклонение от
многоглаголания) — Уклонение от лжи — Уклонение от лености, уныния — Пост —
Целомудрие (чистота души тела) — Уклонение от сребролюбия — Нестяжание —
Преодоление нечувствия — Молитва — Бдение телесное — Одоление страха —
Уклонение от тщеславия — Избавление от гордыни — Преодоление хулы — Кротость
(простота) — Искоренение страстей (смиренномудрие) — Рассудительность —
Безмолвие — Предстояние молитве — Бесстрастие — Вера, Надежда, Любовь.
Каждая из
ступеней-"слов" развернута преподобным Иоанном Лествичеком и является
надежным путеводителем для верующего в его стремлении к совершенной
безопасности. Жизнь раскрывается как продолжение молитвы.
Преображение
Истинный путь — Преображение.
Каждая ступень лестницы — новые
образы жизни, мироздания, себя самого. Это порождающие опорные образы, ибо они обязывают к
определенного образа поступкам.
Ложные, от лукавого, образы — прельщающие, нарушающие молитву,
пост, исключающие раскаяние. Покаяние, образы, насмехающиеся, ерничающие над
миром, плод работы ума, лишенного сердца. Ложные образы — хорошие.
Приятные сновидения, они тоже от лукавого, и только плохие, неприятные сны можно считать предупреждениями, а
еще лучше не принимать во внимание ни те, ни другие. Психоаналитики, эти
псевдодуховники, наоборот, погружают человека в темный виртуальный мир.
Истинные животворящие образы — от
Бога. Они заслужены трудными шагами вверх по лестнице, молитвами и постом,
бдением и добрыми делами. Любая психопатология лечится здесь верой,
неустанной единой работой ума и сердца,
воздержанием.
В преображении житейское и мудрое
слиты. Это живознание - чувствознание (А.С. Хомяков) с его духовно-нравственной
целостностью рассуждений и выводов,
обобщающей предметностью, единством высокого и житейского. “Дерево” —
жизнь и целостность ее познания. “Лестница” — духовное восхождение. “Дом” —
вселенная. “Колодец” — религия, соборные традиции, любовь к Отечеству, язык.
“Ключ” — условия вхождения в будущую жизнь. Превращение “камней” в “хлебы” —
первое искушение в границах оторванного от совести “научно-технического прогресса”.
И т.д. и т.д. Если бы наука, сорвавшая
запретный плод познания, все-таки
вернула бы себе целостность такого познания жизни!... Но для этого
ученому, как и всякому человеку нужно вспомнить, что он “вовсе не материальная
скотина. но высокий гражданин высокого небесного гражданства” (Гоголь Н.В.
Духовная проза. М..1992.С.28).
Вот ведь разворачиваются в
Божественное познание мира, Божественное откровение притчи Иисуса Христа и апостолов об обыкновенных земных событиях. И
согласно этому раскрывается Феофаном Затворником известная притча о богатом и
Лазаре из Евангелия от Луки: “Притча о богатом и Лазаре показывает, что те,
которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности
поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть. В чем их
истина... Чувства этого...богача наверное испытывают все отходящие отселе. И,
следовательно, по тамошнему убеждению. Которое будет убеждением и всех нас,
единственное для нас руководство на пути жизни — Откровение Господне. Но там
уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы
пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере. Свидетельству
тамошних, перенося себя в их состояние. Сущие в муках не станут лгать... Об
этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: “авось
как-нибудь пройдет”. Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно
удостоверенным, что не попадем в место богатого” (Православный календарь.1998.
С.191).
И Любовь здесь вовсе не та
страсть, которая, в рамках "либидо", “сублимируясь” в той или иной
степени, определяет своеобразие человеческой деятельности. В “Слове 30” из “Лестницы“ читаем: “...4.Кто
хочет говорить о любви Божьей, тот покушается говорить о самом Боге; простирать
же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных; 5.Слово о любви
известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. 6.Любовь есть Бог (Иоан.4,
8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот слепотствуя умом,
покушается измерить песок на бездне морской. 7.Любовь по качеству своему есть
уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему. Она
есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море
смирения. 8.Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо
любы не мыслитъ зла (1 Кор.13, 5)”.
Трудно итти не только вверх, по
лестнице. Труден и сам путь к ней. Однако, следуя советам Иоанна Лествичека, от
сокрушения перейдем к самопознанию, а от него — к смирению. “Входите тесными
вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и
многие идут ими...тесны врата, и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят
их” (Мф.7. 13-14).Пусть души наши будут в упоении к Богу, с верой нашей,
бездной долготерпения, морем смирения, без всякого противного помышления. Может
быть, тогда мы скажем на смертном одре, как сказал умирающий русский гений
Н.В.Гоголь: “Лестница... Выше, выше...”.
Как же судить об этой
статье? Как о нисхождении с лестницы?
Но я даже и не на малой стремянке. Как
об отклонении от пути к лестнице? Надо бы промолчать, не поддаваться искушению.
Но не ради гордыни, не ради славы пишу. За последние годы нагляделся на
обращение некоторых, из нашей ученой братии, к Богу уже в самом конце
жизненного пути, когда им запоздало только и открывается истинный смысл
жизни. Это прискорбно, — и сам я все
еще неофит, хотя и крещен от рождения. Вот и хочется сказать соборное слово,
которое, надеюсь, кому-нибудь поможет, предостережет от метаний, в поисках
безопасности, от гербалайта к йоге, от чревоугодия к голоданию, от инопланетян
к Порфирию Иванову, от К. Маркса к М. Веберу, от В.И. Ленина к Н. Бердяеву с
его “человекобогом”, от рационализма к восточной мистике, от “кашпировских” и
экстрасенсов к “хаббардам”. Тут же, конечно, как постоянная величина, и З. Фрейд.
Печальное зрелище — научные работы мятущихся. Еще печальнее — расколотая,
растерзанная жизнь без истинного ее смысла.
Перед свободным человеком два
пути: вверх и вниз. Иного не дано. И вне Бога духовные искания ведут в ад.
Конечно, все слова, сказанные мною,
а через них - и меня, можно “исследовать”, “
изучить” на рациональном уровне, но лучше этого не делать. Примите умом
и сердцем.
Надеюсь, Господь Бог простит меня
грешного за сказанное.
Ибо любы не мыслитъ зла.
II
"Светская церковь" против Святой Церкви
Несколько лет назад в
"Литературной России" была напечатана моя довольно нашумевшая статья
о телевидении - "Храм сатаны". И совсем недавно на одном совещании
прошел слух, что я от этой статьи отказался. Хочу подтвердить, что не отказывался и не отказываюсь.
Наши СМИ переживают
глубочайший кризис, падение в пропасть, и современное телевидение, продолжая
оставаться "храмом сатаны", выступает сейчас еще и в обличье
"светской церкви".
Остановлюсь на трех
вопросах. Первый: о самом понятии "светская церковь". Второй: о
"ренессансе светской церкви". Третий: об основных направлениях
"светской церкви ".
О понятии "светская церковь"
В последние смутные десять лет на
Западе получили достаточно широкое распространение представления о журналистике именно как о “с в е т с к о й ц
е р к в и”. Существо этих представлений
связано с противопоставлением средств массовой
коммуникации традиционной церкви на основе такого содержания, при котором нравственность, связанная
с религией, заменяется светской моралью. То есть когда СМК берут на себя функции
нравственного воспитания взамен Святой церкви, но так, чтобы это воспитание
было противоположным.
Подобные представления имеют свою
традицию, истоки которой в так называемой
"эпохе Просвещения". Идеологический фундамент
этой эпохи антирелигиозен.
Антихристианская направленность Просвещения более чем известна. Она проявилась не только в философских произведениях
того времени, но и в литературно-журналистском творчестве. Мало кто решался
тогда противопоставить пропагандируемой светской морали христианскую мораль, проповедовать
последнюю означало публично причислить себя к
мракобесам, ретроградам, консерваторам. В России пионером светской церкви
задолго до французской революции был Петр I, устраивавший в
Лефортово шоу о "потешном
Синоде".
Эпоха Просвещения закончилась так
называемой Великой французской
революцией, явившейся торжеством светской морали, освободившей революционеров от совести. В это трагическое время совесть была
заменена революционной целесообразностью,
из-за которой гибли миллионы люден.
Бессовестность и служащее ей
бессовестное слово вели к смерти, во имя
"светлых идеалов", отторгнутых от нравственного начала. Это крайнее
выражение политической аганжированности светской
церкви, с в е т с к о г
о м о
н а ш е с т в
а. Соответствующая связь никогда не прерывалась.
В наше время
электронные СМИ всемерно способствуют распространению
светской церкви во всемирных массовых масштабах,
то есть — глобальной светской церкви в глобальной "электронной деревне".
Светская церковь и определенная
политическая направленность представляют собой неразрывное
целое. И в известных политических шагах в отношении Православия без труда прочитывается то же самое содержание, что и в откровениях самой светской церкви. Достаточно вспомнить о "просьбах"
официальных лиц США, высказанных Патриарху Алексию II о свободе любых религиозных сект и конфессий в России, а также поддержке Православной
Церковью продвижения НАТО на Восток. И удивляться тут
нечему: западнизация России, как и всего мира, невозможна без светской церкви.
Итак, "церковью" СМИ названы
потому, что они должны обеспечивать
распространение определенных идей повсеместно,
на весь мир, то есть по масштабам сопоставимое с
деятельностью традиционной церкви. И церковью "светской", — потому что эти идеи не
религиозные, тем более не Православные, и не связаны с народными традициями. В одной из просветительских телепередач, посвященных
глобальной информатизации, положительно и развернуто подчеркивались присущие светской церкви особенности, — светский
проповедник, с в е т с к и й м о н а х хвалил свою светскую церковь.
"Ренессанс светской церкви"
Именно идеи создания глобального "информационного
общества", "электронной деревни", где все и вся просматривается
и прослушивается, обусловили расцвет
светской церкви в наше время. Светская церковь —
обязательное условие глобализации, "западнизации" (А.А.Зиновьев)
человечества, унификации национальных культур.
Светская церковь призвана
распространять не только идеи, научно обоснующие определенную
политику. Главнейшими направлениями в деятельности электронных СМИ, как светской церкви, являются наступление на Православие и разгром России. То есть
светская церковь, опосредованная научно-техническим
прогрессом и верно служащая ему, выражает сугубо научные идеи, направленные на
достижение глобалистских политических западных
и прозападных программ.
На конференциях,
посвященных соответствующей тематике,
отмечается, что светская церковь
содействует укреплению норм морали, нравственности.
Однако как и двести лет назад, между рационалистически взвешенным *правильным
поступком", то есть с точки зрения светской
церкви поступком именно нравственным, и действительно нравственным
актом — разница более чем качественная, даже при всем
внешнем сходстве. При внешней идентичности поступков,
признаваемых светской церковью и Православной церковью нравственными,
та и другая дают разную оценку основе поступков - мотивам,
внутреннему содержанию деяния.
Слово светской церкви — мертвое,
убивающее слово.
Отсюда следует чрезвычайно важный
вывод не только о том, что к слову нужно
относиться как к поступку, но и о том, что с л о в о е с т ь п о с т у п о к. Следовательно, любую словесную деятельность
нужно судить той же нравственной мерой, что и
любой поступок.
В деятельности,
ограниченной рамками СМК, выполняющими
функции светской церкви, торжествует холодное рассудочное слово "по
разуму", "по выгоде". Таким сугубо
рациональным, прагматическим, "по выгоде"
выверенным словом оценивается любой поступок. И само слово оценивается
лишь расчетливо, *во здравому смыслу".
Мертвое слово можно купить и перепродать подобно
индульгенции с отпущением гре- хов. И здесь
стоимость подельного слова повышается
подобно тому, как повышается цена при выкупке индульгенций с номинациями более тяжких грехов.
Отвечающий канонам
светской церкви журналист относится к слову как к п р е д м е т
у к у п л
и - п р о д а
ж и. Это человек не внутренний, а внешний, не светлый, а
светский. Светское не есть светлое (мирской “высший
свет” — противоположность внутреннему высшему
свету души). И обращение со словом
противоположно здесь пониманию слова как "высшего подарка Бога
человеку" (И.В.Гоголь). Мертвое слово —
по цене. Живое
слово — по совести.
Отвечающий канонам светской церкви журналист - проповедник светской церкви. Он становится рядом с психоаналитиками, его ремесло
оправдывается фрейдизмом. И все ведущие жанровые формы, в рамках которых он
работает, пришли к нам из зпадных СМК, в частности, с западного телевидения,
отвечают всем требованиям глобальной "электронной деревни".
Основные направления светской
церкви
Если говорить о
телевидении, то это, прежде всего, бесстыдная, наглая реклама, как мощнейший
богоборческий инструмент. Сравнительный контент-анализ рекламы, когда она
претендует на нечто большее, чем на справку о товаре, и иконы по основным
коммуникативным позициям показывает, что
реклама выполняет функции, полностью противоположные целевым
предназначениям иконы. Светская церковь, превращая духовно-нравственную
культуру в сопутствующий золотому тельцу элемент, то есть в
свою противоположность, перекрывает путь к
Богу, к настоящей церкви.
Если подлинная, т.е. основанная
на духовно-нравственных ценностях культура
приобщает личность к этим ценностям, то светская церковь
стремится разрушить такую культуру именно в ее основе. СМК
действуют как система культурологической
пропаганды, навязывающей духовно-нравственной культуре
совершенно несвойственное ей функциональное
содержание, противоположное изначальному.
Никогда еще с момента возникновения электронных СМИ
культурологическая пропаганда не была столь массовой и агрессивной. И не
коммерческие цели, прежде всего, преследуются,
когда в телерекламе каких-либо товаров,
используются произведения бесценного фонда
культуры, литература и живопись, музыка и архитектура. Главные цели —
разрушение этого фонда, превращение его всего-навсего в
"сопутствующий" товару, золотому тельцу массовый “элемент”. Тем самым делается не шаг к
Богу, а шаг к сатане. Реклама —
мощный повелительный рычаг для того, чтобы повернуть массовую аудиторию лицом к сатане.
Высшее предназначение
духовно-нравственной культуры — содействовать следующему
главному шагу личности к Богу. И. А. Ильин в своей работе об искусстве писал об
этом так: "Все великое в искусстве
родилось из служения; служения свободного и добровольного,
ибо — вдохновенного. Не из службы или прислуживания, не из властного
"заказа", воспринятого рабскою
душою. А именно из ответственного, благоговейного
служения". Художник "обращается ко
всем людям и прежде всего, конечно, к своему народу с призывом: "Примите,
вкусите, исцелитесь и умудритесь".
Второе господствующее на нашем
телевидении направление светской церкви — это ток-шоу на нравственные темы.
Вершиной их является сейчас "Большая стирка",
где люди говорят о самом интимном, сокровенном. И то, что называется
"тайной исповеди", выступает здесь совершенно в другом обличье. К
"Большой стирке" примыкают "Моя семья", "Что хочет
женщина" и др. Это направление связано с нравственным эксгибиционизмом,
крайне нездоровым стремлением нравственно "раздеться" перед всеми,
без которого невозможен папарацизм журналистов, о котором часто говорит Ю.М.
Лощиц. Ветвь этого направления становится все более самостоятельным
направлением в "программах подглядывания" типа "За стеклом".
Телеведущие, как
«элита», претендуют на роль наших
ведущих. В одной из программ такого рода мы, верующие, были названы
«религиозным быдлом».
Четвертое направление
— "денежные" викторины и игры, из которых самое
"безвинное" — "Поле
чудес". Вершина же — оставленная А. Кохом
как бы в наследие "Алчность". Целью таких передач является
формирование личности, совершенно противоположной православным ценностям. Здесь
культ богатства, воли случая.
Есть еще одно
течение, о котором нужно говорить специально, —
астрологическое, в которое вовлечены и телевидение, и вся наша печать, как
качественная (есть ли она?), так и некачественная. За астрологическими
прогнозами скрывается большая
скверная идеология.
Первая функция СМК,
которые втянуты в богоборческий процесс, это оттащить народ от Святой церкви.
Вторая —
обесценить духовные традиции, идущие
из далекого прошлого, разрушить
нравственные устои народа.
Третья —
опорочить культуру, ее золотой фонд.
Четвертая —
сформировать светский, безнравственный тип личности, без стыда и совести, без
сострадания, без уважения к старшим, к женщине-матери, жестокий и
бескультурный, "бесовский", поклоняющийся золотому тельцу. Тип,
который психологи называют
"агрессивным", "некрофилами".
Светская церковь уродует и разрушает нормальное, с о в е с т н о е духовно-нравственное
поле личности, без которого невозможны ни равнозначная оценка наших поступков,
ни оценка мира в целом. В то же время СМИ,
выполняющие функции светской церкви, искажают
и разрушают нормальный, с о в е с т н ы й
духовно-нравственный внутренний мир личности, без которого невозможны ни равнозначная самооценка наших поступков, ни оценка
мира в целом. По существу это процесс постепенного полного отчуждения, порабощения личности, тем не менее воспринимаемых самой личностью не
только как свободный выбор, но и как свобода.
Создается
впечатление, что наши СМК, в первую очередь телевидение, захватила некая секта,
желающая слепить нас по своему подобию.
Что делать?
Конечно, многие
журналисты не ведают, что творят. Их аргументы наивны, они говорят о
"свободе", "раскованности", ссылаются на "запросы
аудитории". Известно, куда ведет эта аргументация.
Крайне важно
воспитывать профессионалов на глубокой, последовательно духовной основе. Сейчас
не только в Москве появились светские вузы, как государственные, так и
частные, в которых тем не менее открыто
присутствует православное светлое начало. Эти вузы, как и школы, надо лелеять.
Нужны вузовские и школьные учебники, также созданные на глубокой,
последовательно духовной основе.
Государство должно
принимать строгие меры, соответствующие всем законам, постановлениям, принятым
в последнее время, особенно "Доктрине информационной безопасности
РФ", которая, как видно, для СМИ "руководящим принципом" не
является. И сама Святая Церковь также должна четко и своевременно заявлять о
роли СМК в падении нравов нашего общества. Нужны специальные конференции по
данной проблематике. Нужен повсеместный отпор, как единственное условие нашего
нравственного падения.
В одном из своих писем
("Нужно проездиться по России", 1845
г.) Н.В. Гоголь писал о святом образе России: "Монастырь ваш — Россия!
Облеките же себя умственной ризой
чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней...
Потому и любимо так сильно дитя
матерью, что она долго его носила в себе, употребила на него и вся из-за него
исстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш — Россия!".
Юрий Буданцев
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"