На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства

Феодальный период, часть 3

25 судей человечества на 25 небесных престолах, показываемые ангелом св. апостолу Иоанну Богослову. По рисунку XVII векаПамятники эсхатологии. Учение о конечных судьбах мира и человечества возникло еще у жрецов в глубине языческих веков. Опиралось оно на всем понятную простую истину: если мир и люди в нем когда-то возникли, то наступит время их окончания-гибели. В христианстве "омегу" связали с грядущим Вторым Пришествием Христовым и Страшным Судом над человечеством. Тогда в Горнем Иерусалиме явятся на престолах 25 небесах Судей во главе с Самим Господом Богом и будут судить всех людей, живых и мертвых. При наступившем Конце Мира праведники попадут в рай, грешники -- в ад.

Конца Мира христиане стали ждать еще с апостольских времен. "Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.., ибо время начаться Суду с Дома Божия" (1-Птр,4:5,7,17). Наиболее яркое описание Страшного Суда и Конца Мира дал св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе. Люди ожидали затем Конца Мира много раз: через 1000 лет после Воскресения Христова, в 1492 г. через 7000 лет от Сотворения Мира, в 1584 г., будут ждать и в 2021 году.

В культовом зодчестве учение о Конце Мира было связано с числом "25", символизировавшем число небесных престолов Судей ("храм есть престол", -- св. Симеон Солунский). Трифон Коробейников писал в середине XVI века: "В Синайском монастыре всех церквей и приделов 25,.. а монастырь стоит между двух гор, а келий в нем 300, все каменные, и ограда каменная же". 25 верхов-престолов имела Десятинная церковь 996 г. в Киеве, тоже построенная греками сразу же после Крещения Руси.

Древняя Русь реально откликнулась на учение о Конце Мира: в живописи иконами, церковными стенописями на тему Страшного Суда, а в культовом зодчестве -- двумя типами эсхатологических памятников: архитектурными и градостроительными. В архитектуре это оказалось связано с развитием своеобразного храмового многоглавия, в градостроительстве – с самобытными культовыми ансамблями и комплексами. Все это и сделало древнерусские эсхатологические памятники уникальным явлением Русской цивилизации.

В понятие "верх храма" входил прежде всего "крест" -- символ Христа, а также его разнообразные подножия: небольшой шар (символ державы), сферический свод -- лоб (Лобное место, Голгофа), позднее -- глава в виде пламени ("луковица", маковица, купол), ниже -- цилиндр-барабан (символ Престола Господня), иногда кокошники (круглые -- свет, островерхие -- огонь). Символически "верх храма" в целом называли также "престолом", собственно как и весь храм, что вообще позволяло 25 храмов, верхов, глав, кокошников иносказательно трактовать как 25 престолов Небесных Судей. Откуда это произошло?

Крест стал не только символом вочеловечившегося Бога-Христа, но оказался со временем и знаком земных людей-христиан (крестик на теле, крест -- на могиле). Люди "принимали" Христа в свою душу и носили крестик не только с начальным крещением. Св. Кирилл Туровский в XII веке в писал: "Да через причастие вниде в нас Сын Божий". А после смерти на земных кладбищенских крестах вместо Иисус Христос (что разумеется само собою, - авт.) стали писать: Иванов Иван Иванович, Сидоров Николай Петрович, Попов Геннадий Викторович и т.д. Тем более естественно, что храмовый крест означал не только Христа, но и небожителей. Отсюда -- суть известного символического счета в русском храмоздательстве: I верх -- Христос, 2 -- Бог-Отец и Бог-Сын, 3 -- Божественная Троица, 5 -- Христос и Евангелисты, 13 -- Христос и Апостолы, 25 -- Христос и 24 небесных старца-Судьи...

Русский кубический крестово-купольный храм с высоким верхом-главой и закомарами был по своим формам четким символом Небесного Града (как об этом рассказано здесь раньше). А за небесным образом храма всегда маячила мысль о Страшном Суде Господнем, -- что знали все молящиеся в церкви. Мысль эта была заложена, например, в крестном ходе вокруг храма. "Исхождением из храма крестный ход изображал изгнание человечества из рая. По ходу Церковь Ветхого Завета преобразовывалась в Церковь Нового Завета, а возвращение в храм означало пришествие церкви в Небесный Град, преображение Церкви в Церковь Святых на Страшном Суде" (Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. 1993, с.63). И хотя идею Конца Мира христиане воспринимали с ужасом (страх Суда Божия, конца земного существования, смерти), она содержала оптимистический шанс в двойственной концовке: для праведников наступит "осьмой" вечный день блаженства в раю, для грешников -- вечного мучения в аду. Конечно, кто праведник выяснят Небесные Судьи, а вот грабители-капиталисты -- это без Суда кандидаты в ад.

Число "25" в верхах, главах, кокошниках храмов или "25" в верхах, в главах, в кокошниках храмов или "25" в количестве самих храмов в городе было лишь последней самой четкой и яркой разработкой темы Второго Пришествия Христа; Горнего Иерусалима, Страшного Суда, Конца Мира, Царствия Небесного в русской архитектуре и градостроительстве феодальной эпохи.

 

Идеализированная схема «Дома Святой Троицы» вечевого Пскова
Престол Святой Троицы и 24 престола возле него. 
Справа -- храм святого апостола Иоанна Богослова. 
Дом Святой Троицы Пскова. Сначала "Дом Божий" в Пскове как храм (хором), согласно легенде, появился около 965 года по инициативе великой киевской княгини Ольги. Его посвящение высшему христианскому Божественному символу -- задолго до общего крещения Руси, -- было естественным, так как на тысячи верст вокруг Пскова простиралась тогда еще языческая "пустынь". Он и потом долго был единственным, уникальным Троицким городским собором, поскольку соборы других крупных городов Руси получили при крещении населения иные посвящения: св. Софии, Спасу, Богородице... И было вполне логично, что псковичи сначала свой храм, а затем и город-крепость (как огороженный храмовый двор) тоже называли позднее "Домом Святой Троицы" Псков, который, судя по житию св. князя Всеволода-Гавриила, был "Якоже Горний Иерусалим" (Степ.кн., XVI в.).

А еще псковичи очевидно знали слова Господа: "В Доме Отца Моего храми мнози соуть"(Ин.14:2; Юрьевск.Ев.,1119). И вот в XIV-XV веках, когда по представлению христиан стал неотвратимо надвигаться всеми ожидаемый к 1492 году Конец Мира, в центре Пскова поднялся белокаменный комплекс "Дома Святой Троицы" из 25 храмов-престолов -- как объект истовой молитвы псковичей.

Живые и мертвые перед Святой Троицей – градостроительный символ Страшного Суда в вечевом Пскове-- Символ небесных престолов построила троица псковских церковных мастеров: сначала величайший древнерусский зодчий Кирилл, затем его последователи-ученики Еремей и Федор. Строительство храмового комплекса было бесспорно одобрено Псковским Вечем -- высшим органом власти Псковской боярской республики, благословлено и освящено псковским Собором духовенства.

Возведение Дома Святой Троицы было начато с восстановления в 1365-67 гг. обрушившегося ветхого каменного Троицкого собора XII века. Одновременно, в 1367 году на Торгу, перед будущим "Домом" был поставлен как "веха" каменный храм во имя св. Иоанна Богослова -- описателя Страшного Суда, Конца Света, 25 небесных престолов... Затем в 1373 г. было начато строительство других храмов-символов "Дома": в 1374 году во имя нового псковского святого князя Тимофея-Довмонта, к 1376 году -- св. Кирилла Иерусалимского (поставлен мастером Кириллом "в свое имя"!).

В начале XV века и поднялось в центре Пскова 25 храмов-престолов. К 1471 г., семь из них оказались избранными соборными храмами (в них каждодневно велась служба, горели светильники огненные как перед Горним Престолом). Причем, шесть из них были выставлены от шести концов города. 12 храмов были поставлены перед Святой Троицей в Дсвмонтовой стене от 12 пригородов Псковской земли (земли Святой Троицу). Семь престолов обрел сам собор Святой Троицы.

-- Символ Страшного Суда был четко проявлен в структуре "Дома, Святой Троицы". Возведение храмового комплекса сопровождалось трансформацией псковской цитадели. В южной части Крома, помимо каменного семипрестольного Троицкого собора, построен к 1425о году уникальный комплекс сооружений Псковского веча -- высшего органа власти Псковской боярско-вечевой республики (9 каменных сооружений). Из Довмонтсвой стены был "выселен" княжий двор, а территория стены превращена в общегосударственный некрополь и застроена 18 маленькими символическими храмами-престолами.

Таким образом, на вечевой площади перед Троицким собором собирались живые псковичи, позади них, в низине Довмонтовой стены находились мертвые. Вече всегда открывалось двумя краткими молитвами о здравии живых и за упокой мертвых. Псковичи располагались перед Святой Троицей всегда "ожидая трубы Архангелевой". Так структура, застройка, символическая композиция псковского Дома Святой Троицы были подчинены идее Второго Пришествия Христова, Страдного Суда и Конца Мира, которые ожидались к 1492 году.

Лит. Мокеев Г. Столичный центр вечевого Пскова. М.,1971; Дом Святой Троицы. «НКР», №9, 1999; Перси Святой Троицы Пскова. «НКР», № 6, 2000; Кирилл Псковский – величайший зодчий древней Руси. «НКР», № 9, 2000. Интернет: www.voskres.ru.

 

Новгород Великий. В 1386 году "князь великий Дмитрий (Донской) а братом своим со князем Владимиром и со многими силами поиде к Новугороду; и ноугородцы посады пожгли и 24 монастыри по благословению владычню... На Перуни, Юрьев, Рождественыи, Пантелеев, Въскресеньскыи, Благовещеньскыи, Оркаж, Духов, Борисоглебьскии, Николин, Лазорев; а на Торговой стороне: Антонов, Богородицин, Иоаннов, на Болотове, на Ковалеве, Рождественки, Кирилов, на Ситиске, на Лятке, в Нередицах, на Сковородке, в Щитове.., и бысть...много убытка" (НЛ-4, ч.2,в.2,с.34б; ПСРЛ, 31,Мазур., с.90).

Здесь проглядывает мышление новгородцев в русле символа 25 соборных монастырских храмов-престолов, включая первым главный новгородский Софийский архиепископский кафедральный собор, мышление в масштабе всей Новгородской земли - земли Святой Софии (также как в Пскове -- земли Святой Троицы). Причем, даже в 1650 году в Новгородской митрополии числилось 12 пригородов (символика "Апостольской церкви": Христа и 12 Апостолов, идущей от деревянной Софии 991 г. "о 13 версех"), как в псковской Земле Святой Троицы -- 12 пригородов при стольном Пскове XV в. Наличие церкви св. Иоанна Богослова при въезде в Новгород от Москвы позволяет говорить с наличии 25 храмов в самом стольном Новгороде (тема нуждается в особом исследовании, - авт.).

Витебск. Курбский в 3 послании к Ивану Грозному писал: "Исповедаю грех мой, иже принужден бых за твоим повелением Витепское великое место и в нем двадесять и четыре церкви християнских сожещи" Храмы в Витебске появились после крещения населения где-то в XI веке, но число их на посаде было доведено до 24 возможно в XV веке, после того как в соседнем Пскове появился "Дом Святой Троицы".

Калуга. Историк Д.Малинин писал в 1913 году; что в 1685 г. на калужском посаде числилось 24 церкви, причем все они "за исключением трех, были деревянными" (Опыт ист. Путеводит. К., 1992, с.42-43). В. Ханыков привел официальную справку, что столетием позже, в 1785 г. "церквей каменных, кроме монастырских, было 23 и деревянная только одна (на месте которой после была выстроена каменная. (Лет. Калужская. Переизд.1991, с.70). При появившемся в конце XVI века в крепости Троицкого собора, храмов в Калуге было 25. Такой "Дом Святой Троицы" существовал более двух столетий (с конца XVI до XIX века). Образцом для его градостроительной символики очевидно послужил Псков XV века.

«Храмое ожерелье» Кашина: «И вокруг Престола – 24 престола» Кашин. В середине XVI века город из низины петли реки Кашинки расширился наружу, на окружные горы и выставил там ожерелье из 24 деревянных храмов. В центре, тоже на горе, как над лунным кратером стоял городской собор Воскресения Христова. Символ 25 храмов-престолов продержался в масштабе всего города до XX века, даже после перестройrи деревянных храмов на каменные. Перед городом стояла церковь Иоанна Богослова.

Собор города Колы. Рис. П. МаксимоваКола. В 1681 году внутри крепости был возведен грандиозный деревянный собор Воскресения Христова высотой в 36 м. (с 10-этажный современный жилой дом). Он состоял из трех кубоватых храмов, имел 24 главы и еще одну на выстроенной рядом шатровой колокольне. Храмовое 25-главие над Кольской крепостью сохранялось до 1854 года, когда Кола и ее собор были расстреляны и сожжены английским боевым фрегатом во время Крымской войны Англии, Франции и Турции против России. 170 лет собор встречал ликующим многоглавием все корабли Европы в незамерзающей Кольской бухте на берегу Ледовитого океана, представляя здесь Святую Русь на высшем градостроительно-символическом уровне. А неведомые русские плотники-зодчие достигли здесь "небесных высот" в своем творчестве.

Московский Кремль. "Дворец ... обнесен высокой кирпичной стеной: за этой стеной находятся 24 церкви, очень живописные по своим позлащенным главам и большим крестам, которыми большая часть украшена" (Самюэль Коллинс. В кн. «Иностранцы о др. Москве». М., Столица, 1991, с. 330). Иностранец не сам придумал это число, -- он слышал его от самих русских. А 25 храм, очевидно Василия Блаженного, точнее, собор Святой Троицы, стоял перед Кремлем. Другие иностранцы называли приблизительное число храмов в Кремле: "В нем находится более тридцати храмов... Башнеобразные куполы, покрытые вызолоченными железными листами, при солнечном сиянии также сверкают среди замка и наполняют душу зрителя восхищением перед таким великолепием" (Якоб Рейтенфельс. Там же, с. 354-355).

Лит. Мокеев Г. Символ Небесного Града Калуги. «НКР», № 11, 1999; Кашин в святых символах. «Наука и Религия», № 8, 1999; Святые символы Кашина. «НКР», № 1, 2002; Символ Небесного Града Колы. «НКР» № 2, 2000; Расстрелянный Град Небесный. «Наука и Религия» № 5, 2001; Интернет: www.voskres.ru.

 

Спасо-Преобреженский собор Соловецкого Спасо-Преобреженского монастыря. Реконструкция верхней части храма А. ШароваСоловки. Судя по известию летописей под 1558 г. в Соловецком монастыре был построен собор Cпаса Преображения '''о семи верхах". Позднее своды кубического собора с притвором и главами обрушились, а затем восстановлены не по прежнему виду. Исследование старых частей храма реставратором А. Шаровым показало уникальный характер его былой квадратной храмовой крыши. Она представляла собой горизонтальную площадку, обнесенную по периметру коридором. Из боковых стен коридора на площадку выходило 12 врат: по трое с четырех сторон света (символ Небесного Града). В центре же площадки высился восьмигранный храм-придел Святой Троицы, под главкой которого находилось 24 островерхих кокошника (с главой -- 25 огненных символов небесных престолов Судей человечества). Монахи-схимники Соловецкого монастыря очевидно собирались здесь на крыше под открытым небом для тайных молитв Господу не только в полярные дни, но и в долгие полярные звездные ночи, в вечном ожидании Дня Господня и в надежде, что, конечно же, удостоит их Небесного Царства.

Исследования других монастырских храмов Русского Севера позволяют говорить также о наличии в них "горних" обходных галерей. Приделы, размещенные в барабанах глав, монахи обходили крестными ходами в соборе Горицкого монастыря на Шексне, Благовещенской церкви Ферапонтова монастыря, возможно в церкви Архангела Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря и др.

Лит. Шаров А. Символы Небесного Града. «НКР», № 8, 2001.

 

Кижи. Исследование Кижского Спасо-Преображенского погоста Л. Лисенко выявило, что на Покровской церкви погоста существовало поначалу 2 главы, а не 10, как ныне. Следовательно, вместо 33 глав (с XVIII века) Кижи имели сначала в конце XVII века 25 глав.

Лит. Лисенко Л. Этапы формирования Кижского ансамбля. Сб. «Архитектурное наследство», № 24, 1975.

 

Вытегра. Исследование церкви Покрова Пресвятой Богородицы возле Вытегры А. Ополовниковым и Е. Ополовниковой также показали, что уникальный 24-главый храм имел еще одну главу на трапезной. К величайшему сожалению, 25-главый деревянный храм был совсем недавно, лет 15 назад преступно сожжен. К счастью, от памятника остались фотографии еще с дореволюционных времен, а также точнейшие обмеры, позволяющие доподлинно восстановить удивительный символ Второго Пришествия Христова, Страшного Суда, Горнего Иерусалима (его 25 небесных престолов), Царствия Небесного.

Геннадий Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства. Часть 1
  • Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства. Часть 2

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"