На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Триста рыцарей Арея, ч. II

О происхождении древнерусских городов

«Нет надобности населять Суздальское княжество
по примеру Южной Росии, ибо ляхи, все западные
и южные славяне имеют те же Ростовы, Нерли,
Трубежи, Преславы, Яхромы, имеют даже Киевы,
Черниговы, Москвы, Смоленски и Плесковы.»
Доленга Ходаковский.

Когда-то разновременно в Европе существовало три чудесных городка с корнем «кон» в названиях: «Анкона» на юге в Расене-Этрурии (существует в Италии поныне), «Аркона» на севере Русинии (у прибалтийских словен-ругов), «Искона» на востоке в Руси. Корень «кон» указывает на былую главную функцию городков: священный языческий общенародный центр. Эта функция выделяла их из всей массы других поселений и городков. Сведения об «исконных» центрах крайне скудны. Поэтому городки привлекаются здесь лишь как древние или даже древнейшие знаки-символы трех регионов Европы.

Анкона. Триста гоплитов.

В северной Италии существует городок «Анкона» с намеком в названии на древнейшее его появление (an, antika – древний). Действительно, «Ankopa a Siculis condita» - пишет Плиний, - то есть была основана (кон – основание) сикулами, - древнейшими жителями Италии за много веков до нашей эры. По другим источникам, Анкона была основана дулебами, а они жили первоначально в Эпире недалеко от Додоны и лишь позднее заселили берег Италии вдоль Адриатического моря. (Чертков. Врем.ОИДР, 16,с.13-14).

Расена. Сикулы были частью племени обричей – главного племени расенов (rasnes – свободные, лат. этруски). Были еще племена перусиев, руселлов, аррециев, вольцев, венетов, певкинов и др., которые, возможно, объединялись в три союза по 12 племен в каждом. Анкона была вероятно древнейшим священным центром всей свободной страны Расены. Когда несколько позднее обричи-сикулы объединились с дулебами из Эпира, то образовали государство Тирению (Тиранию?) с центром в городе Луца на реке Аузер. Тирения простиралась от Тибра до Альпийских высот, где по реке По находились земли другого союза из 12 племен расенов-венетов с главным городом Венец.

Опору Тирении во времена ее расцвета в VIII-VII в.в. до н.э. составляли 300 родов 300 поселков-городков. Один из расенских тиранов (царей) Порсена воздвиг близ Вульчи громадный храм Кукумеллу (с тем, чтобы храм послужил ему потом гробницей). Каждая из сторон святыни имела в длину 300 футов, в вышину – 50. Внизу был устроен лабиринт, а наверху – пять пирамидальных башен (четыре – по углам, пятая – в середине, - пятивершие). На средней башне стоял медный шар (купол), имевший понизу «поля, как у шляпы». На полях висели цепи и колокольчики, производившие при дуновении ветра звук, сходный с додонским (Чертков А. Там же, с.51).

Эллада. – В 480 году до н.э. 300 воинов-гоплитов обнаруживаются у спартанского царя Леонида, закрывшего с ними Фермопильский проход в Элладу огромной армии персидского царя Ксеркса. В качестве «смертников» дружина Леонида исполнила свое назначение: погибла вместе с царем как бы по клятве «Родина или смерть», всколыхнув всех греков на войну с агрессором.

— Дружина в 300 этеров-телохранителей обнаруживается в 330х годах до н.э. у царя Александра Македонского.

— Когда же македонский царь при покорении Эллады осадил строптивый город Фивы в Беотии и жители, после долгой обороны и голода, решили, наконец сдаться на милость победителя, то из города вышло 300 юношей-гоплитов и все полегли как смертники чести пред стенами своего обреченного города в последнем бою с фалангой македонян. Озлобленный Александр велел после этого полностью разрушить Фивы, оставив от города груду камней. 300 юношей-фиванцев были священным отрядом-хранителем города, как бы связанные с ним клятвой «Родина или смерть».

Необходимо отметить, что в рабовладельческой Элладе число 300 обнаруживается как в отношении количества воинов царской «гвардии» (спартанского Леонида, македонского Александра), так и в организации войска аристократии города (Фивы). Форма власти колебалась между монархической и демократической, а показателем равновесия их силы выступало, в частности, одинаковое число 300 в охранных войсках.

Рим. В начале эпохи царей (VII-VI вв. до н.э.) в Риме сохранялись черты родового строя. 300 родов, разделенных на 30 курий, составляли «римский народ» (populus romanus - аристократию). А римские цари, боровшиеся с росенами, имели при себе охранное войско в 300 отборнейших всадников (celeres). Всадничество составило потом особый социальный строй в римском обществе.

Византия. Позднее в христианском Втором Риме – Константинополе, в храме св. Софии оказалось 300 столпов-гробниц (Антоний Новгородец). А «в Синайском монастыре всех церквей и приделов – 25,.. а монастырь стоит между двух гор, а келий в нем 300, все каменные, и ограда каменная же» (Трифон Коробейников, XVI век).

Аркона. 300 витязей.

Возле берега Балтийского моря лежит огромный остров Руян (нем. Rugen). От острова тонким перешейком отделяется полуостров Витов. А на скалистом мысу полуострова, выступающем в море (скала более 40 м. высотой), стоял в IX-XII вв. священный городок Аркона. Мыс отделялся рвом, валом и плетневой стеной («плотиной»). О святилище Арконы подробнее всех сообщил Саксон Грамматик:

«Посреди города лежит открытая площадь, где находилась святыня, которая связывала балтийских словен в один народ, - храм Святовита. Храм был деревянным,.. изящно построенным. Он был окружен забором, который привлекал взгляд искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными… Самое капище состояло из двух отделений. Снаружи его ограждала стена и покрывала красная кровля, внутренняя отделялась четырьмя столбами и вместо стен прикрыта была завесами из богатых пурпуровых ковров, достигавших земли. С наружными стенами это внутреннее святилище, в котором стоял истукан Святовита, соединялось только кровлею и несколькими поперечными балками. Святовит, - большой, превосходящий рост человеческий, - кумир с четырьмя головами,.. волосы и борода были стрижены коротко. В правой руке кумир держал рог из различных металлов.., левая рука, которою кумир упирался в бок, подобилась луку».

При храме бога Святовита, вооруженного огромным мечем, содержался совершенно белый конь, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста считалось несчастьем. При наступавшей войне у коня как бы испрашивали решение о предстоящем успехе или неуспехе следующим образом. Перед храмом втыкали остриями в землю тройной ряд копий. Ряды копьев, связанных накрест по два, ровно отстояли один от другого. Жрец, после торжественного общенародного молебна божеству, выводил коня за узду. Если конь делал шаг через копья прежде правой, а потом левой ногой, - это почитали за счастливый признак («дело правое»). Если же конь шагнул хоть раз сперва левой ногой, то план войны изменялся (Шеппинг. Святовит). Через действие коня, как очевидно считалось, проявлялась воля самого Святовита. Жрец в таком случае выступал как «судия», но в этом слове звучало скромное его положение по отношению к божьему суду (суд и я). А слово «конь» расшифровывается: «кон есть» (не просто лошадь).

Арконскому Святовиту поклонялись все западные словене, «давала дань вся славянская земля». Храм содержался также за счет народных приношений, частных пожертвований и даров.

300 витязей. При храме Святовита имелось особое войско в 300 вооруженных всадников, а в конюшнях Арконы содержалось для них очевидно вдвое большее количество белых коней (по образцу белого коня Святовита). Явление было удивительным, так как особых войск при храмах других народов в Европе не существовало. Храмовое войско бесспорно считалось у словен священным. Оно состояло, вероятнее всего, из посланцев-юношей 300 ругских родов. Причем юноши, конечно, периодически сменялись, но уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами. 300 всадников охранной дружины храма Святовита назывались «витязями»1, - что можно подкрепить анализом названия.

Слово «витязь» состоит из корня «вит», местоимения «яз» и окончания «ь» (ерь), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «я есть вит». Остров Руян был знаменит храмами языческих богов, которые имелись (помимо Арконы) в Коренице, Корбеле. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. – свет, еще украинск. свit – весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева истуканы были многоголовыми: Святовит имел 4 головы, Перевит – 5, Коревит – 5 лиц (четыре – под одним черепом, пятое – на груди), Руговит – 7. В немецких хрониках имена богов всячески перевраны, но словенское окончание «вит» писалось всюду верно: немецкое wiht, wicht означало некое лицо, персону и относилось к сверхъестественным силам: духам, демонам. От словенских богов – «витов» - и более ниоткуда произошло слово «витязь». Слово было в употреблении у чехов, - наиболее близких к западным словенам, а «witezki» означало у них – «победоносный».

Чехи и поляки приняли христианство в IX-X веках, в X-XII веках оно почти полностью победило язычество у норманнов. Полабские и поморские словене-язычники оказались в середине Европы внутри кольца христианских государств: священной Римской (Германской) империи, Датского, Норвежского, Шведского, Польского, Чешского королевств. Но они продолжали упорствовать в своем язычестве2, продержавшись в самом центре христианской Европы в постоянных войнах более трех столетий (IX-XII вв.)! Это было удивительное историческое явление. Как же словенам удавалось так долго отбиваться от наседавших со всех сторон врагов?!!

Судьбоносные кони содержались при богах и континах многих городов словен. В Щетине Поморском при храме Триглава содержался черный конь, при храмах в поморском же Волыне, лютическом Радогоще, стодорянском Сгорельце… вероятно кони других мастей. Их также использовали для предсказаний, по разному раскладывая копья. И как в Арконе, при континах других богов, в других племенных центрах также содержалось по 300 витязей, «рекрутируемых» из других словенских племен, - ведь это были, по существу, необходимые охранные войска священных градов-крепостей. Поэтому в битвах, например, против германских войск впереди словен выступали во главе с «божественными» конями по 300 витязей на конях, одноцветных с конем божества: на белых конях 300 витязей Святовита, на черных – 300 витязей Триглава, на рыжих – 300 витязей Яровита… Соответствующими были возможно цвета одежд всадников: белые, черные, красные... Каковы были эти воины?

Датским христианским королям в XII веке пришлось шесть раз совершать безуспешные походы на Руян, безрезультатно штурмовать Аркону. Отсюда не трудно догадаться о высоком призвании витязей, об их выдающихся достоинствах. Только в седьмой раз датчанам удалось захватить остров, перебив всех его святых защитников. Случилось это потому, что в 1168 году папой римским был объявлен всеобщий крестовый поход на балтийских словен и они были разгромлены одновременным ударом со всех сторон мобилизованных церковью немцев, датчан, шведов, поляков… Вот когда кольцо христианских государств Европы сомкнулось в центре, обрушив язычество словен.

Однако витязи продолжали борьбу за своих богов и после этого погрома, устроенного всей христианской Европой. В норманнских сагах («О иомских витязях» и др.) рассказывается о том, как в Иоме (Иомсбурге) существовала своеобразная интернациональная «запорожская сечь». Здесь обитали словене-язычники, бежавшие сюда от захваченных немцами родных земель, а также язычники датчане, норвежцы, шведы… Гильфердинг И. в своей «Истории балтийских славян» писал об Иоме и иомских витязях: «Это притон удальцов в земле славянской, был убежищем и защитником упадающего язычества… Иомское поселение произошло от союза датчан и славян, стоящих за старых богов, против христианства и немецкого влияния» (Собр. соч., 4, с.443).

Западно-словенские князья начали принимать христианскую веру еще с середины IX века, но Аркона пала лишь в середине XII в. Следовательно витязи, появившиеся в Иоме уже с X века, прибывали не с одного Руяна (от Святовита), а из разных словенских мест и городов, от уничтожаемых немцами контин других племен: вагров, лютичей, сорбов… В сагах особо выражено удивление бесстрашию иомских витязей, презиравших даже смерть. В одном эпизоде «обыграна» сцена поочередного убийства витязей, захваченных в плен на корабле: ни один их них, погибая, не проявил какого-либо страха перед смертью. Это были действительно фанатичные «смертники», вроде японских «камикадзе».

Такими были, очевидно, все священные воины словенских контин. Служители языческих богов без страха и упрека продолжали бороться с немецким «Drang nach Osten» в любое время, в любых условиях. И периодически побеждали, о чем свидетельствует всеобщее восстание словен в 983 году, когда они прогнали всех немцев и их христианских проповедников обратно в Саксонию.

Русь Западная и Русь Восточная.

В начале IX века в связи с опасностью, вызванной вторжением императора Карла Великого в словенские земли, самые западные прибалтийские словене: вагры, полабы, брежане, руги объединились в оборонительный союз Руси: «русами» они называли себя сами, также называли их позднее наши летописцы, а немцы – русами или русинами. Страна была – Русь, в латинской транскрипции – Русиния или Рутения. Так, немецкие хронисты сообщали, что в 987 году в магдебургских рыцарских турнирах германского императора Генриха Птицелова принимали участие princeps Russiae Welemir, dux Russiae Radebotta, princeps Rugiae Wenceslaw (князь Руси Велемир, герцог Руси Радеботта, князь Ругии Вецеслав). Эти князья были уже христианами (Марошкин). И вообще, князья западных словен были первыми, кто принял христианство, подпал под влияние христианской Священной Римской империи Германской нации.

Самое западное из племен руси – вагров – наши летописцы называли варягами (очевидно от «вагряги», подобно словам бродяги, бедняги, скряги, сутяги…). Вагры были прежде всех приперты немцами к морю3, поэтому они первыми подались «из-за моря» на восток в Полуночные земли. Вслед за ваграми-варягами потянулись полабы, руги, поморяне, а затем датчане, норвежцы, шведы… Слово «варяги» стало на Руси расхожим обозначением любых воинов-пришельцев, наемников. Варяги, и прежде всего варяги-словене, приняли живейшее участие в судьбе Восточной Руси, в создании ее первых феодальных городов.

Общеизвестно, что сведения о Восточной Руси языческого периода очень скудны и не идут ни в какое сравнение с объемом информации о Руси христианской. Но даже в скудных известиях о Руси языческой встречаются упоминания чудного числа «300».

Голунь. «Голуне бяше град славен и трои сенте граде име, а Коие-градо им десенте граде» (Велесова книга, 35 дощечка). Перевод: «Гелон – град славный и 300 городов имел, а Киев имел (только) 10 городов». Гелон впервые упоминает Геродот в 5 веке до н.э., а Птолемей во 2 веке н.э., когда римляне столкнулись в Причерноморье с роксаланами. Гелон был главным городом будинов, их трехсот родовых городков («буди» - украинское живи, существуй, «будинок» - жилище), и населен был еще причерноморскими греками-торгашами. Скифы, а позднее русые русы и поляне стали называть будинов северами – «черными» (скифско-иранское – «сеу).

Киев. – 912 г. «И увидяше же, убояшася греци, и реша, выслаша к Ольгови: «Не погубляй града (Константинополя), имемся по дань, яко же хощещи…» И заповеда Олег дань даяти на 100, 200 корабль, по 12 гривне на человек, а корабль по сороку муж» (Новг. лет.). «Командирами» 300 кораблей, бесспорно, были 300 доверенных воинов дружины князя Олега, обеспечивавших единство действий всей флотилии.

— 980 г. «И посем седе Владимир Святославич в Киеве,.. а наложниц у него 300 в Вшегороде, а 300 в Белгороде, а на Берестове – множество. Сии же Владимир якоже и Соломон бысть: Соломон бо има жен 300, а наложниц 300 у него: мудр же бе, и наконец погибе…» (Новг., Тверск. лет). Владимир как бы походил своей похотливостью и мудростью на царя Соломона. Но здесь речь может идти о другом, - об устройстве князем-язычником каких-то «гаремов» для гарнизонов в 300 воинов в двух своих опорных крепостях под Киевом.

Новгород. – 882 г. Киевский князь Олег «нача городы ставити и дани устави по всей Рустеи земли…, от Новагорода 300 гривен на лето, мира деля.., еже до смерти ярославле даяше варягом» (Новг. лет.). Оказывается, дань в 300 гривен, очевидно по разверстке (мира деля), платила более полутора столетий новгородская боярская Господа еще с конца IX века.

В известиях IX- X вв. о языческом Киеве число «300» проглядывает по отношению к княжеским дружинам, а в известии о языческом Новгороде – к правящей городской боярской общине. Здесь как бы проявляются уже институты феодальной власти (князь, бояре), которые позднее лишь совершенствуются, расширяясь до масштабов всей Русской земли. Что же произошло в середине IX века, когда к нам нахлынуло множество легендарных варяжских князей-находников: Рюрик, Трувор, Синеус, Аскольд, Дир, появились русские отнюдь не легендарные князья: Вещий Олег, Игорь Старый, Ольга, Святослав, Ярополк, Рогволд..?

Иван Забелин писал еще сто лет назад: «Русская славянская область должна вообще обозначать господствующее положение в ней древнейших пришельцев – балтийских славян. По всей видимости, они овладели страною не военными походами, а настойчивою мирною торгово-промышленностью… Славянская борьба с немцами и датчанами, которые именно в эти времена (IX век) стали с особой силой теснить славянство и припирать его к морю, - эта борьба была едва ли не самою главною причиною для постоянного выселения славяно-варяжских дружин на наш пустынный, но гостеприимный север. Вот причина, почему населились варягами и наши древние города…

Несомненно, что венеды, спасая свое гордое язычество, бежали и от германского меча, и от латинского креста, и от тесноты земельной. С IX века немцы горячо и дружно стали выбивать славян с родных земель от Эльбы… Покорение немцами ободритов в 844 году несомненно заставило всех, желавших свободы, искать убежища где-либо за морем и, вероятнее всего, в далеких странах нашего севера…

Русская твердь… еще до призвания князей успела выработать и особую форму, особый образ для своего политического существования. Она выработала «город» - особое земское общество, которое и овладело всею землею, которое и с призванием князей не изменило своих дел и стремлений, и ведет самого князя к тем же старозаветным целям. По-прежнему, хотя и с новыми силами, Русь является только дружиною городов, где были старшие и младшие…»

Наши летописи подтверждают эти выводы. От балтийских словен шли и плыли кривичи – «единокровные» словенам восточным (полоцкий князь Рогволд, его зять Ярополк пришли «из-за моря» от западных словен). От них же прибыли словене приильменские (новгородцы «преже бо беша варязи»), да и Рюрик «с родом своим» и «своей дружиной». Если учесть, что словене-варяги строили корабли, способные перевозить до 200 человек и более, то не будет выглядеть странным заселение ими в VIII-X веках берегов прибалтийских рек: Западной Двины, Немана, Великой, Невы-Волхова.., а также появление в эти же времена Полоцка, Витебска, Изборска, Пскова, Ладоги, Новгорода, Белоозера, Ростова и других городов-крепостей на землях летголлы, чуди, еми, корелы, веси, мери, муромы…

Летописи также передают легенды о приходе «от ляхов» (от западных словен) вятичей, за ними родимичей, наконец волынян… Коль скоро уже к середине IX века на территории Восточной Европы возникла «федерация» племен под названием «Русская земля», колонизация этой земли протекала под главенством союза племен Приднепровской Руси (русов, полян, северов) при явной помощи дружин профессиональных воинов, витязей-варягов Руси Прибалтийской.

Рогволдовичи. «Наводнение» балтийскими словенами Русской земли завершилось, в итоге, захватом власти над ней. Но произошло это не сразу в IX-X веках, а в начале XI. В 1015 году киевскую династию русских князей сменила полоцкая династия словенских князей. Об этом недавно (в 1996 году) опубликовал свое исследование замечательный историк А. Кур. Вот вкратце пересказ его выводов.

Князь Владимир Святославич был сначала князем новгородским. В 977 году на юге в Овруче погиб от нападения князя Ярополка его родной брат Олег древлянский, а на севере князь Рогволд полоцкий напал на Псков. Владимиру пришлось «бежать за море», где он пробыл три года. В 980 году с дружиной варягов он вернулся в Новгород и вместе с новгородцами двинулся в Киев на Ярополка. Захватив по пути Полоцк, Владимир убил Рогволда и двух его сыновей, затем в Родне южнее Киева настиг и убил Ярополка. Малолетних же его детей: Ярослава, родившегося в 978 г. от словенки Рогнеды, и Святополка, родившегося в 980 г. от монашки-гречанки, - он усыновил. Приняв христианскую веру, Владимир, бесспорно, крестил в 988 г. детей Ярополка как своих сыновей.

В 1015 году Святополк Окаянный устроил заговор, убил Владимира и захватил киевский стол. Но в 1019 году более старший Ярослав Хромой изгнал Святополка из Руси и сам завладел Киевом. После воин с польским Болеславом и сыном Владимира Мстиславом Лютым (который вскоре неожиданно умер), Ярослав стал «самодержцем» в Руси. Разросшееся затем племя «ярославичей» превратилось в многочисленных князей Русской земли. Все они, следовательно, вели начало от словенского, полоцкого князя Рогволда, его дочери Рогнеды и Ярополка.

Имя «Рогволд» расшифровывается как «владеющий рогом», - конечно рогом изобилия (символом жизни) в руках Святовита. Возможно, отец Рогволда был ругским-русским князем и поклонялся Святовиту: «Бе бо Рогволд пришел из Замория и прия власть в Полотьске» (ПСРЛ,27,с.193). Да и имя «Рогнеда» переводится как «не дающая рога» изобилия никому, иначе – «хранящая его». В итоге оказывается, что все русские князья после Ярослава были не «рюриковичами», а «рогволдовичами» (Кур А. Из истинной истории наших предков. В кн. «Время забытых глухарей», т.6 библ.журн. «Молодая Гвардия».М.,1996, с.344-350). В итоге Иван Забелин оказался прав: овладение Русской землей западными словенами, их князьями, воинскими дружинами (в том числе, бесспорно, – витязями) было полным.

Примечания.

1.«Древняя, дохристианская история славянских народов доносит до нас смутное воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Видимо, эти храмовые воины и назывались изначально «витязями». У балтийских славян при храме бога Святовита служили 300 отборных всадников»…(Ларионов В. Витязи Святой Руси. В сб. «Лабарум». М.,1998, с.14-15).

2. Кстати, польский король Болеслав III в XII веке требовал: «Вся Поморская земля должна ежегодно платить польскому князю, кто бы от ни был… 300 марок серебром ходячего веса».

3. «Налоги и тяжкое рабство, - говорил вагряжский князь Брибыслав, - сделали для нас смерть приятнее жизни… Нет места на земле, гле бы мы могли приютиться и убежать от врагов. Остается покинуть землю или броситься в море и жить с морскими пучинами…» (Гельмольд. Хроника, I, 83). Это был уже итог середины XII века.

4. Летописная легенда о «призвании князей» на Русь в 862 г. несет следы нормандского источника, пересказа. Трувор – Thru waring – переводится как «род свой», а Синеус – Sine Hus – как «его дружина» . Летописцы дублировали: «Рюрик с родом своим» (Б. Рыбаков. Киевск. Русь и русск.княж., с. ).

(Продолжение следует).

Геннадий МОКЕЕВ


 
Ссылки по теме:
 

  • Геннадий Мокеев. Триста рыцарей Арея, ч. I
  • Геннадий Мокеев. Триста рыцарей Арея, ч. III
  • Геннадий Мокеев. Якоже горний Иерусалим
  • Геннадий Мокеев. Страна-город Русь

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"