На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

«Бачка» Филофей — просветитель земли сибирской

Исполнится 275 лет со дня блаженной кончины святителя Филофея Лещинского

 

 

В нынешнем году исполнится 275 лет со дня блаженной кончины святителя Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, в схиме Феодора. Именно с его деятельностью историки связывают начало просвещения и крещения Сибири, но само событие это обещает пройти достаточно тихо и для многих православных Сибири невидимо. О том свидетельствует заброшенная могила святителя Филофея, что находится на входе в Свято-Троицкий собор г. Тюмени. Горько и больно видеть, как пророчески сбываются слова апостола Сибири митрополита Филофея, завещавшего похоронить его на входе в собор, чтобы топтали ногами его кости:

Р.Б.С.

 

В Якутию первые представители православной церкви прибыли из Казани, предположительно в 30-х годах XVII века, вслед за сотником П. Бекетовым. В 1643-м в остроге был построен первый в Якутии деревянный храм Живоначальной Троицы. Трудно сказать, как он выглядел, известно лишь, что он был "шатровым". До наших дней сохранилась шатровая церковь Зашиверска, построенная в традициях древнерусского деревянного зодчества. Видимо, примерно таким был и первый якутский храм. Если с этого момента вести отсчет истории якутской православной церкви, то в нынешнем 2002 году можно отпраздновать ее 359-летие.

"Бунташный" XVII век для молодой церкви Якутии прошел тихо. Тойоны быстро сообразили, что с русскими выгоднее дружить. "Государевы ясашные инородцы", привозя пушнину в остроги, постепенно знакомились с христианской верой. Появились первые новокрещенные. Крестились обычно якуты, поступившие в услужение к русским, и якутки, выходившие за русских замуж, как, например, обе жены знаменитого Семена Дежнева. Крестить насильно строго запрещалось - правительство считало, что это отпугнет местное население и нанесет ущерб ясачным платежам, пушным прибылям казны. Между тем, сами же русские, к огромному неудовольствию священников, стали обращаться за помощью к якутским шаманамойунам. Шаманы жили по соседству и, производили мощное впечатление, делая то, от чего сознательно отказывались священники, - предсказывали будущее, общались с умершими...

Медленно, шаг за шагом отвоевывало православие новые позиции. Строились церкви и часовни. В 1663 году - еще одна знаменательная дата - рядом с Якутским острогом был основан Спасский монастырь, сразу ставший "центром благочестия и просвещения" на северо-востоке Азии. Святым отцам приходилось нелегко - "служебная командировка" иеромонаха Макария на Индигирку длилась, например, 15лет(!).

Коронация на царство Петра I внесла свои коррективы в глобальные планы развития страны, включающее продвижение России дальше в Азию. Духовное оружие считалось одним из самых мощных средств распространения русского влияния. Указы 1706, 1710,1714 годов повелевали уничтожать в Сибири культовые места традиционной языческой веры и крестить коренных жителей.

Нужен был человек, который взял бы на себя нелегкую и опасную миссию проповеди православия за Уралом. Петру порекомендовали Филофея.

Святитель Филофей родился на Украине, получил хорошее образование в знаменитой в свое время Киевской коллегии, потом служил приходским священником. В то время на Украине шла яростная борьба идеологий - католичество, опираясь на польских магнатов, разозленных потерей богатых земель, не оставляло замыслов подчинения украинцев Ватикану. Сильны были и униаты, искавшие пути компромисса с католиками. В этих условиях Украинская Православная церковь нуждалась не в кротких пастырях, а скорее, в настоящих духовных воинах, а митрополит Филофей получил воспитание именно в таком духе.

Будущий "сибирский апостол" в то время занимал пост эконома Киево-Печерской лавры. На предложение государя Петра I он дал согласие и в 1702 году отец Филофей был произведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Прибыв в Тобольск, церковную столицу Сибири, митрополит обнаружил ситуацию далекую от идеальной: языческая тайга и мусульманская степь грозили захлестнуть островки православия. Мусульманские проповедники добирались даже до Полярного круга, обращая в ислам коренных жителей. Многие русские (вплоть до воевод) годами не посещали церковь, пользовались услугами местных шаманов.

Сразу по прибытии, святитель Филофей просит у государя разрешение создавать за счет казны церковные школы, в которых могли бы учиться и дети коренных народностей Севера. Впервые в Сибири такая школа вскоре была создана в Тобольске. Усилиями митрополита организуется экспедиция в Монголию, чтобы обратить в христианство кутухту, созывается Всесибирский церковный собор в Енисейске, где обсуждается вопрос крещения инославных, отправляется в Якутию и на Колыму для крещения тамошних жителей миссия архимандрита Мартиана. Сам владыка Филофей пытается склонить к христианству населяющих Приобье хантов и манси, борется с конкурентами-мусульманами. Непонимание и даже сопротивление обусловили неудачу первых лет проповеди. Это и тяжелая болезнь вынудили митрополита Филофея оставить архиерейскую кафедру и уйти в Тюменский монастырь.

В 1711 году в Сибирь прибывает новый начальник - губернатор князь Гагарин, получивший от государя Петра I инструкцию поддерживать миссионерство. Обеспеченный деньгами и людьми (переводчиками, гребцами, казаками для сопровождения), святитель Филофей сперва, как простой миссионер, а потом, вернувшись на кафедру, с 1712 по 1726 годы (в последний раз в 76 лет!) объездил всю Западную Сибирь, побывал и в Восточной, обратив в христианство 40 тысяч коренных жителей.

О том, что он пережил за эти годы, можно писать приключенческий роман. В 1713 году, столкнувшись с сильным сопротивлением, Филофей без устали проповедовал три дня, и под конец предложил утопить его, если во время крещения с кемни-будь произойдет что-нибудь плохое. В том же году миссионеров обстреляли из луков - одному священнику пробили голову, другому - плечо, монаху, воздевшему к небу руки, стрела прострелила ладонь. В митрополита Филофея стреляли из пищали, но пуля, пробив рясу, не тронула тела. После этого в буре, разыгравшейся на Оби, миссионеры чуть не утонули. Отмечали чудеса исцеления Филофеем - излечились после крещения тяжелобольная женщина-ханты и хромой мальчик. Были и случаи, когда крестившийся после долгих уговоров шаман, требовал крест для обороны от "нечистых духов", часто его посещающих. В другом случае, новокрещеные предлагали поставить своего идола в церковь среди икон и сохранить многоженство (актуальнейший вопрос для коренных жителей и один из камней преткновения для миссионеров).

Основным противником владыки Филофея в его пастырских трудах неожиданно оказались не шаманы и мусульмане, подстрекавшие местных жителей нападать на архиереев, а местная русская администрация. С некрещеных воеводам легче было взимать пушной налог и вымогать взятки. Кроме того, на строительство церквей и содержание духовенства деньги и хлеб шли из казны, а воеводы крайне неохотно выделяли средства на такое не приносящее им дохода предприятие. Власти кое-где воспользовались крещением для обложения местных жителей еще и подушным налогом, какой платили русские, а многих новокрещеных попросту взяли в рабство (некрещеных ясачных холопить запрещалось).

Святителя Филофея заслуженно называют "сибирским апостолом". И в 80 лет неугомонный митрополит лично участвовал в миссионерских экспедициях, преодолевая сотни километров сибирского бездорожья, подвергаясь постоянной угрозе нападения защитников старой веры. Не раз ему приходилось спасаться бегством, в него стреляли, но Бог хранил проповедника - пуля, пробив рясу навылет, чудом миновала тело. Последователям владыки Филофея дела апостольские давались труднее - архимандрит Сильвестр и его спутники были ограблены, избиты, а местные жители все сокрушались, что не зима, а то бы можно было окунать миссионеров в прорубь. Крепко напугали миссионера Иоакимова олекминские якуты, напав "с превеликими дубинами... нагло крича и приступая к нему, замахивали палкою, и всячески ругали".

Действовали миссионеры незатейливо - приплывали в селение к коренным жителям и, если их не прогоняли сразу дождем стрел, зачитывали указ Петра о крещении и кратко разъясняли сущность христианства. После этого предлагали креститься и в качестве доказательства превосходства христианства, сокрушали языческих идолов. Если и после этого их не прогоняли, то можно было считать, что дело сделано. Местные жители, поплакав или поспорив, в конце концов, принимали веру. Крестили обычно в реке всем селением. Раздав кресты и подарки, миссионеры плыли дальше. Примерно к середине двадцатых годов XVII века трудами святителя Филофея и его сподвижников большая часть Западной Сибири была крещена.

В 1730-40 годах начинается крещение якутов. Иркутский владыка Иннокентий Нерунович совершил по Якутии две миссионерские поездки, причем издержал на подарки крестившимся 97 рублей из своего кармана (это при том, что жалование священника обычно равнялось 10 рублям в год). В 60-х годах того же века его дело продолжили "веропроповедники" братья Ноговицыны. А в конце XVII века протоиерей Григорий Слепцов, с походной церковью объехавший всю Якутию, как считают историки миссионерства, обратил в веру до 70 тысяч человек. Много пота пролили, распространяя веру, монахи Якутского Спасского монастыря и простые приходские священники. Крестными отцами, принявших христианство, часто становились сами проповедники. Этим, кстати, объясняется распространенность у народа саха фамилий <духовных сословий> Поповы, Протопоповы, Дьяконовы, Пономаревы. В начале XIX века Якутия, благодаря подвижническому подвигу ее духовенства считалась полностью крещенной.

Историки до сих пор не могут договориться - считать ли крещение Сибири насильственным? Вроде бы указы правительства грозили смертной казнью ослушникам царской воли, но хоть кого-нибудь за это казнили? Миссионеры пытались переубедить своих оппонентов-язычников словами, когда те, не стесняясь, применяли более высокие аргументы - копья, стрелы, ружья. Похоже, что миссионерам "силовых методов" не потребовалось, хватило одной угрозы царского недовольства. Надо заметить, что материально крещение для "ясашных" было весьма выгодно. Согласно указам правительства, крестившиеся не только получали подарки, но и еще освобождались от выплаты налогов на несколько лет. Причем льготу можно было передать другому. Якуты, чью предприимчивость неоднократно отмечали многие исследователи, широко воспользовались предоставленной возможностью. Окрестив жен и детей, зависимых людей и младших родственников, наиболее ловкие освобождались от налогов до самой смерти, оставаясь при этом некрещенными.

Для большинства якутов крещение совсем не означало отказа от веры отцов. Феномен языческого сознания - абсолютная неконфликтность по отношению к идеям других религий. Новокрещенные могли истово соблюдать христианские обычаи, посещать церковь и сохранять при этом традиционное языческое мировоззрение. Христос и святые в умах новокрещенных мирно уживались с якутским языческим пантеоном. Религиозный синкретизм выливался порой в забавных формах: на шаманских бубнах появлялись "личины Св. Николы", якобы помогавшего шаману камлать, убитому медведю ставились церковные свечи, а сами новокрещенные, принеся в жертву оленя, кричали: "Господи, помилуй!" Церковь же, сознавая начальный характер христианизации Якутии, не торопила события, понимая, что предстоит еще очень долгая и тяжелая работа, чтобы в якутской тайге "вера Христова воссияла".

Митрополит Филофей вплоть до смерти своей в 1727 году боролся с произволом светского начальства, успешно защищая своих духовных детей, строил им за свой счет церкви, лично следил за обучением новокрещеных православным обычаям. Как утверждают церковные историки, добрая память о святителе Филофее (Лещинском) сохранялась и в конце XIX столетия. Жители Севера Сибири говорили исследователям: "Бачка (батюшка - А.Н.) Филофей нас шипкошипко любил".

Мужеством и верностью христианскому долгу святителя Филофея нельзя не восхититься. Следуя пути великого миссионера, вооруженные его молитвами и опытом, воодушевленные его примером, двинулись в тайгу и тундру, а потом и дальше - за океан - новые подвижники православной церкви.

 

Александр Николаев


 
Ссылки по теме:
 

  • А.Николаев. Дабы в земле сибирской вера Христова воссияла
  • А.Николаев. "Бачка" Филофей - просветитель земли Сибирской

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"