На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Перспективы Косово

Статья

В процессе распада СФРЮ сербский автономный край Косово и Метохия сыграл роль детонатора. Какой будет дальнейшая судьба края после превращения СРЮ в квази-федерацию «Сербия и Черногория»?

 

Напряженность сохраняется

 

Фото с сайта Православие.РуЕще в середине 70-х годов будущий посол США в Югославии, хорошо известный в Балканском регионе политик Л. Иглбергер заметил: «Могила Югославии копается в Приштине... Посмотрите, что вы, как государство, делаете в Приштине и в Косово вообще. Вы открыли им один из самых больших университетов в Югославии, дали им Академию наук и в этих высоких институтах готовите каких-то политологов, социологов, философов, чем сами создаете великую армию будущих недовольных, которые:

не будут ни хотеть, ни уметь делать что-либо серьезное, которые завтра выйдут на улицы и потребуют свое государство».

Теперь уже совершенно ясно, что не недостаток внимания к албанцам, а переизбыток его со стороны государственной власти СФРЮ породили тот феномен, который стал детонатором развала. В 80-ые годы через Фонд по кредитованию ускоренного развития слаборазвитых республик и автономных краев Косово получало 1,5 миллионов долларов ежегодно (нежелание тратить большие средства на поддержание экономики Косово было одним из серьезнейших мотивов для выхода из состава СФРЮ Словении и Хорватии). Но при том, что темпы экономического роста в этом крае были самыми высокими по стране -- 6,7%, уровень дохода на душу населения был значительно ниже общеюгославского, а уровень безработицы на 30% превышал средний показатель по стране: в конце 80-х годов 800 тысяч человек в крае не могли ,найти работу, что вполне естественно, так как по темпам естественного прироста населения Косово занимало первое место в Европе. Причины коренились в истории этнических столкновений в Косово и они не могли быть решены силами одной Сербии и даже одной СФРЮ. Однако мировое сообщество искало решения проблемы в первую очередь за счет сербов.

Один из уроков Косово состоит в том, что модель решения албанского вопроса за счет уступок со стороны славянского населения в Сербии, Черногории и Македонии, не снимает остроты национальной проблемы албанского этноса. В последнее время это выявилось совершенно отчетливо. Стремление Хавьера Соланы этого выразителя европейского конформизма и внешнеполитической инертности в фарватере США - снять напряженность на Балканах путем организации «нового Дейтона», то есть превращения СРЮ в триединую конфедерацию по типу Боснии и Герцеговины, не является даже паллиативным решением. После того как парламенты Сербии и Черногории ратифицировали соглашение об уничтожении СРЮ, переименовании государства в «Сербию и Черногорию» и сохранении этого временного статуса на три года, на первый план снова вышла проблема Косово. Формально край остается автономной частью Сербии, де-факто суверенитет Сербии на его территорию не распространяется, хотя существует такая структура, как Координационный центр по Косово в Сербии, на территории края находятся полицейские силы ООН, миротворческий контингент НАТО и целый сонм международных наблюдателей. Как известно, все эти военно-административно-полицейские структуры ни в какой мере не помешали этническим чисткам сербского населения -- большая часть геноцидных эксцессов и вандализма имели место после вывода из края Югославской армии и ввода туда войск КФОР. В настоящее время от сербов в Косово сохранились лишь жалкие анклавы: в Приштине 300 человек из проживавших когда-то в столице края 40 000 сербов, в Печи -- 200 человек из 20 000, в Призрене -- 100 человек из 11000. Всего Косово покинули около 280 000 сербов, то есть две трети неалбанского населения края. Наиболее активная и многочисленная сербская община сохранилась в городе Косовская Митровица, но она стала объектом непрекращающихся репрессий. В апреле 2002 года здесь произошло массовое выступление сербов в защиту арестованного лидера и столкновение с международными полицейскими силами с жертвами как с той, так и с другой стороны.

Сербские анклавы остаются только при условии их каждодневной охраны со стороны международных миротворческих сил, но так продолжаться не может. Должно быть найдено конструктивное решение. Сербская община в Косово запугана и лишена основных гражданских прав, наиболее активная и состоятельная часть населения покинула Косово и имеет статус беженцев на территории Сербии (их проблема также не решается); та часть сербов, которая решила остаться для проживания в Косово, консолидируется вокруг Сербской Православной церкви и пытается наладить диалог с албанской администрацией.

В конце 2001 года были проведены выборы в парламент Косово под контролем миссии ООН. Созданная в результате политическая структура выглядит сегодня следующим образом: президент, однопалатная скупщина и органы местного самоуправления -- муниципалитеты. Деятельность парламента находится под строгим контролем спецпредставителя ООН, без его ратификации ни один закон не имеет силы. В скупщине 120 депутатских мест, из которых 20 -- не выборные и принадлежат национальным меньшинствам, 10 из них сербские. В ходе муниципальных выборов была проведена перерегистрация избирателей, причем занимались этим представители ООН, чем превысили свой мандат.

В ходе перерегистрации удостоверения личности получили 1 миллион 250 тысяч избирателей, однако не были должным образом учтены сербские беженцы (280 000 человек). В результате выборов в парламент прошли представители 14-ти партий, из которых 8 албанских. Остальные представляют национальные меньшинства -- цыганское, турецкое и пр. В скупщине будет представлена только одна сербская партия -- Партия сербского возвращения, занявшая третье место. Из 120 мандатов, таким образом, 22 получили сербы. Лидером выборов стала партия Ибрагима Руговы -- 47 мандатов, радикалы -- Демократическая партия Косово Хашима Тачи -- на втором месте, Альянс за будущее Косово -- возглавляемый полевым командиром Хайреджини -- на четвертом месте.

В ходе выборов и сразу после подведения их итогов обострилась внутриалбанская политическая борьба, которая привела к затяжному кризису, увенчавшемуся победой умеренного крыла под предводительством Ибрагима Руговы, ставшего в марте 2002 года официальным президентом Косово. В торге, который продолжался с декабря 2001 по март 2002 года, было достигнуто согласие между Демократической Лигой Косово (И. Ругова) и Демократической партией Косово (национал-радикалы Х. Тачи). Премьером правительства стал Байран Реджип, а министерские; портфели распределились следующим образом -- 4 у ДЛК, 2 -- у ДПК, остальные достались попутчикам ДЛК, в том числе и сербам. Следует отметить, что законность выборного процесса в Косово вызывает большие сомнения в условиях, когда большая часть сербского населения покинула край и была лишена участия в голосовании, а от числа реально проживающих в Косово в выборах участвовало чуть больше 60% (при большой традиционной организованности избирателей-албанцев). Как иронично отмечали наблюдатели, основная задача «партстроительства» среди косовских албанцев состоит в трудоустройстве бывших полевых командиров OAK.

Некоторые аналитики в сложившейся ситуации считают возможным говорить о существовании в среде евро-атлантических экспертов и лиц, принимающих решения, некоего плана, направленного на нормализацию ситуации в Косово путем заключения договоров между сербскими и албанскими политическими лидерами о разграничении ответственности. Подобные договоренности, однако, во-первых, держатся на атлантистских штыках, во-вторых, возможны только при власти И.Руговы, которому роль «албанского Ганди» не по плечу; оба компонента не являются константами политического процесса и почвы для стабилизации ситуации вокруг Косово не создают.

Оптимальное решение — кантонизация

В новой политической конфигурации Косово может либо стать равноправным участником федерации с Сербией и Черногорией, либо сохранить свой автономный статус в составе Сербии (но и в этом, самом фантастическом варианте, полномочия Косово будут расширены, а суверенитет Сербии должен быть гарантирован мировым сообществом), либо получить государственную независимость в качестве Республики Косово. Любой из вариантов требует пересмотра статуса Косово. Это открывает политические возможности для невоенного решения существующего комплекса вопросов.

Распад Югославии знаменовал глубинные кризисные явления в мировой политике и вне этого мирового контекста был невозможен. По мнению многих аналитиков, к исходу XX века ялтинско-потсдамская система себя изжила, столкнувшись с противоречием «национальное самоопределение -- необходимость сохранения существующих государственных границ». Изжила себя также система блоков и глобальное противостояние, в котором Югославия играла (небезуспешно) роль «буфера».

Помимо этого сама Югославская федерация пережила острейший кризис экономики в условиях самоуправленческого социализма, кризис государственной системы в условиях гиперинфляции, кризис социалистической идеологии, кризис экстерриториальной федерации как формы национального самоопределения, кризис теории и практики югославизма как этнополитической основы многонационального государства (разновидности «славянской идеи»). Расцвет югославянской федерации, покоившийся на формуле Тито «слабая Сербия -- сильная Югославия» не мог быть долгим и прочным. Однако и распад единого государства в кровавой войне не был предопределен.

Косово послужило детонатором балканского кризиса. Свою роль разносчика сецессионизма на Балканах албанский этнос сохраняет и поныне. На вопрос журнала «Шпигель»: «Что будет, если Косово станет частью нового государства южных славян?» -- И.Ругова ответил: «Тогда будет новая война, и все жители Косово возьмутся за оружие».

То обстоятельство, что Юго-Восточная Европа переживает эпоху трансформаций в системе «нового мирового порядка» и гегемонии единственной сверхдержавы, подводит к необходимости выработки нового международного статуса Косово под эгидой международных спонсоров, какими могли бы выступить США, Россия и ОБСЕ. Только в таком формате государства региона в состоянии выработать жизнеспособную модель региональных международных отношений. Участие России имеет значение не только для сербской стороны, но в еще большей степени для самой России, на территории которой полным ходом разворачиваются процессы «балканизации» (Северный Кавказ, республики Поволжья) и опыт повседневной работы с этими явлениями становится для России частью ее повестки дня.

Безусловно, разработка нового статуса Косово -- предмет долговременной (не менее 3-х лет) многопрофильной работы, однако основополагающие ее принципы могут и должны быть определены уже сейчас. Еще в далеком 1968 году выдающийся сербский писатель и общественный деятель Добрица Чосич предостерегал: в попытках сохранить территориальную целостность Косово и Метохии Сербия может потерять эту цельную землю совсем. Он подчеркивал, что двойной суверенитет - югославский и албанский - на этих землях невозможен. История подтвердила правоту писателя, как и своевременность многочисленных проектов по разделу края на сербские и албанские области. Академик М. Йовичич в 1996 году писал: «Косово и Метохия сегодня представляют собой непотребный элемент ассиметричного государственного устройства, который по этим причинам надо обязательно ликвидировать». Он предлагал территориальное - не этническое -- разделение всей страны на 13 регионов, то есть новый принцип федерализма без привязки к национально-культурной автономии.

Последним до кризиса 1999 года был проект кантонизации Косово сербского историка Д.Батаковича. В крае создавалось 18 кантонов, из которых 5 имели бы преимущественно сербское население и входили бы в конституционную систему Сербии, остальные -- албанские имели бы более слабые связи с Федерацией. Однако принцип кантонизации, буквально насильно примененный в Боснии и Герцеговине и в Македонии, в Косово был отвергнут из-за стремления албанских лидеров к террористическому захвату всего края силой.

Сегодня, в условиях коллективного противодействия методам террора в международной политике, компромиссное решение для Косово, в основу которого будет положен принцип кантонизации (разделения территории края под контролем уже находящегося в нем миротворческого контингента) вновь чрезвычайно актуально. В этом случае российский контингент возьмет на себя естественные для него функции обеспечения безопасности сербского населения и выйдет из двусмысленного положения, в котором он пребывает сейчас. Только на основе кантонизации (территориального разделения) может быть реализовано историческое право сербского народа на проживание в косовском крае, на владение совокупным экономическим богатством края, в развитие которого сербы внесли решающий вклад, на сохранение исторического наследия церковно-монастырского комплекса Косово и Метохии, принадлежащего всему православному миру.

В основу разделения должен быть положен учет исторического ареала проживания этносов, пропорциональное распределение ресурсов (с учетом сербов-беженцев из Косово, то есть по последней переписи 80-х годов), защита исторического наследия. Сербские кантоны, естественно, сохранили бы свой статус в Сербии, албанские кантоны могли бы получить статус по итогам референдума (присоединиться к Албании или сохранить независимость от всех).

Кантонизация -- оптимальное решение не только для Косово, но и для Македонии (где процесс разделения территорий стихийно -- с нарушением прав славянского населения -- уже идет), и для Черногории, где албанская община копит силы для повторения проверенного косовского сценария. Важно поэтому обеспечить условия, при которых процесс кантонизации будет проходить в условиях относительной стабильности, под контролем миротворческих сил, с учетом мнения населения и при защите прав меньшинств.

Россия могла бы выступить (после необходимых консультаций с сербской стороной) инициатором этого международно-правого урегулирования, способного не только развязать тугой балканский узел и сделать вменяемой российскую политику в регионе, но и предложить жизнеспособную модель разрешения этно-конфессиональных конфликтов на территории СНГ (в первую очередь в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии).

Елена Бондарева


 
Ссылки по теме:
 

  • Беседа с сербским епископом Афанасием (Евтичем)

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"