На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Сербский народ как раб Божий

Продолжение

Св. Николай Сербский25. {Для} Саввы Неманина, подвижника и монаха святогорского, важнее всего {в жизни} было отверзть очи своему народу, дабы {он у} видел реальность того света, духовного и бессмертного, на который должен ориентироваться и {под который должен} подстраиваться во всех трудах своих сей мир телесный, преходящий и смертный. Тот свет — это Царство Небесное, {к} коему он прилепился на своем семнадцатом году и для коего еще столько лет трудился, чтобы познать {его} до безукоризненной ясности и историчности. {К} этому Царству Небесному он впоследствии , как церковный глава и пламенный патриот, {за}хотел прилепить и привести весь свой народ. Ибо это – основное и главное, а все прочее, как побочное и попутное, {просто} добавляется признающим Царствие Небесное и прилепляющимся к нему. За двести лет до князя Лазаря в Крушевце – Савва и Неманя, юность сербская и старость сербская, прилепились к Царствию Небесному. Сие есть судьбоносное перепутье в жизни каждого христианина и каждого христианского народа, а именно: прилепиться ли к Царствию Небесному, или к царству земному. Сие – судьбоносно было во време{на} Немани и Саввы для сербского народа и всей его позднейшей истории {вплоть} до сего дня.

26. Верный раб, верный {и} хозяин. Кто верен в малом, верен и в большом, и удостоится похвалы от господина своего. Сие есть истина евангельская. Святой Савва был верным слугой на Святой Горе, верным {был} – и хозяином в Хилендаре. Был верным рабом Господним {для} Сербии, а {потому} и верным хозяином в сербском роде, самым лучшим сербом – слугой и хозяином, какого запомнила сербская история. Об усердном, но бездетном хозяине сербы говорят: трудится до {седьмого} пота, словно у него десять сыновей. Савва-монах трудился до {седьмого} пота над миллионами сербов, словно все {это были} его родные дети, словно {то были} его сыны и дщери. Не было {такого} дела – ни духовного, ни практического, ни частного, ни {обще} народного, ни церковного, ни державного, которое бы его не касалось и в кое бы он не вникал как помощник и советник. Трудолюбивейший раб Христов и {слуга} народный, Савва был самым заботливым хозяином в сербском роде. Верным последователем и подражателем Господу своему Иисусу.

27. Совершенный хозяин как совершенный слуга – т{ак}о{в} пример и завет Святого Саввы сербскому народу. О каком-либо господстве у него нет и помина. И на словах, и на деле, от начала {и} до конца он был слугою с хозяйским духом. Он знал, что людской век краток, и что да{рова}н {он нам} не ради властвования, но ради служения. Безчисленные народные предания и легенды о Святом Савве, поспевающем всюду, дабы помочь каждому человеку, не {являются} неистинны {ми}. Они рисуют подлинный характер сего духовного родителя сербского народа, {изображая его} как величайшего слугу – хозяина в истории сербской.

28. По своей службе Богу и народу, по своему хозяйскому духу, Савва был сербсм, наиболее близким Христу Богу. Слуга-хозяин и хозяин-раб – истинный Феодул. Феодулией стал весь его земной век, феодулия – самый ясный пример и самый красноречивый завет его своему роду. Сей пример и завещание оставил он всему сербскому народу и старшим в народе – от первых до последних. И не напрасно. Саввин пример и завет был как доброе семя, брошенное на плодородную землю, почему {оно и} приносило на протяжении всех веков {и} до сего дня богатую жатву Богу для Царствия Небесного. А {этот} его пример и завет можно выразить одним словом — Феодулия, или служба Богу.

29. Сербская история не знает борьбы церкви с государством. Такой борьбы нет, {и} наоборот – история западных народов полна кровавых войн. Чем объяснить первое, а чем второе? Первое – Феодулией, а второе - теократией. Возьмем, к примеру, двух смирных волов, что, впряженные в одно ярмо, тянут один воз и служат одному хозяину. Это Феодулия. А теперь возьмем двух волов, разъярившихся друг на друга, так что – то левый вырывается из ярма и бодает своего товарища справа, заставляя его в одиночку тянуть воз, то правый в {свою} очередь делает то{же самое} со своим товарищем слева. Это – теократия: война церкви против государства и война государства против церкви, война папы против королей и война королей против папы. Ни один вол не желал под ярмом служить Хозяину, каждый из них хотел играть роль Хозяина и погонять своего подъяремного товарища. Поэтому Хозяйский воз {так и} остался на месте, а нива – невозделанной, и под конец вся заросла сорняками. Так на Западе.

30. Саввина мысль была {следующая}: надо обоих волов впрячь в ярмо, чтобы одинаково служили Хозяину. И церковь, и государство. Се – библейская мысль – вернее заповедь Божия и в Ветхом, и в Новом Завете. Псалмопевец обозревает всю землю и все, что есть на земле, и затем, восхищенный, говорит Богу: Все служит Тебе ( Пс. 119, 91). Что {такое} человек, чтобы он один был исключением? Неужели мотыльки и птицы, и ветры, и громы {должны} служить Создателю – Хозяину своему, а человеку – нет? Это произошло, должно быть, от некоего помрачения ума и от некоего рокового {и} злостного заблуждения сердечного. Офицеры при дворе княжеском с гордостью говорят: мы на службе у князя. А что есть смертный князь по сравнению с безсмертным и всесильным Царем неба и земли, да притом еще Творцом и Отцом своим? Поистине, только сумасшедшие и сатаной управляемые люди могут считать за честь служить {какому-то} князю, а за стыд и унижение - служить Господу Богу. Сколько будут лежать они завтра мертвые, могила к могиле, вместе со своим князем, и среди гнили разлагаться, а Бог будет вечно жить и царствовать. Но их близорукость {, неспособность} это {у}видеть – больше близорукости насекомых, поистине – поражающая.

31. Они представляют успех злобного сатаны. Они представляют {собой} и поражение Божие, поражение Того, Кто их сотворил. О, что за страшная участь для человека: представлять успех дьявола и поражение Бога! Поэтому их Создатель – без {всякой} милости, но по правде {Своей} – изымает и уничтожает их . Как если бы отец вырастил сыновей, а они подались бы в гайдуки и {вместе} со своим атаманом ( читай здесь: сатаною) предательски нападали на дом отца своего и на его мирных домочадцев. Кто не служит Богу, тот неизбежно служит дьяволу, супостату Божию. Итак, разве стыдно служить Богу? Действительно, стыдно - но только для тех, кто погибает, а не для тех, кто спасается.

32. В Ветхом Завете говорится о народе израильском, Богом избранном - да служит Богу, единственный средь всех народов, кои бесам и идолам бесовским служили. Ибо одной {лишь} службы людям не избыть: либо служить Богу, либо диаволу. {С той} только {разницей}, что Бог службу Себе называет службой, а лживый диавол называет службу себе господством и наслаждением. И сей избранный народ израильский хромал на обе ноги на протяжении тысячи лет, служа когда Богу, а когда – диаволу. Все праотцы, отцы, праведники и пророки призывали народ на службу Единому Богу, но часто верх брали дьяволовы лжепророки и уводили народ на службу диаволу. Хотя диавол никогда не говорит ни о служении Богу, ни {о служении} себе, а {лишь} о господстве и наслаждении, – он ни о чем другом {и} не думает, как {только} впрячь людей в ярмо — на страшную службу себе. Ибо он лжец и отец лжи.

33. Новый Завет между тем есть преимущественно Устав службы Богу, свято, совершенно и бескомпромиссно. И Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтоб служить. {Итак}, служил даже Тот, Кто есть Хозяин мира, Господь Иисус Христос; служили Его апостолы и все истинные последователи; служили Богу до последнего дыхания и издыхания, со {времени} она {го} до сего дня. И коли {Сам} Сын Бога Живаго не стыдится службы Отцу Своему небесному, что уж {тогда} людям стыдиться сей службы и {вое} принимать лживые обещания сатанинские о господстве и наслаждении в веке сем? После долгого и предолгого колебания между службой Богу или диаволу избранный народ израильский в конце {концов} полностью прилепился ко диаволу, предал Бога и распял Мессию, Сына Божия. Правильно сказал им Иисус: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Так закончилась миссия избранного народа израильского — полным и сознательным отходом от служения Богу и {предо }ставлением {себя} в распоряжение сатаны, коему этот народ и поныне служит. Ибо никто из людей не может не служить либо Богу, либо дьяволу. Век людской есть век служения.

34. Все это знал наш мудрый отец Савва. И лучше нас знал он, что сей жизненный срок на земле дан людям ради службы, а не ради господства, насыщения и наслаждения. Поэтому покорился неминуемому и неизбежному, т.е. служению. Но он еще знал, что служение может быть двояким: либо Богу, либо сатане. Поэтому он изо всех сил старался колесо совокупной энергии своего народа, {равно} как и своей личной, повернуть на служение Богу. А еще, сверх всего, – и державу, точно так же, как и церковь, поставить на активную, неустанную и добровольную службу Богу. Подобным образом он ввел в сербском народе полную и совершенную Феодулию, т.е. богослужение, и избежал западной аномалии, по которой церковь якобы одна должна служить Богу, а не вместе сдержавой; {должен} папа – но не вместе с королем, священник но не вместе с гражданином и воином.

35. Где бы церковь {ни} отделилась от государства, там {непременно пребывает} в болезненном состоянии либо церковь, либо держава, либо {же оне} обе. Разделенные церковь и государство — это означает служение двум разным господам. А поскольку существует лишь один-единственный настоящий господин, которому можно сознательно и честно служить, т.е. Господь Бог, {то} значит, один из разъединенных и разделенных институтов – либо церковь, либо государство – должен служить противнику Божию, диаволу. Раздор, ссора и война между церковью и государством позорит историю западных крещеных народов за последнюю тысячу лет. То церковь была на службе у противников Божиих из-за теократии, то, в {свой} черед, держава из-за своей автократии; то первая - из-за клерикализма, т.е. неправильного служения Богу, то вторая – из-за профанации, т.е. полного отрицания службы Богу. Не по разуму, но по злобе разобщенных сторон. А злоба помрачает разум, почему и стоит в Священном Писании предостережение: «Берегись, чтобы злоба не помрачила твой разум».

36. От всех этих аномалий и ужасов св. Савва спас свой народ учреждением Феодулии - как пути и цели церкви и державы. Не осуществил бы он это {так} легко, если б его отец – Неманя не принял постриг, а родной брат не был корол{ем}. Сам Бог так определил, что на {конкретном} историческом перепутье сербской истории оказались два брата в качестве народных вождей: один – как духовный, а другой – как светский глава, архиепископ Савва и король Стеван. Необычайно похоже на {такое же} судьбоносное перепутье в истории израильского народа, когда во главе этого народа, по Божьему повелению, оказались два брата, Моисей и Аарон. Ибо кто поймет человека и поможет {ему} лучше, чем родной брат? Король Стеван, будучи правителем, состязался в служении Богу со своим братом, {лицом} духовным, и старался в исповедовании веры не отстать от него. Могучий же Неманя, приняв под старость монашество, запечатлел сим чином свое прилепление к Царствию Небесному; к небу направил {он} дух своих потомков и всему народу {этим} примером своим дал наставление, что через земную жизнь должно приготовляться к жизни вечной.

37. {И} пусть нас нисколько не вводят в заблуждение важные титулы сербских правителей, как {то}: король, царь, деспот, автократор, севастократор. Все эти громкие титулы писались под тем, что {было} самым первым и значимым – раб Христа Бога. И это было не просто мертвой буквой на бумаге или же чем-то формальным и привычным. Нет, напротив, в их жизни сие было крайне существенно. Они защищали веру православную, что значит – истину Божию – решительно и неустанно. В этом они превзошли и самих императоров византийских. /Так, король Милутин спас греческий народ от позора, а Грецию — от унии, во време{на} одного из Палеологов/. Они не копили богатства, и не тратили их на {строительство} своих дворцов, но все отдавали на возведение великолепных храмов во славу Христа Бога, народу своему на пользу и собственной душе во спасение. Насколько эти их знаменитые задушбины послужили к пользе сербского народа, {о} то{м} и сам народ {с} благодарно {стью} высказал {ся} в песнях {своих}, а все историки признали и подтвердили.

38. Душеспасительное строительство подобного рода, т.е. {заключающееся} в возведении храмов и монастырей, никогда после не упускалось из виду у сербских правителей ни в одной династии {, вплоть} до наших дней. Даже и после Косова – под турецким владычеством – вассальные князья и княгини, деспоты и деспотессы, герцоги и герцогини воздвигали задушбины по всей земле сербской. Это продолжили Карагеоргий и Милош, наши крестьянские князи, {равно как} и их потомки. Королевская церковь на Опленце свидетельствует, что сербские правители даже в двадцатом веке не прерывали службу Богу через душеспасительное строительство, начатое еще нашими первыми крещеными жупанами, а {затем, вовсю} развернутое Неманичами.

39. Эту благородную страсть у сербов – к возведению задушбин – невозможно встретить – в такой степени и масштабах – ни у одного другого народа. {Сербы} не только украсили и освятили свою землю безчисленными и {пре} красными задушбинами, но {и} с такой же {точно} ревностью и любовью воздвигли многие подобные {им} задушбины по землям близким и далеким: по Албании и Греции, по Хорватии и Венгрии, по Болгарии и Валахии, на Святой Горе и в Палестине. В некоторых из этих стран сербские задушбины и по сей день являются самыми главными и самыми красивыми святынями.

40. Мы упомянули защиту истиной веры и строительство задушбин сербскими правителями как их службу Богу, как их Феодулию. И хотя все это дела большие и значительные, они не являются единственным способом богослужения сербских правителей и вельмож. Были и иные пути. То суть главным образом благодеяния в отношении малых и сирых и праведная защита всех претерпевших за правду. При своих задушбинах в Солуне, Царьграде и Иерусалиме король Милутин открывал приюты для старых и убогих, столовые для голодных, дома призрения для больных и недужных. Сие известно из истории этого великого правителя. Тем паче должен был он устраивать подобные заведения при своих задушбинах в самой Сербии. Как он, так и остальные великие {у} строители.

41. О Создатель дивный множества чудес,

Служат Тебе верно ангелы с небес,

Власти и господства, силы и престолы,

Им покорны горы, небеса и долы,

Серафимы страшные, словно пламень белый,

Херувимы мощные, быстрые, как стрелы,

Дальние созвездья, солнце и луна,

Все живые твари, что, вкусив сполна

От Твоей трапезы, воздух Твой вдыхали, –

Рцы, за что же люди на Тебя восстали?

Почему за зло их Ты всегда в ответе,

Ты, по Чьей лишь милости и живут на свете?

Но хвала, Создатель, вечная Тебе,

Что отцов на службу наших взял к Себе,

Что Тебе служили рук не покладая,

Задушбины многи славны созидая, –

Защищали веру, сирым помогали

И Твоими были верными рабами,

Богачи пред миром, пред Тобой убоги,

Милостивы к прочим - и к себе лишь строги.

Суеты бежали, жили Божьим страхом,

Злато и корону почитали прахом,

А Тебе служенье – высшею наградой,

И за то с Тобою пребывают рядом

В жизни вечной, вечным осиянны светом,

Там, где нету места смерти, скорби, бедам.

 

42. Пишут историки, будто некоторые Неманичи были великие грешники, {пишут о том,} как брат предавал брата, {о том, как} брат боролся против брата, {как} отец ополчался на сына, сын на отца. Это - не неправда, но неправда, что это и только это составляло все содержание их жизни, что это – все их жизнеописание. Они {,историки,} сказ{ку} сказывают до известного {места}, но не до конца. Как если бы евангелист Лука, историк апостольских деяний, рассказал о Савле – как он яростно преследовал христиан – и на этом остановился и оборвал {свою} повесть, не поведав вторую часть, т.е. {о том,} как Савл обратился в Павла, гонитель – в апостола, христоборец – в святого.

43. Действительно, некоторые из Неманичей грешили как люди по человеческой слабости, но {они же и} каялись в грехах и умирали как раскаявшиеся {грешники}. Мы не знаем про Вукана, раскаялся ли он, почему {он} и остался вне славы [слава праздник р честь святого, покровителя семьи, рода. нередко - целого села; может быть сравним с престольным праздником и днем ангела одновременно; имеет для сербов огромное значение – от перевод.] и вне календаря – ибо восстал против двух своих святых братьев и связался с римской церковью. Поэтому он охарактеризован как изменник и как праобраз всех изменников сербских, причем всегда с одним и тем же именем: Вукан, Вук, Вукашин, Вуйица. Между тем Драгутин покаялся за свое восстание против брата Милутина, принял постриг и, уже монах Феоктист, веригами связал себя в покаянии и искушени{ях}. И воздвиг несколько предивных храмов во славу Божию, как {то}: Озрен, Тавну, Рачу, Лозницу и церковь в Арилье. И прославился во святых. Почему сербские историки не доскажут историю до конца? Ведь конец – делу венец, говорит сербский народ.

44. Каялся и король Милутин за грех против сына своего Стевана, и горько оплакивал свой грех перед игуменом монастыря Пантократора, в котором ослепленный Стеван вынужден был пребывать. И во святых прославился Милутин не как грешник, но как {грешник} раскаявшийся, причем раскаявшийся не только на словах, но {и - в} еще больше{й степени} на деле, служа Господу своему Христу до конца своего долгого века. Ни один из современных историков сербских не остановился на том, что является самым значительным и самым важным применительно к личности этого знаменитого короля, а именно: что {он} прославился во святых и что болгарская столица София хранит его тело как свою величайшую святыню. Не видят они сего, ибо нехристианская и несербская тьма помрачила их духовное зрение. Они не прощают грех{а} тому, кому Бог простил и кого Бог и прославил даже. Нельзя историю сербского народа писать лишь чернилами, но {надо писать} и кровью, и слезами из {глубины} сердца.

45. Каялся и царь Душан в своем грехе против родителя своего Стефана Дечанского. Но грех сына перед родителем тяжелее греха брата перед братом и греха отца перед сыном. Душан остался {в истории} великим и славным, но не прославился во святых, т.е. достиг величайшей славы земной, но не {достиг при этом} и величайшей славы небесной. Но пусть даже он не прославился во святых, мы верим, что ему Бог простил грех за его великую и неустанную службу Богу. Ибо то был раскаявшийся {грешник}. И {еще} за то, что он строил многие задушбины, творил милостыню (безсчетно, защищал монастыри и всякую правду своими строгими законами, Святую Гору укрепил и обезопасил, а христианские Балканы в целом - оборонял от нехристей и в крестовом походе за христианство на Балканах пострадал. В самом деле, хоть он и совершил в юности великий грех по отношению к родителю своему, {Душан} до конца жизни был великолепным и верным слугой Христовым на деле и в страдании, подписываясь всегда как раб Христа Бога и жертвуя собой за крест честной и золотую свободу христианскую всех балканских народов.

46. Каялся и деспот Джюрадж [в русск. сточниках Юрий – Георгий, – коммент. переводч.] Бранкович за грех отца своего Вука, изменника косовского. Но нелегким было его покаяние за т{ак]ого грешника, кого народ, как живая Церковь Божия, так и не простил . Все же деспот Джюрадж оправдан перед Богом и народом за дела свои и муки. Он, правда, не прославился во святых, но великие деяния его были {совершены} на службе {у} Христа Бога. Он воздвигал храмы, соблюдал строго веру православную, отверг предложение папы перейти в римскую церковь, одаривал щедро монастыри в Сербии и на Святой Горе, мудро и осмотрительно охранял народ свой, насколько мог это {делать} как вассал турецкий; как родитель же пережил жестокие страдания из-за беды {постигшей} его детей. Ибо два его сына были ослеплены турками, а дочь принуждена {была} выйти замуж за кровника султана. Но хотя Джюрадж {и} не прославился во святых, прославились отдельные его потомки через мать Ангелину. А {сам} Джюрадж был и до конца жизни остался рабом Христа Бога, на деле и в страдани{ях}.

47. Каялся и князь Милош Обренович за грех перед Карагеоргием, ибо косвенным {образом} был причастен к гибели великого вождя, {да} притом еще кума своего. Свидетель его {рас}каяния церковь, называемая «Покаянная», которую Милош повелел выстроить в Радованье. Но не весь Милош в том грехе. Он себя считал слугой Божиим и народным. Сражался за крест честной и {по}страдал много от инородцев и от своих. {Он} отстроил практически все разоречные монастыри не только в теперь {уже} освобожденной, но и в не освобожденной {еще} Сербии вплоть до Иоанна Бигорского. {Он} постился, соблюдал крестную славу и много молился Богу точно так же, как и великий Карагеоргий, подобно всем старым правителям сербским и всему народу сербскому. То были люди из народа, и по крови, и по духу.

48. Но кто {еще} так свято и честно служил Христу Богу, как оный дивный Лазарь Косовский? Прославился во святых он, прославилась жена его, царица Милица, прославился и сын его Стеван Высокий. От святого корня свята и лоза. Он {со}творил все Богу угодные деяния как {и} Неманичи; правил же или, лучше сказать, служил в более тяжкие времена, нежели Неманичи. {Он} воздвиг многие задушбины, из коих и по сей день {являются} действующими}' Раваница, Лазарица и Горняк. Восстановил из развалин монастырь св. Романа. Был великим жертвователем {,покровителем} святынь свято горских. Совершал паломничество ко Гробу Господню. Был отец сирым и защитник бедным. А сверх всего положил живот свой на Косовом {поле} за крест честной и свободу златую. За то его народ сербский полюбил и воспел, а Бог его возвеличил тем, что прославил его во святых, увенчав двойным венцом: как Своего раба и как мученика.

49. Мы привели здесь лишь несколько примеров сербских правителей и вельмож, {показав,} как они ходили путем Неманиным и Саввиным, считая себя первыми рабами Христа Бога впереди своего народа. Но мы не перечислили и малой части от общего числа. Были еще сотни и сотни, может быть, и тысячи меньших князей, начальников, воевод и сановников, что ходили тем же самым путем и, как рабы Христовы, службою, задушбинами и различными пожертвованиями подготавливали себя в сей жизни к той жизни и, мучаясь {здесь,} на земле, с надеждой смотрели в вечное и бессмертное Царство Небесное. Кто их всех сочтет? Еще никто их не счел. Любой край не только сербской земли, но {и по} все{м} Балкан {ам}, от Бессарабии до Царьграда и от одного моря до другого, хранит каменное свидетельство о них, т.е. их имена, высеченные на стенах, или лики, сохранившиеся на фресках, в их задушбинах.

50. Где задушбины соседних народов и правителей на сербской земле? Задай себе этот вопрос, серб, трижды и задумайся. Нигде ни одной. Ни единой румынской в Крайне /неподалеку от Неготина находится монастырь Буково задушбина не румынских великашей, но {все} того {же} славного сербского короля Милутина/. Ни единой болгарской в Македонии и ни единой греческой где бы то ни было. Хотя царьградская патриархия господствовала над сербским народом до Святого Саввы и {потом еще} долго и {очень} долго при турках, однако нигде ни одной греческой задушбины, ни от греческих правителей, ни от греческих владык и вельмож. Воистину невероятно, но истинно. И хотя болгары предъявляют права на Македонию и Фракию, нигде в этих землях мы не {у} видим ни одной задушбины болгарских правителей. Тогда как греческая Фессалия и все окрестности болгарской столицы украшены святынями, воздвигнутыми сербами-ктиторами.

51. Мы {вовсе} не думаем попрекать этим наших соседей или умалять {их значение}. Так {уж} они воспитаны. У них не было Немани и Святого Саввы, и {они} не воспитывались, как сербы, {их не учили идти} не окольной дорогой {стезей} Феодулии, {стезей} служения Богу — как пути и верховной цели человеческой жизни на земле, с неслыханным девизом: за крест честной и свободу златую. Поэтому их народные предводители, пусть {и} не менее богатые, чем правители сербские, остались равнодушны к {идее} служения Богу, {они} и не думали тратить свое богатство на задушбины. Они смотрели {на} землю, а не {в} небо, и трудились ради земного царствия, а не ради небесного. Поэтому очень часто лишались и того, и другого. Лишь некоторые румынские воеводы строили задушбины, да и то {только} под влиянием своих жен-сербок или своих зятьев-сербов, или бежавшей в Румынию властелы сербской.

52. Национализм сербский {всегда был} универсально христианский, никогда {не был} узки{м} и глупы{м} шовинизм{ом}. Вот как можно было бы определить сербский святосавский национализм: наводить порядок в собственном доме и избытком своей силы и своего богатства помогать каждому народу навести порядок в его доме. Или: служить Христу Богу на своей земле и в своем отечестве, по возможности же и от избытка {сил} служить Христу Богу {и} по другим землям, близким и далеким, т.е. {вплоть} до России и до Горы Синайской, {и} даже и до {отдаленных} концов вселенной. Христианский национализм в универсализме и универсализм в христианском национализме. Сербы суть единственные носители этого идеала, в значительной степени и доселе осуществляемого, а наряду с сербами еще одни только русские из членов православной семьи народов Божиих на земле. Есть ли что спасительнее для всего мира?

53. Мы думаем, что до сего момента {мы} достаточно разъяснили, как сербские народные предводители, будь то короли или цари, или деспоты, или начальники и воеводы, служили Христу Богу со своих престолов и с {высоты} руководительских кресел, будучи строителями задушбин, защитниками веры православной, помощниками соседним народам в обороне, заступниками сирых, крестоносными воителями против нехристей. Перейдем же теперь к монашеству, как последнему и высшему разряду службы Христу Богу, как экзамену на аттестат зрелости {для} всех тех, кто до того годами упражнялся в этом же самом служении различным образом.

54. Монашество у сербов {это} огромная историческая реальность, которая в истории сербов играла большую роль, чем душеспасительное строительство, ибо {у} строитель {от}дает свое, монах же {от}дает себя на службу Богу. В этом {смысле} монашество больше душеспасительного жертвования. Пример старца Немани и пример юноши Растка действовал заразительно и действует и поныне на старцев и юношей сербских, {побуждая их} отречься {от} всего, прилепиться {к} Царству Небесному и пойти путем узким и скорбным, путем монашеского подвига.

55. Монах действительно поставлен в сербской истории выше всякого иного звания и всякого иного титула - не из-за какой-то наружной силы, но из-за {своего} нравственного значения. В церковном прологе говорится о видении некоего {мужа}, узревшего монахов на том свете небесном — выше великого царя Константина. Сербские аристократы с незапамятных пор удалялись от мира в монастыри и пустыни, точно так же, как и простые люди. Святая Пятница Сербская преподобная мати Параскева была из благородного рода. Из великашского и знаменитого рода были и трое наших славных духовных {учителей}, святой отец Прохор Пчиньский, Гавриил Лесновский и Иоанн Рильский. Они жили задолго до Немани и Саввы и служили Господу. Однако служба Господу в сем чине иноческом в великом стиле и с великим размахом начинается лишь с этих двух редкостных мужей, с коих началось все что есть велико {го} в истории сербского народа.

56. Принял монашество могучий Неманя, затем его сын, князь Растко, затем король Стеван Первовенчанный, затем король (, Владислав, король Урош, князь Предислав /{архиепископ}Савва II/, король Драгутин, затем сводные братья царя Душана, затем Анна, супруга Неманина; и королева Елена Градацкая, [основательница монастыря Градац – перевод.], и Елена, сестра короля Дечанского, и царица Елена Душанова; затем царица Милица, и деспотесса Евфимия, и мать Ангелина и Максим, сын ее, с еще многими членами дома Бранковичей — в Среме, в Эрделе, в Румынии. Многие дворяне сербские после Косова подались на Святую Гору и там как монахи окончили {дни свои}. {А} сколько их заполнил {о} монастыри сербские и греческие в Палестине. Даже на Горе Синайской были сербы-монахи. Не {за тем} подались они из мира в монастырь, чтобы спасти свою земную жизнь от смерти кому из рожденных и когда удалось это? Но чтобы служением Христу Богу заслужить вечную жизнь. И не {ради того,} чтобы прокормиться уходили {они} в монастыри. {Уж} никак {не ради э}то{го}. Наоборот, они относили в монастыри свое сбереженное добро и {по} всюду оставляли {о себе} добрую память — либо воздвигая и обновляя обители, либо {занимаясь} писанием икон и переписыванием книг. Всюду работали они с известной хозяйственной сноровкой сербской. Нигде серб-монах на Святой Горе и на востоке не ел даром чужой хлеб, ни {где не} умер без заслуг и доброй памяти. [...]

(Продолжение следует)

Святитель Николай Сербский, перевод Ильи Числова


 
Ссылки по теме:
 

  • Сербский народ как раб Божий (начало)

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"