25. {Для} Саввы
Неманина, подвижника и монаха святогорского, важнее всего {в жизни} было
отверзть очи своему народу, дабы {он у} видел реальность того света, духовного
и бессмертного, на который должен ориентироваться и {под который должен}
подстраиваться во всех трудах своих сей мир телесный, преходящий и смертный.
Тот свет — это Царство Небесное, {к} коему он прилепился на своем семнадцатом
году и для коего еще столько лет трудился, чтобы познать {его} до
безукоризненной ясности и историчности. {К} этому Царству Небесному он
впоследствии , как церковный глава и пламенный патриот, {за}хотел прилепить и привести
весь свой народ. Ибо это – основное и главное, а все прочее, как побочное и
попутное, {просто} добавляется признающим Царствие Небесное и
прилепляющимся к нему. За двести лет до князя Лазаря в Крушевце – Савва и
Неманя, юность сербская и старость сербская, прилепились к Царствию Небесному.
Сие есть судьбоносное перепутье в жизни каждого христианина и каждого
христианского народа, а именно: прилепиться ли к Царствию Небесному, или к
царству земному. Сие – судьбоносно было во време{на} Немани и Саввы для
сербского народа и всей его позднейшей истории {вплоть} до сего дня.
26. Верный раб, верный {и}
хозяин. Кто верен в малом, верен и в большом, и удостоится похвалы от господина
своего. Сие есть истина евангельская. Святой Савва был верным слугой на Святой
Горе, верным {был} – и хозяином в Хилендаре. Был верным рабом Господним {для}
Сербии, а {потому} и верным хозяином в сербском роде, самым лучшим сербом –
слугой и хозяином, какого запомнила сербская история. Об усердном, но бездетном
хозяине сербы говорят: трудится до {седьмого} пота, словно у него десять
сыновей. Савва-монах трудился до {седьмого} пота над миллионами сербов, словно
все {это были} его родные дети, словно {то были} его сыны и дщери. Не было
{такого} дела – ни духовного, ни практического, ни частного, ни {обще}
народного, ни церковного, ни державного, которое бы его не касалось и в
кое бы он не вникал как помощник и советник. Трудолюбивейший раб Христов и
{слуга} народный, Савва был самым заботливым хозяином в сербском роде. Верным
последователем и подражателем Господу своему Иисусу.
27. Совершенный хозяин как
совершенный слуга – т{ак}о{в} пример и завет Святого Саввы сербскому народу. О
каком-либо господстве у него нет и помина. И на словах, и на деле, от начала
{и} до конца он был слугою с хозяйским духом. Он знал, что людской век краток,
и что да{рова}н {он нам} не радивластвования, но ради служения.
Безчисленные народные предания и легенды о Святом Савве, поспевающем всюду,
дабы помочь каждому человеку, не {являются} неистинны {ми}. Они рисуют
подлинный характер сего духовного родителя сербского народа, {изображая его}
как величайшего слугу – хозяина в истории сербской.
28. По своей службе Богу и
народу, по своему хозяйскому духу, Савва был сербсм, наиболее близким Христу
Богу. Слуга-хозяин и хозяин-раб – истинный Феодул. Феодулией стал весь его
земной век, феодулия – самый ясный пример и самый красноречивый завет его
своему роду. Сей пример и завещание оставил он всему сербскому народу и старшим
в народе – от первых до последних. И не напрасно. Саввин пример и завет был как
доброе семя, брошенное на плодородную землю, почему {оно и} приносило на
протяжении всех веков {и} до сего дня богатую жатву Богу для Царствия
Небесного. А {этот} его пример и завет можно выразить одним словом — Феодулия,
или служба Богу.
29. Сербская история не
знает борьбы церкви с государством. Такой борьбы нет, {и} наоборот – история
западных народов полна кровавых войн. Чем объяснить первое, а чем второе?
Первое – Феодулией, а второе - теократией. Возьмем, к примеру, двух смирных
волов, что, впряженные в одно ярмо, тянут один воз и служат одному хозяину. Это
Феодулия. А теперь возьмем двух волов, разъярившихся друг на друга, так что –
то левый вырывается из ярма и бодает своего товарища справа, заставляя его в одиночку
тянуть воз, то правый в {свою} очередь делает то{же самое} со своим товарищем
слева. Это – теократия: война церкви против государства и война государства
против церкви, война папы против королей и война королей против папы. Ни один
вол не желал под ярмом служить Хозяину, каждый из них хотел играть роль Хозяина
и погонять своего подъяремного товарища. Поэтому Хозяйский воз {так и} остался
на месте, а нива – невозделанной, и под конец вся заросла сорняками. Так на
Западе.
30. Саввина мысль была
{следующая}: надо обоих волов впрячь в ярмо, чтобы одинаково служили Хозяину. И
церковь, и государство. Се – библейская мысль – вернее заповедь Божия и в
Ветхом, и в Новом Завете. Псалмопевец обозревает всю землю и все, что есть на
земле, и затем, восхищенный, говорит Богу: Все служит Тебе ( Пс. 119,
91). Что {такое} человек, чтобы он один был исключением? Неужели мотыльки и
птицы, и ветры, и громы {должны} служить Создателю – Хозяину своему, а человеку
– нет? Это произошло, должно быть, от некоего помрачения ума и от некоего
рокового {и} злостного заблуждения сердечного. Офицеры при дворе княжеском с
гордостью говорят: мы на службе у князя. А что есть смертный князь по сравнению
с безсмертным и всесильным Царем неба и земли, да притом еще Творцом и Отцом
своим? Поистине, только сумасшедшие и сатаной управляемые люди могут считать за
честь служить {какому-то} князю, а за стыд и унижение - служить Господу Богу.
Сколько будут лежать они завтра мертвые, могила к могиле, вместе со своим
князем, и среди гнили разлагаться, а Бог будет вечно жить и царствовать. Но их
близорукость {, неспособность} это {у}видеть – больше близорукости насекомых,
поистине – поражающая.
31. Они представляют успех
злобного сатаны. Они представляют {собой} и поражение Божие, поражение Того,
Кто их сотворил. О, что за страшная участь для человека: представлять
успех дьявола и поражение Бога! Поэтому их Создатель – без {всякой} милости, но
по правде {Своей} – изымает и уничтожает их . Как если бы отец вырастил
сыновей, а они подались бы в гайдуки и {вместе} со своим атаманом ( читай
здесь: сатаною) предательски нападали на дом отца своего и на его мирных
домочадцев. Кто не служит Богу, тот неизбежно служит дьяволу, супостату Божию.
Итак, разве стыдно служить Богу? Действительно, стыдно - но только для тех, кто
погибает, а не для тех, кто спасается.
32. В Ветхом Завете
говорится о народе израильском, Богом избранном - да служит Богу, единственный
средь всех народов, кои бесам и идолам бесовским служили. Ибо одной {лишь}
службы людям не избыть: либо служить Богу, либо диаволу. {С той} только
{разницей}, что Бог службу Себе называет службой, а лживый диавол называет
службу себе господством и наслаждением. И сей избранный народ израильский
хромал на обе ноги на протяжении тысячи лет, служа когда Богу, а когда –
диаволу. Все праотцы, отцы, праведники и пророки призывали народ на службу
Единому Богу, но часто верх брали дьяволовы лжепророки и уводили народ на
службу диаволу. Хотя диавол никогда не говорит ни о служении Богу, ни {о
служении} себе, а {лишь} о господстве и наслаждении, – он ни о чем другом {и}
не думает, как {только} впрячь людей в ярмо — на страшную службу себе. Ибо он
лжец и отец лжи.
33. Новый Завет между тем
есть преимущественно Устав службы Богу, свято, совершенно и бескомпромиссно. И
Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтоб служить.
{Итак}, служил даже Тот, Кто есть Хозяин мира, Господь Иисус Христос;
служили Его апостолы и все истинные последователи; служили Богу до
последнего дыхания и издыхания, со {времени} она {го} до сего дня. И коли {Сам}
Сын Бога Живаго не стыдится службы Отцу Своему небесному, что уж {тогда} людям
стыдиться сей службы и {вое} принимать лживые обещания сатанинские о господстве
и наслаждении в веке сем? После долгого и предолгого колебания между службой
Богу или диаволу избранный народ израильский в конце {концов} полностью
прилепился ко диаволу, предал Бога и распял Мессию, Сына Божия. Правильно
сказал им Иисус: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего;
он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины;
когда говорит он ложь, говорит свое,ибо он лжец и отец лжи». Так
закончилась миссия избранного народа израильского — полным и сознательным
отходом от служения Богу и {предо }ставлением {себя} в распоряжение сатаны,
коему этот народ и поныне служит. Ибо никто из людей не может не служить либо
Богу, либо дьяволу. Век людской есть век служения.
34. Все это знал наш мудрый
отец Савва. И лучше нас знал он, что сей жизненный срок на земле дан людям ради
службы, а не ради господства, насыщения и наслаждения. Поэтому покорился
неминуемому и неизбежному, т.е. служению. Но он еще знал, что служение может
быть двояким: либо Богу, либо сатане. Поэтому он изо всех сил старался колесо
совокупной энергии своего народа, {равно} как и своей личной, повернуть на
служение Богу. А еще, сверх всего, – и державу, точно так же, как и церковь,
поставить на активную, неустанную и добровольную службу Богу. Подобным образом
он ввел в сербском народе полную и совершенную Феодулию, т.е. богослужение, и
избежал западной аномалии, по которой церковь якобы одна должна служить Богу, а
не вместе сдержавой; {должен} папа – но не вместе с королем, священник –
но не вместе с гражданином и воином.
35. Где бы церковь {ни}
отделилась от государства, там {непременно пребывает} в болезненном состоянии
либо церковь, либо держава, либо {же оне} обе. Разделенные церковь и
государство — это означает служение двум разным господам. А поскольку
существует лишь один-единственный настоящий господин, которому можно
сознательно и честно служить, т.е. Господь Бог, {то} значит, один из
разъединенных и разделенных институтов – либо церковь, либо государство –
должен служить противнику Божию, диаволу. Раздор, ссора и война между церковью
и государством позорит историю западных крещеных народов за последнюю тысячу
лет. То церковь была на службе у противников Божиих из-за теократии, то, в
{свой} черед, держава из-за своей автократии; то первая - из-за клерикализма,
т.е. неправильного служения Богу, то вторая – из-за профанации, т.е. полного
отрицания службы Богу. Не по разуму, но по злобе разобщенных сторон. А злоба
помрачает разум, почему и стоит в Священном Писании предостережение: «Берегись,
чтобы злоба не помрачила твой разум».
36. От всех этих аномалий и
ужасов св. Савва спас свой народ учреждением Феодулии - как пути и цели церкви
и державы. Не осуществил бы он это {так} легко, если б его отец – Неманя не
принял постриг, а родной брат не был корол{ем}. Сам Бог так определил, что на
{конкретном} историческом перепутье сербской истории оказались два брата в
качестве народных вождей: один – как духовный, а другой – как светский глава,
архиепископ Савва и король Стеван. Необычайно похоже на {такое же} судьбоносное
перепутье в истории израильского народа, когда во главе этого народа, по
Божьему повелению, оказались два брата, Моисей и Аарон. Ибо кто поймет человека
и поможет {ему} лучше, чем родной брат? Король Стеван, будучи правителем,
состязался в служении Богу со своим братом, {лицом} духовным, и старался в
исповедовании веры не отстать от него. Могучий же Неманя, приняв под старость
монашество, запечатлел сим чином свое прилепление к Царствию Небесному; к небу
направил {он} дух своих потомков и всему народу {этим} примером своим дал
наставление, что через земную жизнь должно приготовляться к жизни вечной.
37. {И} пусть нас нисколько
не вводят в заблуждение важные титулы сербских правителей, как {то}: король,
царь, деспот, автократор, севастократор. Все эти громкие титулы писались под
тем, что {было} самым первым и значимым – раб Христа Бога. И это было не просто
мертвой буквой на бумаге или же чем-то формальным и привычным. Нет, напротив, в
их жизни сие было крайне существенно. Они защищали веру православную, что
значит – истину Божию – решительно и неустанно. В этом они превзошли и самих
императоров византийских. /Так, король Милутин спас греческий народ от позора,
а Грецию — от унии, во време{на} одного из Палеологов/. Они не копили
богатства, и не тратили их на {строительство} своих дворцов, но все отдавали на
возведение великолепных храмов – во славу Христа Бога, народу своему на
пользу и собственной душе во спасение. Насколько эти их знаменитые задушбины
послужили к пользе сербского народа, {о} то{м} и сам народ {с} благодарно
{стью} высказал {ся} в песнях {своих}, а все историки признали и подтвердили.
38. Душеспасительное
строительство подобного рода, т.е. {заключающееся} в возведении храмов и
монастырей, никогда после не упускалось из виду у сербских правителей ни в
одной династии {, вплоть} до наших дней. Даже и после Косова – под турецким
владычеством – вассальные князья и княгини, деспоты и деспотессы, герцоги и
герцогини воздвигали задушбины по всей земле сербской. Это продолжили
Карагеоргий и Милош, наши крестьянские князи, {равно как} и их потомки.
Королевская церковь на Опленце свидетельствует, что сербские правители даже в
двадцатом веке не прерывали службу Богу через душеспасительное строительство,
начатое еще нашими первыми крещеными жупанами, а {затем, вовсю} развернутое
Неманичами.
39. Эту благородную страсть
у сербов – к возведению задушбин – невозможно встретить – в такой степени и
масштабах – ни у одного другого народа. {Сербы} не только украсили и освятили свою
землю безчисленными и {пре} красными задушбинами, но {и} с такой же {точно}
ревностью и любовью воздвигли многие подобные {им} задушбины по землям близким
и далеким: по Албании и Греции, по Хорватии и Венгрии, по Болгарии и Валахии,
на Святой Горе и в Палестине. В некоторых из этих стран сербские задушбины и по
сей день являются самыми главными и самыми красивыми святынями.
40. Мы упомянули защиту
истиной веры и строительство задушбин сербскими правителями как их службу Богу,
как их Феодулию. И хотя все это дела большие и значительные, они не
являются единственным способом
богослужения сербских правителей
и вельмож. Были и иные пути. То суть главным образом благодеяния в отношении
малых и сирых и праведная защита всех претерпевших за правду. При своих
задушбинах в Солуне, Царьграде и Иерусалиме король Милутин открывал приюты для
старых и убогих, столовые для голодных, дома призрения для больных и недужных.
Сие известно из истории этого великого правителя. Тем паче должен был он
устраивать подобные заведения при своих задушбинах в самой Сербии. Как он, так
и остальные великие {у} строители.
41. О Создатель дивный множества чудес,
Служат Тебе верно ангелы с
небес,
Власти и господства, силы и
престолы,
Им покорны горы, небеса и
долы,
Серафимы страшные, словно
пламень белый,
Херувимы мощные, быстрые,
как стрелы,
Дальние созвездья, солнце и
луна,
Все живые твари, что, вкусив
сполна
От Твоей трапезы, воздух
Твой вдыхали, –
Рцы, за что же люди на Тебя
восстали?
Почему за зло их Ты всегда в
ответе,
Ты, по Чьей лишь милости и
живут на свете?
Но хвала, Создатель, вечная
Тебе,
Что отцов на службу наших
взял к Себе,
Что Тебе служили рук не
покладая,
Задушбины многи славны
созидая, –
Защищали веру, сирым
помогали
И Твоими были верными
рабами,
Богачи пред миром, пред
Тобой убоги,
Милостивы к прочим - и к
себе лишь строги.
Суеты бежали, жили Божьим
страхом,
Злато и корону почитали
прахом,
А Тебе служенье – высшею
наградой,
И за то с Тобою пребывают
рядом
В жизни вечной, вечным
осиянны светом,
Там, где нету места смерти,
скорби, бедам.
42. Пишут историки, будто
некоторые Неманичи были великие грешники, {пишут о том,} как брат предавал
брата, {о том, как} брат боролся против брата, {как} отец ополчался на сына,
сын – на отца. Это - не неправда, но неправда, что это и только это
составляло все содержание их жизни, что это – все их жизнеописание. Они
{,историки,} сказ{ку} сказывают до
известного {места}, но не до конца. Как если бы евангелист Лука, историк
апостольских деяний, рассказал о Савле – как он яростно преследовал христиан –
и на этом остановился и оборвал {свою} повесть, не поведав вторую часть, т.е.
{о том,} как Савл обратился вПавла,
гонитель – в апостола, христоборец – в святого.
43. Действительно, некоторые
из Неманичей грешили как люди – по человеческой слабости, но {они же и}
каялись в грехах и умирали как раскаявшиеся {грешники}. Мы не знаем про Вукана,
раскаялся ли он, почему {он} и остался вне славы [слава – праздник р
честь святого, покровителя семьи, рода. нередко - целого села; может быть
сравним с престольным праздником и днем ангела одновременно; имеет для сербов
огромное значение – от перевод.] и вне календаря – ибо восстал против двух
своих святых братьев и связался сримской церковью. Поэтому он
охарактеризован как изменник и как праобраз всех изменников сербских, причем
всегда с одним и тем же именем: Вукан, Вук, Вукашин, Вуйица. Между тем Драгутин
покаялся за свое восстание против брата Милутина, принял постриг и, уже монах
Феоктист, веригами связал себя в покаянии и искушени{ях}. И воздвиг несколько
предивных храмов во славу Божию, как {то}: Озрен, Тавну, Рачу, Лозницу и
церковь в Арилье. И прославился во святых. Почему сербские историки не доскажут
историю до конца? Ведь конец – делу венец, говорит сербский народ.
44. Каялся и король Милутин
за грех против сына своего Стевана, и горько оплакивал свой грех перед игуменом
монастыря Пантократора, в котором ослепленный Стеван вынужден был пребывать. И
во святых прославился Милутин не как грешник, но как {грешник} раскаявшийся,
причем раскаявшийся не только на словах, но {и - в} еще больше{й степени} на
деле, служа Господу своему Христу до конца своего долгого века. Ни один из
современных историков сербских не остановился на том, что является самым
значительным и самым важным применительно к личности этого знаменитого короля,
а именно: что {он} прославился во святых и что болгарская столица София хранит
его тело как свою величайшую святыню. Не видят они сего, ибо нехристианская и
несербская тьма помрачила их духовное зрение. Они не прощают грех{а} тому, кому
Бог простил и кого Бог и прославил даже. Нельзя историю сербского народа писать
лишь чернилами, но {надо писать} и кровью, и слезами из {глубины} сердца.
45. Каялся и царь Душан в
своем грехе против родителя своего Стефана Дечанского. Но грех сына перед
родителем тяжелее греха брата перед братом и греха отца перед сыном. Душан
остался {в истории} великим и славным, но не прославился во святых, т.е. достиг
величайшей славы земной, но не {достиг при этом} и величайшей славы небесной.
Но пусть даже он не прославился во святых, мы верим, что ему Бог простил грех
за его великую и неустанную службу Богу. Ибо то был раскаявшийся {грешник}. И
{еще} за то, что он строил многие задушбины, творил милостыню (безсчетно,
защищал монастыри и всякую правду своими строгими законами, Святую Гору укрепил
и обезопасил, а христианские Балканы в целом - оборонял от нехристей и в
крестовом походе за христианство на Балканах пострадал. В самом деле, хоть он и
совершил в юности великий грех по отношению к родителю своему, {Душан} до конца
жизни был великолепным и верным слугой Христовым на деле и в страдании,
подписываясь всегда как раб Христа Бога и жертвуя собой за крест честной и
золотую свободу христианскую всех балканских народов.
46. Каялся и деспот Джюрадж
[в русск. сточниках Юрий – Георгий, –
коммент. переводч.] Бранкович за грех отца своего Вука, изменника
косовского. Но нелегким было его покаяние за т{ак]ого грешника, кого народ, как
живая Церковь Божия, так ине простил . Все же деспот Джюрадж
оправдан перед Богом и народом – за дела свои и муки. Он, правда, не
прославился во святых, но великие деяния его были {совершены} на службе {у}
Христа Бога. Он воздвигал храмы, соблюдал строго веру православную, отверг
предложение папы перейти в римскую церковь, одаривал щедро монастыри в Сербии и
на Святой Горе, мудро и осмотрительно охранял народ свой, насколько мог это {делать}
как вассал турецкий; как родитель же пережил жестокие страдания из-за беды
{постигшей} его детей. Ибо два его сына были ослеплены турками, а дочь
принуждена {была} выйти замуж за кровника султана. Но хотя Джюрадж {и} не
прославился во святых, прославились отдельные его потомки – через мать
Ангелину. А {сам} Джюрадж был и до конца жизни остался рабом Христа Бога, на
деле и в страдани{ях}.
47. Каялся и князь Милош
Обренович за грех перед Карагеоргием, ибо косвенным {образом} был
причастен к гибели великого вождя, {да} притом еще кума своего. Свидетель его
{рас}каяния – церковь, называемая «Покаянная», которую Милош повелел
выстроить в Радованье. Но не весь Милош в том грехе. Он себя считал слугой
Божиим и народным. Сражался за крест честной и {по}страдал много от
инородцев и от своих. {Он} отстроил практически все разоречные монастыри
не только в теперь {уже} освобожденной, но и в не освобожденной {еще} Сербии –
вплоть до Иоанна Бигорского. {Он} постился, соблюдал крестную славуи
много молился Богу – точно так же, как и великий Карагеоргий, – подобно
всем старым правителям сербским и всему народу сербскому. То были люди из
народа, и по крови, и по духу.
48. Но кто {еще} так свято и
честно служил Христу Богу, как оный дивный Лазарь Косовский? Прославился во
святых он, прославилась жена его, царица Милица, прославился и сын его Стеван
Высокий. От святого корня – свята и лоза. Он {со}творилвсе
Богу угодные деяния – как {и} Неманичи; правил же или, лучше сказать,
служил в более тяжкие времена, нежели Неманичи. {Он} воздвиг многие задушбины,
из коих и по сей день {являются} действующими}' Раваница, Лазарица и Горняк.
Восстановил из развалин монастырь св. Романа. Был великим жертвователем
{,покровителем} святынь свято горских. Совершал паломничество ко Гробу Господню.
Был отец сирым и защитник бедным. А сверх всего положил живот свой на Косовом
{поле} за крест честной и свободу златую. За то его народ сербский полюбил и
воспел, а Бог его возвеличил тем, что прославил его во святых, увенчав двойным
венцом: как Своего раба и как мученика.
49. Мы привели здесь лишь
несколько примеров сербских правителей и вельмож, {показав,} как они ходили
путем Неманиным и Саввиным, считая себя первыми рабами Христа Бога впередисвоего народа. Но мы не перечислили и малой части от общего числа. Были
еще сотни и сотни, может быть, и тысячи меньших князей, начальников, воевод и
сановников, что ходили тем же самым путем и, как рабы Христовы, службою,
задушбинами и различными пожертвованиями подготавливали себя в сей жизни к той
жизни и, мучаясь {здесь,} на земле, с надеждой смотрели в вечное и бессмертное
Царство Небесное. Кто их всех сочтет? Еще никто их не счел. Любой край –
не только сербской земли, но {и по} все{м} Балкан {ам}, от Бессарабии до
Царьграда и от одного моря до другого, – хранит каменное свидетельство о
них, т.е. их имена, высеченные на стенах, или лики, сохранившиеся на фресках, в
их задушбинах.
50. Где задушбины соседних
народов и правителей на сербской земле? Задай себе этот вопрос, серб, трижды –
и задумайся. Нигде – ни одной. Ни единой румынской в Крайне /неподалеку
от Неготина находится монастырь Буково – задушбина не румынских
великашей, но {все} того {же} славного сербского короля Милутина/. Ни единой
болгарской в Македонии и ни единой греческой – где бы то ни было. Хотя
царьградская патриархия господствовала над сербским народом до Святого Саввы и
{потом еще} долго и {очень} долго при турках, однако нигде – ни одной
греческой задушбины, ни от греческих правителей, ни от греческих владык и
вельмож. Воистину невероятно, но истинно. И хотя болгары предъявляют права на
Македонию и Фракию, нигде в этих землях мы не {у} видим ни одной задушбины
болгарских правителей. Тогда как греческая Фессалия и все окрестности
болгарской столицы украшены святынями, воздвигнутыми сербами-ктиторами.
51. Мы {вовсе} не думаем
попрекать этим наших соседей или умалять {их значение}. Так {уж} они воспитаны.
У них не было Немани и Святого Саввы, и {они} не воспитывались, как сербы, {их
не учили идти} не окольной дорогой – {стезей} Феодулии, {стезей}
служения Богу — как пути и верховной цели человеческой жизни на земле, –
с неслыханным девизом: за крест честной и свободу златую. Поэтому их народные
предводители, пусть {и} не менее богатые, чем правители сербские, остались
равнодушны к {идее} служения Богу, {они} и не думали тратить свое богатство на
задушбины. Они смотрели {на} землю, а не {в} небо, и трудились ради земного
царствия, а не ради небесного. Поэтому очень часто лишались и того, и другого.
Лишь некоторые румынские воеводы строили задушбины, да и то {только} под
влиянием своих жен-сербок или своих зятьев-сербов, или бежавшей в Румынию
властелы сербской.
52. Национализм сербский
{всегда был} универсально христианский,
никогда {не был} узки{м} и глупы{м} шовинизм{ом}. Вот как можно было бы
определить сербский святосавский национализм: наводить порядок в собственном
доме и избытком своей силы и своего богатства помогать каждому народу навести
порядок в его доме. Или: служить Христу Богу на своей земле и в своем
отечестве, по возможности же и от избытка {сил} – служить Христу Богу
{и} по другим землям, близким и далеким, т.е. {вплоть} до России и до Горы
Синайской, {и} даже и до {отдаленных} концов вселенной. Христианский
национализм в универсализме и универсализм в христианском национализме. Сербы
суть единственные носители этого идеала, в значительной степени и доселе
осуществляемого, а наряду с сербами еще одни только русские – из членов
православной семьи народов Божиих на земле. Есть ли что спасительнее для всего
мира?
53. Мы думаем, что до сего
момента {мы} достаточно разъяснили, как сербские народные предводители, будь то
короли или цари, или деспоты, или начальники и воеводы, служили Христу Богу со
своих престолов и с {высоты} руководительских кресел, будучи строителями
задушбин, защитниками веры православной, помощниками соседним народам в
обороне, заступниками сирых, крестоносными воителями против нехристей. Перейдем
же теперь к монашеству, как последнему и высшему разряду службы Христу Богу,
как экзамену на аттестат зрелости {для} всех тех, кто до того годами упражнялся
в этом же самом служении различным образом.
54. Монашество у сербов
{это} огромная историческая реальность, которая в истории сербов играла большую
роль, чем душеспасительное строительство, ибо {у} строитель {от}дает свое,
монах же {от}дает себя на службу Богу. В этом {смысле} монашество больше
душеспасительного жертвования. Пример старца Немани и пример юноши Растка
действовал заразительно и действует и поныне на старцев и юношей сербских,
{побуждая их} отречься {от} всего, прилепиться {к} Царству Небесному и пойти
путем узким и скорбным, путем монашеского подвига.
55. Монах
действительно поставлен в сербской истории выше всякого иного звания и всякого
иного титула - не из-за какой-то наружной силы, но из-за {своего} нравственного
значения. В церковном прологе говорится
о видении некоего {мужа}, узревшего монахов на том свете небесном — выше
великого царя Константина. Сербские аристократы с незапамятных пор удалялись от
мира в монастыри и пустыни, точно так же, как и простые люди. Святая Пятница
Сербская – преподобная мати Параскева – была из благородного
рода. Из великашского и знаменитого рода были и трое наших славных духовных
{учителей}, святой отец Прохор Пчиньский, Гавриил Лесновский и Иоанн Рильский.
Они жили задолго до Немани и Саввы – и служили Господу. Однако служба
Господу в сем чине иноческом – в великом стиле и с великим размахом –
начинается лишь с этих двух редкостных мужей, с коих началось все что есть
велико {го} в истории сербского народа.
56. Принял монашество
могучий Неманя, затем его сын, князь Растко, затем король Стеван
Первовенчанный, затем король (, Владислав, король Урош, князь Предислав
/{архиепископ}Савва II/, король Драгутин, затем сводные братья царя Душана,
затем Анна, супруга Неманина; и королева Елена Градацкая, [основательница
монастыря Градац – перевод.], и Елена, сестра короля Дечанского, и царица
Елена – Душанова; затем царица Милица, и деспотесса Евфимия, и мать
Ангелина и Максим, сын ее, с еще многими членами дома Бранковичей — в Среме, в
Эрделе, в Румынии. Многие дворяне сербские после Косова подались на Святую Гору
и там как монахи окончили {дни свои}. {А} сколько их заполнил {о} монастыри
сербские и греческие в Палестине. Даже на Горе Синайской были сербы-монахи. Не
{за тем} подались они из мира в монастырь, чтобы спасти свою земную жизнь от
смерти – кому из рожденных и когда удалось это? Но чтобы служением
Христу Богу заслужить вечную жизнь. И не {ради того,} чтобы прокормиться
уходили {они} в монастыри. {Уж} никак {не ради э}то{го}. Наоборот, они относили
в монастыри свое сбереженное добро и {по} всюду оставляли {о себе} добрую
память — либо воздвигая и обновляя обители, либо {занимаясь} писанием икон и
переписыванием книг. Всюду работали они с известной хозяйственной сноровкой сербской.
Нигде серб-монах – на Святой Горе и на востоке – не ел даром
чужой хлеб, ни {где не} умер без заслуг и доброй памяти. [...]