Выступление на X Рождественских образовательных чтениях. Москва, 29 января 2002 г.
Я не думаю, что мое выступление
откроет какие-то новые истины для людей искренне верующих в Господа. Наверное,
это выступление не станет новостью и для тех, кто придерживается принципов
философского идеализма. Но в сегодняшних, конкретно-исторических условиях,
когда мы все ищем пути возрождения нашего Отечества и, в то же время,
российское общество пребывает в идейном хаосе, когда мы еще не преодолели
крайностей рационально-гуманистических и материалистических ценностей, надеюсь,
что мои размышления окажутся небесполезными.
Мне представляется, что важнейшая
задача современности — разработка православной методологии науки и образования.
В частности, эта задача стоит и перед исторической наукой — нам
необходимо понять и разработать принципы православного понимания истории.
Начну с
некоторых общих положений, без которых невозможно понять дальнейшего изложения.
Итак, напомню, что наука — это рациональное изучение действительности, т.е.
познание с помощью человеческого разума так называемых естественных законов.
Казалось бы, наука не имеет ничего общего с верой, которая, прежде всего,
утверждает истинность Божественного и Сверхъестественного.
На самом деле, главное
противоречие между наукой и верой лежит в иной плоскости — это противостояние
двух форм религиозного сознания. Ведь наука — это тоже вера, т.е.
форма религиозного сознания. Только это вера в человека, в его разум, в его
способности. Иначе говоря, наука — это часть всеобщей религии человекобожия,
созданной еще в Эпоху Возрождения. (Об этом
см. мою статью «Крах гуманизма» в «Роман-журнале XXI век»,
2001, N11). Вообще, всякое знание, как результат научной деятельности,
имеет в своей основе веру в истинность этого знания, веру в
истинность рациональных доказательств. Именно поэтому, кстати, в науке
существует столько различных, противоречащих друг другу теорий и концепций.
Наука (т.е. рациональное знание) есть совокупность концепций. Но приверженность
к той или иной концепции определяется верой в ее истинность.
Для человека, исповедующего
традиционную религию, в частности, для православного человека, понятно: если
Господь попустил возникновение науки, значит Он вложил в это какой-то смысл. И
если сегодня наука — это вполне реальная и актуальная сила, то наша задача
состоит в том, чтобы вернуть науку в лоно истинной, традиционной религии, туда,
откуда она, собственно говоря, и вышла. Поэтому можно более образно сказать,
что сейчас стоит задача воцерковления науки, как и, кстати, воцерковления
образования.
Признание первенства
религиозных истин, не означает огульного отрицания науки. Следовательно,
необходимо соединение
науки и традиционной веры. Можно ли это сделать? Можно соединить
принцип критического восприятия всего (а это главный научный принцип, недаром у
К. Маркса и Ф. Энгельса одна из работ называлась «Святое семейство, или критика
критической критики») с религиозным догматом, т.е. признанием того,
что есть некие вещи, не подлежащие критики вообще? На самом деле, можно. И
основа, база такого соединения — диалектика, диалектическое восприятие
действительности. Именно диалектика позволяет нам понять, что
традиционная вера и наука — это две противоположности, находящиеся в диалектическом
единстве. Более того, именно на уровне диалектики вера и совпадает с
наукой.
Исходя из этих
общих положений, и можно предложить некоторые возможные принципы православного понимания истории.
Первый принцип:
История есть воплощение Божественного Промысла. Следовательно, история имеет смысл
и цель
своего развития, а также законы развития, определяемые Божественным Промыслом.
Второй принцип:
Закономерности исторического развития проявляются в ходе исторической
деятельности людей. Историческая деятельность людей зависит от их сознания и
воли. Но всякое сознание — есть религиозное сознание, имеющее разные формы
выражения. Следовательно, религиозное сознание является действенным
катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное
влияние на развитие конкретных исторических событий (Новый Иерусалим,
коммунизм, либеральное общество и др.).
Третий принцип:
Следовательно, историю необходимо понимать как реализацию в действительности
Божественного Промысла, в виде сложного, диалектического процесса
взаимодействия сознания и бытия, и общественного сознания и общественного
бытия. При этом необходимо видеть ведущую роль именно сознания и, прежде всего,
религиозного сознания в истории. Иначе говоря, деятельность человека
определяется его сознанием. Поэтому необходимо осуществлять поиск смыслового
содержания исторической деятельности людей, т.е. отвечать не только
на вопросы «как?» и «почему?», но и на главный вопрос — «зачем?». Исходя из ответов
на этот вопрос — «зачем?» — мы и можем осмысливать закономерности развития, как
частные, так и общие.
Конечно, же перечисленные выше
положения – это именно принципы, т.е. некие общие методологические подходы. И
настоящее раскрытие этих принципов возможно только в ходе конкретных
исторических исследований, конкретном осмыслении исторических событий. Но тем
не менее, как представляется, осознание этих принципов необходимо.
Как необходимо осознание и еще
одного принципа. Он совсем не четвертый, как, вроде бы, получается по счету.
Наверное, этот принцип следует назвать базисным:
— Православие обеспечивает человеку
вообще, и ученому, в частности, мощнейшую нравственную основу, без которой
наука превращается из орудия познания в орудие уничтожения.
Здесь мы и подходим к решению
проблемы: что важнее — догмат или критическое восприятие действительности,
которое иногда называют прогрессом науки, который, вроде бы не остановить. Так
вот, православие, постулирующее нравственные и вероисповедные догматы, помогает
ученому понять — есть пределы знания, за которые он не имеет право заступать.
Именно и только традиционная вера того или иного народа, а в нашем российском
случае, именно православие способно направить развитие науки в нужное
человечеству русло и поставить преграды там, где эти преграды необходимы. А
такие преграды — догматы — необходимы нам, людям, иначе мы можем уничтожить и
собственное прошлое (как это не раз бывало, когда мы постоянно пересматриваем
собственную историю), и собственное настоящее (клонирование, искусственный
разум — конкретные тому примеры), но и будущее.
А
в заключение, уместно вспомнить одну историю. Как-то в конце 80-х годов, один
мой добрый старинный товарищ сказал мне, то ли в шутку, то ли всерьез, что
знаменитое ленинское определение материи имеет незаконченный вид. Напомню,
Ленин писал: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущение». И в
самом деле, здесь логика хромает, ибо нет ответа на вопрос — кем данная? И мой
товарищ предложил законченный вариант определения: «Материя есть объективная
реальность, данная нам в ощущение… Богом». Как ни странно, но сейчас можно
признать правомерность и совсем нешуточность этого дополнения. В самом деле, в
этом случае законченный вид приобретает не только формула, но и наше общефилософское
понимание мира, без которого трудно двигаться дальше по историческим дорогам.
С.В. Перевезенцев, доктор исторических наук, секретарь Правления Союза писателей России