На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства

Феодальный период, ч.4

Величайшим памятником Русской цивилизации является древняя Москва. Уникальна она не только неповторимыми национальной самобытностью, своеобразием, архитектурно-градостроительными характеристиками, которые будут здесь кратко оказаны. Она предстает в наше время наиболее сохранившимся русским феодальным городом, ярко свидетельствующим о высочайшем уровне русского градостроительного искусства.

В конце ХVIII - начале XIX вв. Российская империя "тотально" перепланировала все древнерусские города. Их застройку выставили "во фрунт" по геометрическим, "регулярным" планам. Лишь одну Москву не смогли перепланировать, -- слишком огромным и не "подъемным" для такой работы оказался город даже для империи. Перепланировке "не помог" и всеобщий пожар города при очередном нашествии почему-то именно на него Европейской цивилизации в 1812 году.

Полная перестройка и перепланировка столицы по радиально-кольцевой системе была затеяна при Советской власти (проекты I935, I96I, 1971 гг.). Но и это не удалось. За полвека активной "реконструкции" древняя Златоглавая Священная Москва оказалась лишь страшно искалеченной. И все же доныне она сохранила в большей степени свою древнюю веерно-ветвистую систему планировки улиц (на 80%), традиционно-невысокую массовую застройку (65%), эффектную пирамидальную композицию и символику ее составляющих (80%). Что же было наиболее ценным и самобытным в древней Москве?

 

Московские храмы

С конца ХV века Московская Русь, высвободившаяся из под монголо-татарского ига и объединенная в централизованное самодержавное государство, оказалась единственной православной свободной страной на востоке: Сербия, Болгария, Румыния, европейская и малоазийская Греция, Сирия, Палестина подпали под владычество мусульман, Османской Турецкой империи, а западные и южные русские земли захватили католические Литва и Польша. Москва была провозглашена в начале ХVI века "Третьим Римом" как наследница погибшего православного "Второго Рима" -- Константинополя.

Русские зодчие, градостроители живо "откликнулись" на эти крупные политические, идеологические сдвиги и перемены. Столица стала "наполняться" в ХVI-ХVII веках новыми по архитектурным формам церквами, монастырями, крепостными сооружениями. В ней реально оформились в этот период необычные градостроительные символы: Соборной Руси, Воинской славы, Дома Пресвятой Богородицы, Второго Иерусалима, Третьего Рима, Небесного Града, а в центре столицы возникло "Святилище" для общенародных собраний и молитв. По границам Русского государства было выставлено множество опорных каменных городов-крепостей.

Многоглавые храмы. Прежде всего Москва продолжила киевскую традицию возведения многоглавых храмов как своеобразных символов русской державности. Наряду со световыми главами, необходимыми функционально, в ХVI-ХVII вв. на храмах появились главки "глухие", исключительно символические. В Кремле, путем обстройки приделами в сер. ХVI в. стал 9-главым Благовещенский великокняжеский собор, позднее появились 9-главый собор Спаса на Бору, 11-главый Верхоспасский собор, 10-главый собор св. Александра Невского и Бориса и Глеба на Приказах, 10-главый собор Благовещения Богородицы и св. Алексия Митрополита Чудова монастыря. В Китай-городе возникли многоглавый собор Святой Троицы на Рву (храм св. Василия Блаженного, о нем далее особо), 11-главый храм Воскресения на Пяти улицах, а в Белом городе -- 12-главый храм Успения на Покровке...

Ранее здесь говорилось (см. "Три Софии"), как в ХVI-ХVII вв. многоглавые каменные и деревянные храмы окружили своеобразным "ожерельем" всю Русскую землю, явившись настоящими символами Русской цивилизации.

Шатровые храмы. В 1532 г. в Коломенском великокняжеском дворце построили шатровый каменный храм Вознесения Господня, причем "верх" его создали "на деревянное дело". Очевидно, что на Руси и раньше строили (в числе других типов) деревянные шатровые церкви, что традиция их строительства просто продолжилась храмами каменными (с шатром, открытым внутрь). Многие шатровые храмы были многоглавыми.

Белокаменный храм Спаса Преображения в Острове сер. ХVI в., помимо двух приделов по сторонам со световыми главами, получил еще 12 золотых главок в основании шатра (символ 12 Апостолов). 8 главок в основании предполагаемого шатра имела 15-главая ц. Иоанна Предтечи в Дьякове, 8-главой явилась ц. Покрова Богородицы в Медведкове, 9-главым -- шатровый храм Воскресения Христова в Истре, 9-главым был самый высокий шатровый храм св. Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском.

Москва была "наполнена" в ХVII веке множеством шатровых, шатрово-главых храмов, а особенно -- шатровых колоколен. Еще большее множество каменных и деревянных шатровых храмов окружало Москву, строилось по всей Русской земле.

Ярусные храмы. К 1508 году вместо старой восьмигранной ц. Иоанна Лествичника под Колоколы в центре Кремля зодчий Бон Фрязин возвел башнеобразную восьмигранную ц. Иван Святый под Колоколы высотой в 60 м. В 1600 г. храм-башня был повышен до 80 м., став своеобразным "светильником" Русской православной церкви. В дальнейшем ярусные храмы строили уже не только в форме "восьмерика на восьмерике", но "восьмериков на четверике" иногда в 4-5 ярусов. Такими сказались церкви Владимирской Божией Матери у Никольских ворот Китай-города, Знамения на Воздвиженке, Троицы в Филях, Одигитрии в Сафарине, Троицы в Троице-Лыкове и др. Множество ярусных храмов в деревянном и каменном исполнении появились в ХVII-ХVIII веках во многих городах и весях Московской Руси.

Огненные храмы. С конца ХVI, а особенно в ХVII веках в Москве и Подмосковье было выстроено около 300 "огненных" каменных храмов (включая храмы придельные, надвратные и др.). Это -- бесстолпные церкви с горкой кокошников наверху. Кокошники, -- круглые в виде нимбов или килевидные в виде пламени, -- символизировали огненные небесные силы (ангелов, серафимов, херувимов...), а в целом -- огненный Престол Господень, на котором находился "Сидящий на херувимех" Глава церкви. Строили больше храмов пятиглавых (символ Христа и Евангелистов). При взгляде изнутри храма в центральном барабане главы виднелся из четырех окон световой крест, сквозь который на своде мерцал лик Спасителя. 4 других главки на храме были глухими, символическими.

После Москвы огненные храмы широко распространились по всей Московской Руси, также явившись самыми яркими символами Русской цивилизации.

Литература. Мокеев Г. Системные элементы планировки древней Москвы,

Сб. «Архитектурное наследство», №30, I982; «Московские храмы» в кн. «Москва. 850 лет», t.i, кн.1, 199б,с.124 -134; «Огни Москвы», журнал «Наука и религия», № 7, 2000; «Огненные храмы древней Руси», журнал «НКР», № б, 2001.

 

Градостроительные символы священной Москвы

Если из Замоскворечья посмотреть на Кремль, то в его панораме слева направо можно видеть главные объекты-знаки шести градостроительных символов Москвы: Благовещенский собор, рядом -- Михаило-Архангельский, в глубине -- Успенский, колокольня Ивана Великого, затем Спасские ворота и снаружи ворот -- храм св. Василия Блаженного. Сами же градостроительные символы имели "рассыпную" структуру, -- наподобие красивейшего русского смешанного осеннего леса, где купами или отдельно рассыпаны разнопородные и разноцветные деревья: ели, березы, осины, сосны, клены, рябины... Так и в Москве: один тип памятников "перемешан" с другим, третьим... типами.

Символ Соборной Руси. Еще князь Иван Калита, присоединяя в XIV веке к Москве территории раздробленных русских земель и княжеств, стал вывозить из их стольных городов местно-чтимые святыни: мощи, иконы, колокола, чтобы в Москве они уже в "сборе" символизировали единство Русской земли и народа. Следом в столицу насильно выселялись также "лучшые мужи": князья, бояре, купцы, ремесленники.., которые в Москве образовывали особые общины. Так появились слободы и сотни Дмитровская, Ростовская, Устюжская, Тверская.., сведенцы из Переяславля, Старицы, Новгорода, Пскова, Смоленска... Структурно столица напоминала "лоскутное одеяло", состеганное из лоскутков раздробленной ранее Руси.

Начиная с XIV века, в Москве стали появляться также подворья-представительства крупнейших городов и монастырей Русской земли. К ХVIII веку таких подворий насчитывалось более сотни. На каждом имелся храм или часовня, чаще каменные. Они наполняли город множеством церковных глав, медных и золоченых крестов, включаясь в его храмовое многоглавие. В сплошной гул соединялся колокольный звон -- благовест (Евангелие по греч.), символизируя Голос Святой Руси в ее столице. Так удивительный символ Соборной Руси входил россыпью в структуру застройки, градостроительную композицию столицы, выделяя ее из всех русских городов.

Градостроительный памятник Воинской Славы. В него входили не только крепостные стены и башни Кремля, Китай-города, Белого города, Скородома, укрепленных монастырей, но и братские дворы московского стрелецкого войска, а также храмы-памятники о битвах победах, бедствиях.

Говоря о мемориальных памятниках, следует отметить, что на Руси вообще не ставили египетских обелисков, греческих стел и мавзолеев, римских триумфальных арок или статуй полководцам. Все героические или бедственные события отмечались постановкой храмов или часовен. В них памятные дни, события ежегодно отмечались молебнами. Память о цепочках событий, об истории народа в целом не исчезала в потоке времени.

Памятник Воинской Славы Москвы был грандиозным не только по величине, но и по охвату исторического периода жизни страны с XII по XIX век (700 лет). Он сливался воедино с образом всего города, придавая ему "боевые" черты, являясь неотъемлемой частью его жизни, истории. Остается только пожалеть, что при Советской власти его "выкосили" наиболее безжалостно.

Дом Пресвятой Богородицы. Известно, что русские люди называли Новгород "Домом Святой Софии", Псков -- "Домом Святой Троицы", Изборск -- "Домом Святого Николы"... Москву называли "Домом Пресвятой Богородицы". Когда, например, войско Минина и Пожарского освободило ее от интервентов в 1612 году, то летописцы подытожили: "И тако очистил Бог Дом Пресвятые Богородицы Вселенской... от безбожныя литвы".

Градостроительная материализация символа осуществилась не только с возведения в центре Кремля Большего Успенского собора, но и с последующим строительством около 4 сотен Богородичных храмов (включая придельные) по всей территории столицы. Удивительно ли, что "наполненная" такими храмами, часовнями, чудотворными иконами, в которых и перед которыми москвичами ежедневно воссылались молитвы Царице Небесной как Заступнице города и всей Русской земли называлась "Домом Пресвятой Богородицы".

Второй Иерусалим. Еще св. Петр Митрополит в начале ХIV века, по словам позднего сказителя, пророчествовал, что в Москве "яко по Божьему благословению... и церквей Божиих будет, и монастырей святых бесчисленное множество, и наречется сей град Вторый Иерусалим". В соответствии с таким представлениями, в структуре столицы постепенно появились "иерусалимские" символические элементы: Поклонные горы вокруг города, Лобное место снаружи шестиворотного Кремля, Воскресенский собор в его центре (все как в Иерусалиме). От Лобного места, как от иерусалимского "пупа земли", отмерялись расстояния до всех русских городов.

В начале ХVII века царь Борис Годунов намеревался возвести вместо Успенского собора храм "Святая Святых" в подражание "Соломону самому". Из-зa смерти царя и Смутного времени замысел не был осуществлен. Поляк Маскевич записал тогда: "Град Господень измету, да иичтоже в нем останется". Это был очередной разрушительный "наезд" Западной католической цивилизации на православную Русскую.

Третий Рим. Идея старца Филофея о Москве как "Третьем Риме" не пропала втуне хитросплетений политики ХVI-ХVII вв. Она была подхвачена московскими градостроителями. Прежде всего, в Москве отыскали "семь холмов", поскольку на 7 холмах стояли Рим Первый и Рим Второй. Затем в треугольном по плану Кремле построили царский дворец по принципу "Roma kuadrata". Наконец, в конце ХVI века был построен каменный Царь-град (Белый Царев город) с семиверховой башней над Черторыем (как в Царьграде -- Гептапиргий). Гербом Русского государства стал двуглавый византийский орел. Он венчал все правительственные здания и сооружения: царские дворцы, приказы, деловые дворы, шатры воротных башен Кремля, Китай-города, Белого города, Скородома, загородные царские дворцы... Двуглавые орлы как бы перелетели с цареградских построек 2 Рима на Босфоре на цареградские постройки Третьего Рима на Mоcкве.

Однако если Первый Рим и Второй Рим строили рабы, то Третий Рим возводили наемные работники. Отовсюду приглашались зодчие, каменщики, резчики, литейщики.., -- символически: итальянцы (от Первого Рима), греки (от Второго Рима), а также болгары, сербы, немцы, англичане... Москву строили "разных орд люди, а как столицу православного христианского мира -- "все языцы земли". Третий Рим воздвигали исходя из идеи изначального родства всех народов и культур. В Москве, как христианском символе 3 Рима, реализовалось "Домостроительство Божие на земле".

Небесный Град. Символ появился еще в начале XIII века со строительством первым московским князем Владимиром Всеволодовичем первого каменного храма Москвы ц. св. Дмитрия Солунского (I219-122I гг.). Храм Владимирской школы зодчества был крестово-купольным, стоял в центре города и символизировал Небесный Град. Такой же формы, но более крупный храм-символ был повторен со строительством на его месте первым московским митрополитом Петром Успенского собора (1326-1329 гг.). Напомним, что крестные ходы завершались входом в городской соборный храм "якоже в Горний Иерусалим". С середины ХVI века в Москве начали создавать символ Горнего Иерусалима в масштабе всего огромного города. Тогда же появился и новый чин молений и входа Вселенской церкви-народа в город (Кремль) как в Небесный Град. В центре Москвы создали особое "Святилище", которое служило своеобразным гражданским "форумом Третьего Рима" и культовым "Храмом под открытым небом" (об этом далее). С севера от Святилища появилось 7 монастырей, в соборах которых постоянно велась служба, не угасало "семь светильников Божиих" перед "Престолом Святой Троицы" на Рву (как перед Небесным Престолом). В конце ХVI века Москва была обнесена деревянным Скородомом, возведенном, очевидно, Федором Конем -- гениальным русским зодчим. В этой внешней стене города было 12 главных 3-х-шатрсвых ворот, -- как в Небесном Граде: по трое ворот на четыре стороны. Застройка Москвы была деревянной, дворовой, с огородами и садами. "Сад" на Руси называли "раем". Следовательно, Москва, покрытая такими садами, напоминала собой Рай. Москвичи любили даже расписывать все свои постройки райскими растениями, цветами. А огненные храмы, возвышавшиеся сотнями над зеленью садов, напоминали собой небесные обители ("В Дому Отца Моего храми мнози соуть" -- по Евангелию кон. ХII в.). Наконец, Москва в ХVI-ХVII веках была Златоглавой и напоминала собой Золотой Небесный Град, созданного Творцом.

Соединение в общей градостроительной композиции Москвы символов и образов "Соборной Руси", градостроительного памятника "Воинской Славы", "Дома Пресвятой Богородицы", "Второго Иерусалима", "Третьего Рима" и "Небесного Града" как бы показывало весь исторический путь христианских народов и государств к спасительной цели -- Царству Небесному.

Высочайший сложно-символический памятник Русской цивилизации рассмотрен здесь в "статичном" отношении. Но это можно дополнить динамикой его функционирования и символикой мировоззрения его создателей.

Литература. Мокеев Г. «Москва Священная», журнал «Мир Божий», №I (3), 1998; «Судьба Златоглавой Священной Москвы», журнал «НКР», №4-8, 2002. Интернeт: www.vokres.ru. Архитектура.

 

Святилище Великой Руси

Седьмым градостроительным символическим объектом Москвы было "Святилище" -- особый пространственный ансамбль в центре столицы. Его составляли Троицкая площадь перед Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля (южная половина нынешней Красной площади), Лобное место и собор Святой Троицы на Рву (Покрова на Рву, Иерусалим, храм св. Василия Блаженного). Святилище функционировало 150 лет: с 1550 до 1700 года как место общенародных собраний народа и молитв.

"Форум Третьего Рима". Площадь собраний назвали сначала "Лобной. В 1549 году на ней произошла открытая примирительная встреча первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного) и митрополита Макария с бунтовавшим народом. В 1552 году ликующая Москва встречала на площади русское победоносное войско после взятия Казани. Со строительством к 1561 году собора Святой Троицы на Рву с юга от Лобного места, площадь стали называть "Троицкой".

В последующие времена с Лобного места объявлялись царские указы, приговоры преступникам, на священной Троицкой площади с молебнами провожались и встречались русские войска, в Смутное время выставлялись мощи убиенного в Угличе царевича Дмитрия, затем набирались и смещались цари, отсюда отправлялись крестные ходы по крепостным стенам Кремля, Китай-города, Белого Царева города, в некоторые монастыри Москвы.

"Храм под открытым небом". В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Успенском соборе, есть примечательная запись о правилах выхода из Кремля крестных ходов: "И пришед на Лобное место, ставятся с образы на два лика, как на крылосе" (РИБ, III,с.142). Здесь говорится о том, как Святилище завершенное принимает в плане структуру церкви. Самые почитаемые русским народом иконы Успенского собора расставляются возле Лобного места наподобие церковного иконостаса ("как на крылосе").

Но если Троицкая площадь была пространством для молящегося народа, Лобное место -- церковным амвоном с иконостасом, Фроловские ворота -- Царскими вратами, то собор Святой Троицы на Рву символически трактовался как "алтарь", "престол", "напрестольная сень" Храма под открытым небом. Поэтому из многих функций Святилища, культовая была главнейшей. Множество эффектных сцен разворачивалось на священной Троицкой площади во время некоторых церковных празднеств.

"Придите, поклонимся и припадем ко Христу..." Наши благочестивые предки, как свидетельствовал греческий писатель Николай Вулгарий, при пении сего стиха, все повергались на землю, -- даже сами Боговенчанные всероссийские государи (Дмитриевский И. Изъяснение на литургию, с 176). На рисунке Мейерберга 1660 г. показаны "поверженные наземь" стрелецкие полки со знаменами, барабанами, заполнявшие в разноцветных кафтанах Троицкую площадь.

Иностранцев особенно поражал праздник Входа Господня в Иерусалим в Вербное Воскресение, введенный митрополитом Макарием в Москве после Новгорода. Макарий рассказал царю Ивану, как еще в начале IV века император Константин Великий совершал "конюшенное служение": вел под уздцы коня папы Сильвестра, -- заповедав таковое творить и в последующие времена. После молебна на Троицкой площади всего народа перед престолом Святой Троицы, митрополит (позднее патриарх) садился на осля (коня с искусственными длинными ушами), а царь вел его под уздцы в Кремль. Перед иконой Спаса на Фроловских (Спасских) воротах митрополит (патриарх) читал литию городу. Вход в Святые Царские врага приобрел образ входа не в земной, а в Небесный Иерусалим во время Страшного Суда. При остановке хода перед воротами, весь находившийся на Троицкой площади народ падал ниц и все замирало. Православный царь в праздничных одеждах вводил спасенную Церковь в лице возвещали патриарха в Царские врата Небесного Града, о чем немедленно сообщали радостным звоном все московские колокола. (Романов Г. «Москва. 850 лет», т. I, 1996, с.189).

Праздник Вербного Воскресения праздновался царями, патриархами до конца ХVII века. Помимо него, Г. Романов насчитал 12 великих праздников на Лобном месте, с крестными ходами на Святилище из Успенского собора Кремля.

Литература: Мокеев Г. «Святилище Великой Руси», журнал «НКР», № 10, 1999. «Макариевские Чтения», вып. VIII. Можайск, 2001.

 

Престол Святой Троицы Москвы

В Пискаревском летописце записано: "О Троице на Рву... Повелением царя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещася во взятье казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется "на Рву". А мастер был Барма с товарищи. И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом и принесоша образы чюдотворные многия.., и стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками..." (ПСРЛ, 34, под 1560 г.).

"Народное диво" (И. Забелин), "ультра национальное произведение" (нем. исслед. Куглер) было построено в виде градоподобного храма. Образ его был взят из Пскова, где Дом Святой Троицы замыкал улицы Великую и Кстовскую шатровой колокольней 1465 года на Персях Крома и группой храмов Довмонтова города под ней. Иными словами, все три храмоздателя московского собора Святой Троицы видели силуэт "храма Василия Блаженного" еще до середины ХVI века в центре Пскова. Ведь юный Иван Васильевич был в Пскове в 1546 году, Макарий был архиепископом Новгорода и Пскова, Постник Яковлев по прозвищу "Барма" строил тогда каменную стену и башни Полонища.

Московский собор Святой Троицы на Рву был составлен из новых, самобытных типов церквей, родившихся в Москве ХVI века ("совокупность типов" -- И. Забелин).

Многоглавие собор получил сразу при строительстве. Помимо 9 основных глав на 9 приделах, 8 малых символических главок было поставлено в основании шатра центрального Покровского придела, 4 малых главки имелось возле главы Входоиерусалимского придела и 4 главки -- на двухэтажной храмовой звоннице. Все 25 глав были покрыты сначала белым железом, потом в конце ХVI века их сделали узорчатыми медными, которые в начале ХVII века при Борисе Годунове позолотили. Как стожары собор сверкал огненными бликами в центре Москвы, обозначая здесь место ее Святилища.

Шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы был также и многоглавым (с указанными 8 главками). Кстати, основание шатра -- звездчатое, символизирующее божественный восьмиконечный нимб, причем шейки главок стояли на верхнем ярусе 24 круглых нимбов-кокошников, символизировавших 24 небесных Судьи человечества.

Ярусные храмы, наподобие Ивана Великого, стоят по кресту с четырех сторон центрального Покровского придела. Вначале они выглядели выше и стройней, так как соборные лестницы около них были сначала открытыми.

Огненные храмы с круглыми кокошниками стоят по диагональному кресту с четырех сторон центрального придела. Среди огненных храмов Москвы они появились здесь одни из первых.

Как многие русские храмы, собор Святой Троицы на Рву имел несколько посвящений, отражавшихся в его названиях. Первое -- Самой Божественной Троице: Ей посвящен главный восточный придел. Кстати, на всех планах Москвы ХVII века собор назван Троицким. Второе посвящение -- Покрову Пресвятой Богородицы (собор Покрова на Рву). Третье -- Входу Господню в Иерусалим (собор в ХVII в. называли просто "Иерусалим"). Четвертое -- святым, во дни которых "была Божия помощь и победа православному царю над бусурманы". Пятое -- обетное, "еже обещася" царь Иван поставить храм, если будет взята Казань, ликвидирован смертоносный мусульманский полумесяц с востока и юга Руси. Шестое -- народ, по дополнительному приделу 1588 года и мощам юродивого в нем, назвал позднее храм "св. Василия Блаженного". Наконец, седьмое посвящение -- "архитектурно-символическое" (24 нимба-кокошника в основании шатра и главы на нем; 25-главая композиция "напрестольной сени" Храма Москвы под открытым небом). В христианской числовой символике 25 храмовых глав или кокошников знаменуют 25 небесных престолов Судей человечества, которые должны явиться в Горнем Иерусалиме в день Страшного Суда ("Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями.., Судьи сели и раскрылись книги..» /Деян.7, 9, 10/; "И вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих златые венцы" /Отк. 4,2-4/).

Собор Святой Троицы Москвы, по общей идее храмоздателей: царя Ивана Грозного, св. митрополита Макария, гениального зодчего Постника Яковлева по прозванию "Барма", явился не просто памятником в ознаменования Второго Пришествия Христова, Страшного Суда и Конца Света. Он действительно явился величайшим памятником архитектуры Русской цивилизации.

 

+ + +

Памятники эсхатологии древней Руси -- величайшие святыни нашего народа. Из них архитектурных объектов сохранилось три: каменные храм св. Василия Блаженного и Соловецкий Спасо-Преображенский собор (оба середины ХVI века), а также деревянный ансамбль храмов Кижского погоста (в перестроенном виде). "Погибли" уникальные деревянные Кольский и Вытегорский соборы. Памятники градостроительного искусства не сохранились: это каменный "Дом Святой Троицы" Пскова, деревянное "храмовое ожерелье" Кашина. Лишились "символической полноты" златоглавый Кремль Москвы и храмовый комплекс Калужского посада (не исследовались в символическом отношении Новгород, Витебск и другие города).

Памятники эсхатологии возводили величайшие русские зодчие: Кирилл Псковский с последователями Еремеем и Федором, Постник Яковлев по прозванию "Барма", Федор Конон по прозванию "Конь", другие безвестные зодчие, церковные мастера и градостроители.

Об идее Конца Света еще в 1919 году всеобъемлюще и хорошо написал священник Сергий Дурылин: "Церковь Православная считает высокой добродетелью в человеке "память смертную"... Нужно ли говорить, что это одна из самых непонятных, самых странных добродетелей... При "памяти смертной", обращенной в мир, невозможно верить в бесконечность мирового процесса, в бесконечный прогресс общественный, культурный и т.д., в возможность социального, все рано какого: экономико-социального или религиозно-социального рая на земле...

Культура личности и общества, построяемая на "памяти смертной", не знает высоких самооценок, не склонна ни к какому оптимистическому проектированию на будущее: она молчалива, внутренне сосредоточенна.. "Память смерти" в истории, государственности, в историческом процессе Вселенной есть память гибели цивилизаций, о крушении народов и государств, о неизбежном оскудении всех мировых исторических сил, о конце всемирной истории..." ("К Свету", М., № 13, 1994,с.27).

Христиане отвергли идею смерти. Оптимисты стали надеяться на то, что праведники после Страшного Суда обретут "райскую жизнь и вечное блаженство в Царстве Божием", грешникам уготован "ад и вечные муки". Остальное (не христианское) население земли с Концом Мира очевидно обречено на исчезновение.

Памятники эсхатологии древней Руси -- это памятники человеческого оптимизма, смутной надежды русских православных людей на вечность человеческого бытия, веры в то, что при Конце Мира они спасутся. "Блажен, кто верует". Но... "Тайна сия -- велика есть"!

Академик Геннадий Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства. Часть 1
  • Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства. Часть 2
  • Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства. Часть 3

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"