На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

С таким правительством Россия не поднимется

Правительство, расточая богатства России, ведет страну в небытие

Сергей Глазьев Не секрет, что российское правительство является банкротом по своим обязательствам перед населением страны. С точки зрения бюджетного финансирования не выполняется ни один из законов, который определяет нормативы финансирования социальной сферы, ни в части зарплаты работникам бюджетной сферы, ни в части обязательств перед здравоохранением, ни в части обязательств перед наукой и культурой правительством не выполняется. Ничего удивительного в этом нет. Исполнительная власть абсолютно равнодушно относится к мнению граждан, поскольку даже через представительный орган — Государственную Думу, которая должна защищать их интересы, при наличие в ней проправительственного большинства, жители страны теряют всякую надежду на контроль за деятельностью правительства. И таким образом, ломается сама основа демократии.

Скажем, есть решение Конституционного суда, приняты законы, которые определяют обязанность правительства восстановить вклады в Сберегательном банке по их реальной покупательной способности на середину 1991 года. Но правительство и здесь уклоняется от своей обязанности и в то же время пытается полностью выплачивать все кредиты, все долги перед иностранными кредиторами. То есть, оно пренебрегает интересами собственного народа в пользу международных кредитных организаций. Но даже это не спасает его от признания одним из самых неэффективных, с точки зрения западных экспертов правительства. Возникает вопрос: а нужно ли России такое правительство? Ответ на него очевиден. И не приходится удивляться, если уже осенью в Государственной Думе предпримут попытку инициировать смену правительства.

С сожалением приходится признать, что правительство не компетентно в решении не только социальных, но и экономических проблем. Возьмем в качестве примера кризис заработной платы. Откуда он возник, почему в 17 регионах страны чудовищные долги по зарплате перед учителями и врачами? Почему не хватает денег на военную реформу и финансирование решения чеченской проблемы?

Где взять деньги? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, что сегодня правительством реализуется экономическая политика статус-кво, то есть оно стремится «сохранить все, как есть», как сложилось до 1998 года. Такая политика реализуется, главным образом, в сфере законодательного закрепления пропорций распределения национального дохода. Все помнят, как была проведена налоговая реформа, снижен подоходный налог до тринадцати процентов. С самого начала было понятно, в чьих интересах предпринимается эта реформа. Ведь она не освободила от налогового бремени предприятия, но зато дала возможность тем, кто уходил от уплаты налогов, легализовать свои доходы.

Понятно, в чьих интересах провидится эта политика. И естественно, никакого доверия не может заслуживать правительство, отстаивающее в первую очередь интересы абсолютного меньшинства населения, которое составляют наши самые богатые граждане.

Ярким тому примером является либерализация валютного регулирования, которого добивается сегодня наше правительство. То есть, вместо того, чтобы ввести эффективные механизмы контроля за движением капитала, пресекать нелегальный вывоз капитала из страны, и сохранять доходы внутри страны, нам предлагается отмена валютного контроля.

Выгодно это для экономики страны? Позволит эта мера поднять заработную плату учителям и врачам? Нет. Тогда для чего нам идти на это? Ответ прост: правительство в очередной раз проявляет трогательную заботу о самых богатых гражданах, презрев интересы остальных граждан. Дело в том, что из 280-ти миллиардов долларов капитала вывезенных из России, большая часть, а именно 180 млрд. долларов было перемещено нелегально. Так вот, собственники этих денег сегодня опасаются преследования со стороны международных финансовых контрольных структур, которые прямо заявляют о том, что деньги, источник происхождения которых неясен, будут замораживаться, арестовываться и выводиться из обращения. Поэтому олигархам нужно как можно быстрее отменить валютный контроль, и легализовать суммы, вывезенные из страны. И государство идет им в этом навстречу.

Ситуация, сложившаяся в нашей стране, весьма нетипична для современной экономики. Если за последние пятьдесят лет основой экономического роста мировой экономики стал научно-технический прогресс и на долю его в развитых странах приходится до 90 процента роста валового продукта, то в России за последние десятилетия мы наблюдаем совершенно иную структуру экономического роста. Две третьих национального дохода формируются за счет природной ренты, вклад научно-технического прогресса упал до пяти процентов. Это означает только одно – что мы все последние годы проедаем научно-промышленный и ресурсный потенциал и сошли с магистральной траектории экономического развития. Долго это продолжаться не может. Действительно, коль скоро, теряя научно-технические возможности генерировать экономический рост за счет введения новых интеллектуальных достижений, мы взамен ничего не получаем, то, по мере исчерпания накопленного ранее научно-производственного потенциала, страна теряет и самостоятельные источники экономического развития.

Причина схода нашей страны с траектории современного экономического роста заключается, прежде всего, в стратегических ошибках, которые были допущены в ходе экономической реформы. Неправильная организация реформы привела к хаосу и развалу технологических цепочек, через гиперинфляцию предприятия потеряли оборотные средства, а население потратило сбережения. Одновременно практически прекратили работать механизмы поддержки научно-производственного потенциала.

Нетрудно сделать прогноз, что такой способ организации хозяйства, который сегодня сложился в России и, в особенности, в наших сырьевых отраслях, бесперспективен для будущего развития страны. Дело в том, что ни одна сколько-нибудь большая страна не может сегодня устойчиво развиваться исключительно на базе сырьевой специализации. В условиях современной глобальной экономики обмен между регионами и странами носит неэквивалентный характер. Ведь научно-технический прогресс превратился в главный фактор экономического роста только после того, как стало понятно, что внедрение передовых технологий, новых видов продукции является не только основным фактором конкурентоспособности продукции, но и главным источником получения прибыли.

Доля интеллектуальной ренты, то есть, сверхприбыли, которая образуется за счет внедрения новой техники, на рынке современной наукоемкой продукции достигает пятидесяти процентов цены. Поэтому те, кто умеет создавать новые технологии, получают сверхприбыль. Те, кто не умеет этого делать, вынуждены оплачивать сверхприбыль другим за счет продаж сырьевых ресурсов и за счет своего дешевого труда. Соответственно, не имея устойчивых доходов в отсутствие способности создавать новую технику, страны сырьевой специализации постоянно теряются. Они, по сути, за счет своей природной ренты, за счет продажи невоспроизводимых природных ресурсов своих стран обеспечивают сверхприбыли иностранных монополий, финансируя таким образом экономический рост других государств.

К сожалению, вот в такой ловушке сырьевой специализации мы сегодня оказались, и если ситуация в ближайшие годы не будет переломлена, (структура распределения национального дохода, когда львиная часть остается за границей, оставшаяся частично используется для воспроизводства сырья), едва ли мы можем рассчитывать на темпы роста больше двух процентов в год. Это те темпы, которые нам дает мировой рынок, диктуя спрос на российское сырье. Невозможно продолжать развиваться с такими уровнями доходов, с такими уровнями инвестиций еще десятилетия, нельзя и в дальнейшем соглашаться на увеличение разрыва между Россией и зарубежными странами по уровню технического и производственного развития.

Нет никакой надежды, что деятельность сегодняшнего правительства позволит переломить ситуацию. Этот пессимизм вызывает даже беглый взгляд на правительственные решения.

Вместо того, чтобы природную ренту, то есть, сверхприбыль от эксплуатации природных месторождений, направить в доход бюджета, от чем говорилось и Президентом и нами многократно, большинство в Государственной думе проголосовало за налог на добычу природных ископаемых, а правительство упорно лоббировало такое решение. То есть, получается так, что сверхприбыль, которая образуется благодаря эксплуатации уникальных месторождений, облагается обычным налогом на прибыль, хотя во всем мире от 70 до 90 процентов такой сверхприбыли изымается в доходы государства.

Причем, чем выше уровень развития государства, тем больше доля сверхприбыли, которая идет в казну. Например, в Норвегии 90 процентов природной ренты от эксплуатации месторождений углеводородов уходит государству. У нас же через механизмы налога на прибыль изымается не более 20 процентов, плюс экспортная пошлина. В результате, наверное, максимум одна треть природной ренты, разными способами остается в доходе государства. Остальное идет в карман недропользователя. Все это происходит на законном основании. Та есть, расхищение богатств страны осуществляется под прикрытием правительства и большинства государственной Думы, которое принимает соответствующие законы.

Причем, любопытно отметить, что объем природной ренты, которая генерируется российской добывающей промышленностью, составляет, по разным оценкам 25-30 млрд. долларов. И примерно на такую же сумму идет вывоз капитала. То есть, сверхприбыль, которая формируется при недропользовании и эксплуатации природных ресурсов, не возвращается обратно в страну. Инвесторы, которые смогли бы за счет этой прибыли раскрутить наукоемкие отрасли, создать новые рабочие места, этого не делают. Они ограничиваются только тем, что возвращают в Россию то, что необходимо для поддержания добычи, для поддержания источника получения доходов. А сверхприбыли остаются на оффшорных счетах.

Налоговая реформа, фактически, эту ситуацию закрепила. Когда был введен налог на добычу полезных ископаемых, попросту к издержкам производства добавили акциз в вид этого налога, то есть, обложили не природную ренту, не сверхприбыль, а производителя, в конечном итоге, потребителя. То есть, этот налог просто включается в цену. И, таким образом, сверхприбыль остается в карманах у недропользователей, а потребитель платит дополнительный налог на добычу полезных ископаемых. Ничего кроме вреда для обрабатывающей промышленности и экономического роста такая схема налогообложения не дает. То есть, тем, кто заинтересован в сложившейся системе распределения национального дохода, удалось добиться главного, зафиксировать законодательно присвоение природной ренты, которая должна и по нашей конституции и по логике вещей идти в доход государству, ведь недра принадлежат всем. С этим никто не спорит, но сверхприбыль от эксплуатации природных недр почему-то у нас приватизируется кучкой граждан.

Аналогично получилось с Земельным кодексом. Он должен был бы способствовать ни только эффективному обороту земли под государственным контролем, но и дать механизмы изъятия земельной ренты. Вместо этого Земельный кодекс открыл дорогу приватизации городских земель, а значит, и к приватизации земельной ренты в городах. Благополучие Москвы, например, во многом основано на земельной ренте. И в этом примере прослеживается проводимая государством политика статус-кво: сверхприбыль остается у тех, кто имеет контроль за уникальными природными ресурсами, и от них государство ничего не получает.

Такая же ситуация с электроэнергетикой: огромная природная рента сегодня формируется в гидроэнергетике за счет работы природной силы и тех инвестиций, которые были раньше сделаны в сооружения гидроэлектростанций. Но механизмов изъятия этой прибыли нет. Наоборот, в ходе реформы РАО ЕЭС предполагается приватизировать крупные генерирующие станции и, по сути, закрепить присвоение этой природной ренты в руках у тех, кто контролирует соответствующие структуры.

Мы многократно предлагали меры по оздоровлению экономики, но в основе их лежит перераспределение части прибыли олигархов в пользу государства и использование имеющегося потенциала российской экономики. Но правительство и слышать не хочет о малейшем ущемлении интересов самого богатого класса. В то время как задействовав имеющийся потенциал, мы можем рассчитывать на устойчивый экономический рос с темпом не менее 10 процентов по объемам промышленного производства и не менее 25 процентов по динамике производственных инвестиций. А если бы правительство приняло наше альтернативные предложение по бюджету, мы бы сегодня уже имели среднюю зарплату у учителей и врачей 4,5 тысячи рублей в месяц, а среднюю пенсию — до 4 тысяч рублей в месяц.

Пока же правительство, расточая богатства России, ведет страну в небытие.

Сергей Глазьев — депутат Государственной Думы, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН


 
Ссылки по теме:
 

  • С.Глазьев. Потеряв суверенитет, по державе не плачут
  • С.Глазьев. Россия может утратить свой суверенитет
  • Персональный сайт С.Ю. Глазьева
  • С.Ю. Глазьев. Простота хуже воровства
  • С.Ю.Глазьев. Биография
  • Раздел "Политика, экономика, общество" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"