На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Что век минувший нам готовит?

Часть 4

Сергей ПеревезенцевXX век — это самое страшное столетие в истории России. Даже ужасные разорения, которым Русские земли подверглись в пору монголо-татарского нашествия и в Смутное время, не идут ни в какое сравнение с тем, что случилось с Россией в XX веке. Да, конечно, этот век принес нам резкий научно-технический прорыв, создание мощной промышленности, выход в космос… Но не оказались ли потери, понесенные русским народом, намного большими, нежели приобретения? Не заплатил ли русский народ излишне дорогую цену за кажущиеся победы?

А ведь, казалось, вступившей в новое столетие России не угрожают никакие опасности. В 1909 году начался новый промышленный подъем, и по темпам роста Россия вышла на абсолютное первое место в мире. Страна поставляла четверть мирового экспорта зерна. Население страны неуклонно росло: в 1858 году в России проживало 68 млн. человек, в 1897 году — 116 млн. человек, а к 1914 году число жителей России составило 163 млн. человек (все эти данные приведены еще и без учета жителей Финляндии и Польши). А это значит, что за 56 лет население страны увеличилось на 95 миллионов, т.е. почти в 2,5 раза! Причем всего за 17 лет (с 1897 по 1914 гг.) прирост населения составил 47 млн. человек, т.е. число жителей России за немногим больше полутора десятков лет увеличилось в 1,4 раза! А доля жителей России в мире возросла в 1858–1914 гг. с 5 до 8%. Какая великая перспектива открывалась перед народами Российской империи в XX столетии!

И вдруг, всего за какие-то сорок лет — с 1904 по 1945 гг. — страну поразили три подряд революции и четыре тяжелейшие войны — русско-японская, Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная. А в 30-егоды разразилась коллективизация. Затем последовало сорок лет относительного спокойствия и постепенного накопления сил. Но конец XX века вновь оказался ужасен, ведь фактически опять произошла революция, за которой последовал распад государства, безудержное разграбление природных и народнохозяйственных богатств, массовое обнищание и вымирание народа. Да о чем можно говорить, если за прошлое столетие — всего за сто лет! — Россия трижды меняла общественный строй.

XX век — это, в первую очередь, время разрушения традиционной России, ибо удары были нанесены по коренным, вековым устоям русского народа — православию, самодержавию и народности. В итоге, всё, чем столетиями держалась, на чем от века основывалась российская цивилизация оказалось разрушенным и уничтоженным…

 

***

Идея свержения самодержавия восходит своими корнями к гуманистическо- просветительским мечтаниям о Свободе, Равенстве и Братстве, как идеалам «гражданского общества». В соответствии с этими идеалами, единственно возможными формами государственного устройства могут быть только республика или же значительно ограниченная конституцией монархия. «Власть народу!» — этот лозунг главенствовал на знаменах всех европейских революций XVII–XIX вв.

В России идея насильственного свержения самодержавия впервые, но пока очень осторожно, была выражена в конце XVIII века А.Н. Радищевым. В XIX веке эту идею подхватили сначала декабристы, потом революционные демократы-социалисты, а к началу XX в. этой идеей были захвачены как либеральные, так и радикальные политические деятели. Более того, о ликвидации самодержавного принципа власти мечтали не только русские интеллигенты, но и многие «образованные» дворяне, офицеры, немалая часть генералитета, и даже члены Императорской фамилии — великие князья. Все они, охваченные гуманистическим воспитанием и образованием, были уверены, что ликвидация самодержавия позволит вступить России на путь «западного прогресса» приведет «тёмную» Россию в объятия «мировой цивилизации». В таких условиях, государю Николаю II ничего не оставалось делать, как пойти на уступки — в ходе революции 1905–1907 гг. была создана Государственная Дума, первый русский парламент.

Но либеральные деятели не собирались на этом останавливаться. Немалая часть политической, военной и государственной элиты России, даже находясь в разных политических партиях, в 1910-е годы объединилась в тайных (масонских) и явных (созданный в 1915 году «Прогрессивный блок») организациях, в которых началась подготовка к государственному перевороту. В своих политических расчетах российские либеральные политики ориентировались на требования Англии и Франции, лидеры которых жаждали изменения государственного строя России. Так, в апреле-июне 1916 года делегация российской Государственной Думы посетила Англию и Францию. В ходе этой поездки по Европе лидер российской либеральной оппозиции П.Н. Милюков был принят ведущими общественными и политическими деятелями ряда европейских стран, крупными промышленниками и банкирами. Правящие круги стран Антанты в своих взаимоотношениях с Россией сделали ставку на либеральную оппозицию, надеясь на ее скорый приход к власти. Британский посол Дж. Бьюкенен позволил себе грубое вмешательство во внутренние дела России. Выступая на заседании Общества Английского флага, он призвал русскую либеральную оппозицию довести войну «до победного конца» не только на поле брани, но и «внутри страны».

Еще более резкую позицию по отношению к самодержавию занимали революционные партии, наиболее крупными из которых были социал-демократы (большевики и меньшевики) и социалисты-революционеры (эсеры). Самыми непримиримыми оказались большевики, которые выставили требование вооруженной революции, в ходе которой и должна быть свергнута самодержавная власть в России. В последние годы Первой мировой войны большевики вступили в тайный сговор с германским Генеральным штабом, который оказал финансовую поддержку большевистской партии, в надежде, что революция в России обеспечит победу Германии в войне.

Либеральной и революционной оппозиции в России огромную финансовую помощь оказывали и международные финансово-экономические круги. И все эти силы были направлены только на одно дело — на уничтожение традиционного российского государственно-политического строя.

В феврале 1917 года в Петрограде разразилась революция. Ее еще можно было остановить, но император Николай II, как символ российского самодержавия, оказался преданным и своими генералами, и либеральной оппозицией, и своими союзниками по Антанте — Англией и Францией, и многими царедворцами, и даже своими ближайшими родственниками. Так, кузен императора, великий князь Кирилл Владимирович в дни Февральской революции нацепил красный бант и привел свой Гвардейский экипаж в ряды революционных солдат. А затем вывесил над своим домом красное полотнище — «флаг революционной России»! Именно этот Романов через семь лет, в 1924 году в Париже, объявит себя новым российским императором! А другой великий князь, Николай Михайлович, узнав о революции, вообще был вне себя от восторга, утверждая, что «падение самодержавия обеспечит спасение и величие России». Знал бы он, расстрелянный через два года, чем обернется для него эта радость… Не лучшим образом повели себя и многие другие члены Императорской фамилии.

Пришедшее к власти Временное правительство потребовало от императора Николая II отречения от престола. И практически все, к кому ни обращался обреченный император за советом и помощью, умоляли, призывали и советовали отказаться от короны. Поэтому император Николай II имел полное право записать в дневнике в ночь после отречения от престола: «Кругом измена и трусость и обман!»

Итак, 2 марта 1917 года император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Но уже 3 марта великий князь Михаил, после долгих разговоров с либеральными лидерами Временного правительства, также отрекся от прав на престол и заявил, что вопрос об устройстве России должно решать Учредительное собрание. История российского самодержавия закончилась…

После Февральской революции в России премьер-министр Англии Ллойд Джордж заявил в английском парламенте: «Эти события начинают новую эпоху в истории мира, являясь первой победой принципов, из-за которых нами была начата война». А в телеграмме, которую Ллойд Джордж прислал Временному правительству, были и такие слова: «Революция обнаружила главную истину, что эта война является борьбой за народное правительство в той мере, что и за свободу». Этими словами английский политик раскрыл тайный смысл всей Первой мировой войны — втянув Россию в эту войну, либеральные режимы европейских стран надеялись, что ее результатом станет свержение последних европейских монархий — Российской, Германской и Австро-Венгерской. Россия стала первой печальной ласточкой в этом списке…

 

Суть трагедии русской монархии раскрыл один из самых правых русских политических деятелей, думский депутат Н.Е. Марков, сказавший на эмигрантском съезде монархистов в 1921 году: «Монархия пала не потому, что слишком сильны были ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники. Падению монархии предшествовало численное и качественное оскудение монархистов, падение монархического духа, расслабление монархической воли». И он был прав.

 

А предательства императора, вернее, теперь гражданина Николая Александровича Романова продолжались. Даже братья-монархи предали его — английский король Георг V, еще недавно заверявший русского царя и своего двоюродного брата в дружбе, весной 1917 года, под влиянием собственных либеральных политиков, отказался принять русскую императорскую семью в Англии. А позднее нисколько не интересовался судьбой своих венценосных родственников.

Предало в очередной раз Николая Александровича и Временное правительство — его самого и его семью взяли под арест в Царском Селе, а позднее, летом 1917 года, отправили в Сибирь — в Тобольск. Там императорскую семью и застала весть о новой революции в Петрограде и о приходе к власти большевиков.

Что было дальше — известно. Ненавидящие императорскую чету большевики решили окончательно вбить осиновый кол в русское самодержавие. А для этого они посчитали необходимым физически уничтожить и бывшего царя, и его семью, и их ближайших родственников.

В апреле 1918 года императорскую семью и сопровождавших их лиц перевезли в Екатеринбург. Здесь, в печально известном доме Ипатьева, все они и были зверски расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Вот этот скорбный список невинно убиенных: император Николай II Александрович, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей Николаевич, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, доктор Е.С. Боткин, камердинер А.Е. Трупп, повар И.М. Харитонов, горничная А.М. Демидова.

 

Узнав об убийстве, Святейший патриарх Тихон на проповеди в московском Казанской соборе сказал: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его… Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви». К сожалению, этот голос был одинок.

 

Печальной оказалась и судьба большинства других членов Императорского Дома. Еще в июне 1918 года был расстрелян высланный в Пермь великий князь Михаил Александрович. 18 июля 1918 года живыми сбросили в рудник Алапаевска великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, сестру императрицы монахиню Елизавету Федоровну и Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича от второго морганатического брака. Там же был застрелен великий князь Сергей Михайлович. В январе 1919 года во дворе Петропавловской крепости расстреляли великих князей Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Павла Александровича и Дмитрия Константиновича.

 

***

Еще в начале XX столетия Русская Православная Церковь плодотворно развивалась. В царствование Николая II в России открылось более 250 новых монастырей, было сооружено более 10 000 церквей, к 1913 году насчитывалось более 37 000 церковно-приходских школ, число учащихся которых достигало 2 млн. человек. В правление Николая II было прославлено больше православных святых, чем за весь XIX век. Великими торжествами ознаменовался 1903 год по случаю прославления преподобного Серафима Саровского, на которых присутствовал император и вся царская семья.

В начале XX века в России и Русской Православной Церкви все более усиливалось стремление к восстановлению патриаршего правления. Этому способствовали и религиозные настроения императора Николая II, придававшего большое значение возрождению православной веры в умах и сердцах своих подданных. В 1912 году открылось Предсоборное совещание, которое должно было рассмотреть меры по созыву и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви. Начавшаяся в 1914 году война задержала его созыв.

Только после Первой мировой войны, 15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор, в работе которого принимали участие 569 человек. Решением Собора в России было восстановлено патриаршество. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон, до того бывший митрополитом Московским и Коломенским. 21 ноября (4 декабря) 1917 года патриарха Тихона торжественно возвели на престол в Успенском соборе.

Патриарх Тихон принял под свое окормление Русскую Православную Церковь в тяжелейший для нее период. С первых лет существования Советской власти Русская Православная Церковь подвергалась жесточайшим гонениям. В политике Советского государства восторжествовал государственный атеизм, который являлся составной частью коммунистического мировоззрения. Большевики считали, что атеизм должен заменить собой православие, занять место веры в сердцах русских людей. Большевистское руководство рассматривало Церковь и само православие как своего главного конкурента в борьбе за умы и души людей, поэтому ненависть радикальных гуманистов, каковыми и были большевики, к традиционному для России вероисповеданию была неимоверна. Ведь они надеялись учредить новую веру, создать новую религию — марксизм.

А для российского православного люда такое положение казалось какой-то дикостью, необъяснимой, выходящей за грань разумного, трагедией — впервые за всю историю России собственное государство начало борьбу с традиционной верой собственного народа!

23 января 1918 года был опубликован ленинский Декрет об отделении Церкви от государства, а школы от Церкви. Большевистское руководство стремилось не только к изживанию православия из жизни России, но и к физическому истреблению храмов, монастырей, монахов и священников. Одновременно по всей России начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. В Москве был расстрелян один из виднейших церковных деятелей Москвы протоиерей Иоанн Восторгов, в Алапаевске вместе с членами императорской фамилии была казнена монахиня, великая княгиня Елизавета Федоровна.

Уже в 1918 году началось насильственное изъятие из храмов церковных ценностей, чему патриарх Тихон решительно воспротивился. За свою стойкую позицию в защите православной веры и Церкви, патриарх Тихон неоднократно подвергался арестам и допросам, долгое время провел под домашним арестом в Донском монастыре. 25 марта (7 апреля) патриарх Тихон скончался. Одними из последних слов святителя были: «Скоро наступит ночь, темная и длинная…» Эти слова оказались пророческими.

На протяжении всех 20–30-х гг. государство продолжало преследовать Церковь как организацию, расстреливало, сажало в тюрьмы ее наиболее активных деятелей, стремилось к усилению антирелигиозной пропаганды. В 1922 году прошли показательные судебные процессы, в ходе которых несколько крупных церковных иерархов были приговорены к смертной казни. Всего в 1918–1922 гг. было расстреляно и замучено 8110 священнослужителей, монахов и монахинь. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения стало обычной практикой для Советской власти.

В 1925 году создается «Союз воинствующих безбожников», начинается выпуск массового журнала «Безбожник». Так государство стремилось контролировать и направлять атеистическую пропаганду. Огромный ущерб православной культуре нанесло закрытие культовых зданий. Церкви использовались как клубы, спортивные залы, кинотеатры, музеи, образовательные учреждения, магазины, склады, зернохранилища, жилой фонд или просто уничтожались. Имущество церквей, иконы, ценности реквизировались. Только в пределах Садового кольца Москвы было закрыто 242 культовых здания, а снесено — 364. Государство стремилось представить эти действия как протест масс против религии и церкви. Государственному преследованию подвергались и другие религии — мусульманство, буддизм, иудаизм.

В 1922–1925 гг. при негласной поддержке большевиков была организована попытка раскола Русской Православной Церкви и ликвидации патриаршества путем создания Высшего Церковного Управления, которое православный люд нарек «обновленчеством». Но верующие не приняли «обновленчества», ибо видели в нем «порчу православия» и отказ от веры отцов и дедов.

В тяжелейшем положении находилось церковное руководство. Принятие священнического, а тем более архиерейского сана обрекало в ту пору его носителя почти на верную тюрьму, ссылку или смерть. Тем не менее, в 1923 голу состоялось 49 архиерейских рукоположений, в 1924 году — 23. Такого не знала даже предреволюционная Россия.

С середины 30-х годов после почти пятилетнего затишья возобновилась массовая ликвидация церковных учреждений. К концу 1936 года на Украине открытыми осталось всего 9% церквей, существовавших до 1917 года, в Азербайджане — 4,3%, в Белоруссии — 11%, в РСФСР — 35% (в Москве — 15%).

Наибольший размах репрессий против Церкви пришелся на 1937–1938 гг. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковных служителей, из них расстреляно 85 300 человек. В 1938 году было арестовано 28 300 человек, расстреляно 21 500.

К началу 40-х годов в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего храма. В 1941 году во всей стране осталось только 5 665 официально зарегистрированных священников, в том числе «обновленцев» и священников на западных территориях, присоединившихся к СССР в 1939–1940 гг. В целом в течение 1930-х годов число священников на исконной территории России сократилось на 95%.

В 1925 году, после смерти патриарха Тихона, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) (1862–1937). Но уже в декабре 1925 года митрополит Петр был арестован, осужден и сослан в Сибирь, а затем расстрелян.

Согласно завещанию митрополита Петра, обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя стал исполнять митрополит Нижегородский Сергий (в миру — Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944). В 1927 году митрополит Сергий вместе с Синодом призвал духовенство и верующих быть «верными гражданами Советского Союза». В 1934 году он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 году, в связи со смертью митрополита Петра, Сергий становится местоблюстителем патриаршего престола.

Некоторое потепление в государственном отношении к Церкви случилось в годы Великой Отечественной войны. Руководство Советского государства неожиданно даже для себя поняло, что православие — это один из важнейших факторов победы в войне. Митрополит Сергий с первых дней войны занял патриотическую позицию, призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками. За годы войны было собрано более 300 млн. рублей добровольных пожертвований. На церковные средства построена танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиаэскадрилья «Александр Невский». В 1941 году по пророчеству митрополита гор Ливанских Илии вокруг Ленинграда был совершен крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, позднее перед этой иконой проводились молебны в Москве и Сталинграде. В результате, в 1943 году на высшем уровне, И.В. Сталиным, было принято решение о восстановлении патриаршего престола и митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 году после смерти патриарха Сергия Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополитом Московским и всея Руси Алексия, который до своего избрания исполнял обязанности митрополита Ленинградского. При патриархе Алексии I (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877–1970), особенно в 60-е годы, в годы так называемой «хрущевской оттепели», борьба с Церковью продолжилась: развернулась кампания по закрытию храмов и монастырей, усилилась антирелигиозная пропаганда. К 1964 году Русская Православная Церковь лишилась почти 2/3 приходов, почти в 5 раз сократилось число священнослужителей.

И только в конце 80-х гг. между государством и Церковью начался период конструктивных отношений. Но к тому времени столько было уничтожено, столько потеряно безвозвратно…

 

***

XX век обернулся и борьбой новых правящих режимов с собственным народом. В годы Советской власти была поставлена задача изменения социальной структуры общества — уничтожение «эксплуататорских» и «мелкобуржуазных» классов, как рассадников «феодализма» и «капитализма». Таким образом большевики стремились уничтожить традиционную «народность» Российской империи, стереть с лица земли само представление о духовной сущности народов России, и, в первую очередь, о духовной сущности русского народа. Даже уничтожение Церкви не решало полностью этой проблемы. Нужно было избавиться от самого народа, носителя веры.

Во исполнение поставленных задач, уже в первые годы Советской власти фактически истреблены были дворянство, купечество и буржуазия, огромные потери понесла русская интеллигенция. Но самая главная потеря России в XX столетии, самая страшная трагедия — уничтожение крестьянства. Во все времена именно крестьянство являлось хранителем традиционных устоев и традиционной православной веры русского народа, носителем народной культуры и обычаев, составляло ту часть населения России, откуда государство черпало главные людские ресурсы для решения общенациональных задач и обороны страны.

Еще в конце XIX в. 87% населения России (81,4 млн человек) жило в сельской местности, из них 69,4 млн (74%) занимались сельским хозяйством. И хотя в крестьянской среде шло социальное расслоение, вызванное экономическими причинами, в среднем материальное положение крестьянства в начале XX в. улучшилось. Крестьяне скупали помещичьи земли (к 1913 году они купили 34 млн. десятин земли на сумму более 4 млрд. рублей), в 2 раза увеличились расходы крестьян на потребительские товары, увеличилось производство зерна, мяса и молочных продуктов.

Революционные бури семнадцатого года, казалось бы, даровали русским крестьянам землю и надежду на спокойное развитие. Но уже события Гражданской войны показали, что крестьянство для новой Советской власти — это лишь «материал» для «выработки нового человечества». Ярким свидетельством тому стала политика расказачивания, продразверстки, жесточайшие подавления крестьянских восстаний.

 

Самым крупным крестьянским восстанием в годы Гражданской войны была «Антоновщина», разразившаяся в Тамбовской и частично в Воронежской губерниях в 1920–1921 гг. Причиной восстания стало недовольство крестьян политикой продразверстки, проводимой большевиками. Восстание началось в августе 1920 года с разоружения крестьянами двух деревень продотряда. Во главе восставших крестьян встал начальник уездной милиции эсер А.С. Антонов, по имени которого движение получило название «Антоновщина». Программа восставших была принята на губернском съезде трудового крестьянства. Она включала задачи свержения власти коммунистов, созыва Учредительного собрания, создания временного правительства, отмены продразверстки и др. К началу 1921 года восставшие сумели организовать две армии численностью до 50 тыс. человек. Первое время борьба с ними велась силами местной милиции, партийного актива и бедноты. По указанию Ленина в феврале 1921 года с Тамбовской губернии досрочно была снята продразверстка. Весной 1921 года для подавления восстания были привлечены регулярные части Красной Армии под командованием М. Тухачевского. И уничтожение возмущенных крестьян стало самой «великой победой» будущего «красного маршала». Как признавался сам Тухачевский, Красной Армии пришлось вести «целую оккупационную войну» в собственной стране, против собственного народа. В этой войне использовались самые совершенные орудия убийства — бронетехника, авиация, артиллерия, отравляющие газы. Красная Армия полностью сжигала крестьянские деревни, а взятых в плен заложников расстреливали целыми семьями. Путем такого массового террора к осени 1921 года восстание было подавлено.

 

В 20-е гг. политика НЭПа привела к стабилизации сельского хозяйства и положения крестьянства. Основной частью крестьян стали «середняки» — 25–26 млн. хозяйств, которые производили 85% всего зерна в стране.

Но большевистское руководство продолжало рассматривать крестьянство как косную массу, мешающую социалистическому строительству. Поэтому в конце 20-х гг. в деревне началась политика насильственной коллективизации.

Помимо введения на селе коллективных форм хозяйства, коллективизация должна была решить социальные вопросы — превратить крестьянство в класс социалистического общества. Кроме того, коллективизация обеспечивала полное подчинение сельского хозяйства государству, что было необходимо в условиях усиленной индустриализации страны. Таким образом большевики получали возможность перекачивать средства из деревни на нужды индустриального строительства. Еще в январе 1928 года был обнародован указ «арестовывать спекулянтов, кулаков, других дезорганизаторов», после чего началась «чистка» крестьянства. Зажиточным крестьянам предлагалось сдать в кратчайшие сроки по заниженным в 3–4 раза ценам сельхозпродукцию, были увеличены налоги с кулаков — за два года в 10 раз.

Весной 1928 года Наркомзем и Колхозцентр подготовили проект пятилетнего плана коллективизации крестьянских хозяйств, по которому к концу пятилетки (1933 г.) предполагалось вовлечь в колхозы 4% хозяйств. Вскоре темпы коллективизации ускорились. Союзом сельскохозяйственной кооперации намечалось обобществить 12% хозяйств, а по утвержденному в 1929 г. пятилетнему плану — 16–18%, т.е. 4,5 млн. хозяйств. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были стать зоной сплошной коллективизации к осени 1930 года, другие области — на год позднее. На Пленуме ЦК в ноябре 1929 года был взят курс на «ликвидацию кулачества как класса» и полное обобществление имущества крестьян. Началось раскулачивание — насильственное изъятие имущества, земли и скота у богатых и средних крестьян, имевших наиболее крепкие хозяйства.

Комиссия во главе с В.М. Молотовым определила три категории кулаков: уличенные в контрреволюционной деятельности (их ожидал расстрел, а членов семьей — высылка с полной конфискацией имущества в лагеря); не ведущие контрреволюционной деятельности, но потенциально готовые к ней и являющиеся сверхэксплуататорами (они ссылались вместе с семьями в отдаленные районы); лояльные к режиму (подлежали высылке на худородные земли). Жертвы для раскулачивания определялись на местах коммунистами и бедняками. Четверть конфискованного имущества шла в фонд колхоза.

Исполнителями акции были действовавшие в каждом округе «тройки»: секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета и местный управляющий ОГПУ. Насильственное раскулачивание вызвало сопротивление крестьян. К началу 1930 года состоялось около 3 тыс. массовых выступлений, в которых приняло участие свыше 2 млн. человек. Крестьянские комитеты составляли адресованные правительству списки требований о возвращении средств производства, скота, роспуске колхозов, открытия церквей. Испуганные реальной опасностью крестьянских бунтов власти прибегли к маневру: 2 марта 1930 года вышла статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», где говорилось о «неожиданно» быстром пополнении колхозов, а зверские методы учиненного насилия были «объяснены» головотяпством местных работников. После этого готовая разразиться крестьянская война затухла.

А с осени 1930 года партия начала новую кампанию по организации «колхозного прилива»: повысились налоги для единоличников, прекратилось их кредитование, а для колхозников были установлены пониженные нормы сдачи продуктов животноводства. Экономические меры воздействия не дали хороших результатов, поэтому началась вторая фаза раскулачивания. Во избежание худшей участи многие крестьяне-середняки, не желавшие вступать в колхозы, бросали свои хозяйства, уходили в город, на новостройки. Но… начались репрессии. Согласно директиве Г. Ягоды была проведена операция по «изъятию» 60 тыс. кулаков первой категории, часть из которых была расстреляна, другая отправлена на Соловки и в Западную Сибирь. К концу 1931 года 2 млн. 800 тыс. человек было раскулачено, члены их семей (полусвободные-полузаключенные) заселили непригодные для жизни места в Казахстане, Урале и Западной Сибири, многие умерли в дороге.

Подобными методами к концу 1932 года было коллективизировано почти 2/3 крестьянских хозяйств и обобществлено около 4/5 посевных площадей. Согласно этим показателям прошедший в январе 1933 г. Пленум ЦК ВКП(б) пришел к выводу, что в ходе первой пятилетки решена «историческая задача перевода мелкого, индивидуального раздробленного крестьянского хозяйства на рельсы социалистического крупного земледелия». Однако противостояние крестьянства и властей на грани войны длилось до середины 1930-х гг., кульминацией стал 1932–1933 гг., когда властями для подавления сопротивления был спровоцирован голод, сопровождавшийся массовой смертностью.

В результате коллективизации обнищавшее крестьянское хозяйство было окончательно подорвано, уничтожено множество людей, оставшиеся ограничены в гражданских правах. Они не могли выбирать место жительства и работу, не могли покинуть деревню, выехать на учебу, не имели паспортов. Было разорено 5,7 млн. дворов зажиточных крестьян, что привело к обнищанию и запустению деревень. Огромное число крестьянских семей были репрессированы, насильственно депортированы в необжитые районы Сибири и Казахстана. В целом за годы коллективизации число работников в деревне снизилось примерно на треть — с 50–55 млн. крестьян-единоличников до 30–35 млн. колхозников и рабочих совхозов (при этом 15 млн. крестьян переселились в города, а около 5 млн. умерли от голода или были уничтожены). В дальнейшем, на протяжении десятилетий большинство крестьянских семей вели полунищенское существование, добывая средства от мизерных колхозных «трудодней», а по большей части — от личных участков, возделывание которых требовало огромных усилий.

Тяжелым испытанием стала и Великая Отечественная война, которая нанесла невосполнимый ущерб советской деревне. Миллионы крестьянских парней погибли на фронтах, защищая Родину, а многие после войны так и не вернулись в деревню: в 1940 году численность сельского населения составляло 130 млн. 965 тыс. человек; в 1946 году — 97 млн. 883 тыс. человек.

«Вторым раскулачиванием» считают подавление антиколхозных настроений, последовавшее за указом от 21 февраля 1948 года «О выселении лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». На спецпоселения тогда было отправлено свыше 33 тыс. человек, за которыми последовали и их семьи.

В 1950-е гг. Н.С. Хрущев в рамках существовавшей на селе колхозной системы проводил не давшую результатов политику «повышения личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда». Полуфеодальный гнет колхозной системы был несколько ослаблен Но в те же годы были приняты меры по искоренению частной инициативы крестьянина, в результате которых резко сократились приусадебные личные хозяйства на селе. В 1974 году был взят курс на укрупнение сел и уничтожение обнищавших, «неперспективных» деревень. При этом особенно пострадали деревни в Нечерноземье, главном районе расселения русского народа: в 1959–1983 гг. Россия потеряла 141 тыс. деревень из 194,6 тыс., утраченных по СССР. С 1979 году прекратился абсолютный прирост сельского населения СССР. К 1987 году колхозное крестьянство составляло всего 12% от общего числа жителей СССР (для сравнения, в 1970 году — 20,5%). Радикальные реформы 1990-х гг. еще более разорили деревню, привели к массовому обнищанию и резкому сокращению сельского населения.

Именно ушедшее и изгнанное из деревень крестьянство составило основу рабочего класса, который, по мысли пришедших к власти большевиков, должен был стать самым массовым классом формируемого ими социалистического общества. Городское население СССР увеличится за годы первых пятилеток почти на 30 млн. человек. Численный рост рабочего класса продолжался и в послевоенные годы: в 1959 г. он составлял 49,5%, а в 1978 г. — 61,8% населения страны.

 

***

Огромные потери понесла и русская интеллигенция. Еще в начале XX века немалое число русских образованных людей искренне ждали победы социализма, и буквально жаждали разрушения основ России — самодержавия и Церкви. Многие из русских интеллигентов оказывали помощь подпольным революционным партиям — материальную или же организационную. Революция 1905–1906 гг. вроде бы остудила некоторые горячие головы. Не случайно появляется знаменитый сборник статей «Вехи», в котором русские публицисты и философы попытались переориентировать общественное сознание с материалистических увлечений на традиционную для России религиозность.

Но слишком малое число русских интеллигентов поняли эту задачу. Начало XX в. — это вообще время духовного кризиса европейской цивилизации и русской цивилизации, в частности. Русские образованные круги увлекаются религиозностью, но далеко не традиционной. Именно в это время появляется огромная масса декадентских, мистических, теософских учений, свидетельствующих о том, что человек оказывается одиноким перед лицом громоздящего все новые и новые проблемы миром. Но русские образованные круги не удовлетворялись традиционным православием. Они стремились «подправить», «развить», «улучшить» православное вероучение, а то и создать некую собственную «новую религию». Центром этих исканий стали знаменитые философские общества, объединившие мыслителей, которые находились в поиске «нового религиозного сознания» — Религиозно-Философские собрания (1901–1903) и Религиозно-Философское общество (1907–1917) в Петербурге, Религиозно-философское общество памяти В.С. Соловьева в Москве (1905–1918). При этом вопросов у «мыслящей интеллигенции» было много, но ответы давались сложные, загроможденные философическими умствованиями, а то и откровенно еретические… Не веря в Бога, а, точнее, не решаясь верить в Бога, ибо это было бы «непрогрессивным», русская интеллигенция истово верила в идеалы «светлого будущего». Но все реальное — Отечество, государство, Церковь — почиталось за «мракобесие» и «реакцию» и столь же истово отрицалось. Зато «светлое будущее» манило своей «материалистической идеальностью».

Наверное, в том числе и по этой причине ведущей идеологий в России и становится марксизм, который давал простые и ясные ответы на самые сложные вопросы, возникающие у людей того времени. Казалось, что в этой ясности и заключена истина…

К тому же большое число русских интеллигентов увлеклись политикой, вошли в состав различных официально разрешенных партий. Но все эти партии продолжали оставаться исключительно на либеральных позициях, продолжали призывать к свержению самодержавия, введению конституции… А для координации действий этих партий в России вновь возродилось масонство, объединившее партийных лидеров, как либеральных, так и революционных.

1917 год показал пагубность всех этих увлечений русских интеллигентов. Уже вскоре русская интеллигенция, говоря ее собственным языком, «переживает крушение всех своих идеалов». Предав собственное государство, предав собственную веру, предав собственный народ, либеральная интеллигенция оказалась бессильной перед выпущенным ею же на свет Молохом революции. И в годы Советской власти русская интеллигенция подверглась таким же гонениям, как и весь народ: ссылки, аресты, расстрелы… Лишь некоторым выпала иная и лучшая доля — эмиграция или вынужденная высылка за границу…

Да и во второй половине XX столетия советская интеллигенция сыграла ту же разрушительную роль, как и русская интеллигенция в начале века. Поманившая своим авторитетом народ к «райским кущам» буржуазного «светлого будущего», интеллигенция вновь обманула собственный народ. И, к сожалению, события последних десяти-пятнадцати лет так до сих пор ничему не научили отечественную либеральную интеллигенцию, и она по прежнему видит впереди только материалистические идеалы, предлагает народу только один выбор, лежащий в русле гуманистической парадигмы: капитализм или социализм.

 

***

Попробуем подвести печальные итоги основных русских потерь в XX столетии. При этом отвлечемся от каких бы то ни было политических или нравоучительных комментариев. Ведь самый объективный показатель — это число народонаселения страны, ибо, в сущности, различные государственные и политические режимы, разные общественные устройства и существуют для того, чтобы народ, живущий при том или ином государстве, при том или другом общественном строе, «плодился и размножался».

Итак, просто сухая статистика. Для начала напомним, что с 1897 по 1914 гг. число жителей России увеличилось на 47 млн. человек — со 116 до 163 млн. (без учета населения Финляндии и Польши).

А теперь статистика XX века. Первая мировая война обернулась для России потерей 10 миллионов погибших на фронтах. Во время Гражданской войны погибло около 12–13 млн. человек; из них около 2 млн. человек — на фронтах, остальные — от эпидемий, голода, репрессий. Произошла массовая эмиграция людей, враждебно отнесшихся к новой власти, — страну покинуло 2 млн. человек, значительный процент среди них составляли представители технической и творческой интеллигенции. Всего же население России сократилось примерно на 15 млн. человек. К тому же, итогом Гражданской войны стала небывалая хозяйственная разруха, многократно превысившая ущерб нанесенный Первой мировой войной. Материальные потери составили около 50 млрд. рублей золотом. Промышленное производство сократилось до 4–20% от уровня довоенного 1913 года, сельскохозяйственное производство упало почти на 50%.

Затем последовала насильственная коллективизация, которая отняла жизни примерно у 5 млн. крестьян. Огромной ценой досталась победа в Великой Отечественной войне — страна лишилась свыше 27 млн. своих граждан, павших на фронтах войны, умерших от ран, погибших в плену и концлагерях, угнанных на рабский труд в Германию. На оккупированной территории были разрушены сотни городов и практически все промышленные предприятия. Общий ущерб составил более 2600 млрд. рублей.

Со второй половины 1960-х гг. смертность русского населения начинает постепенно, но верно превышать рождаемость. Иначе говоря, русский народ начинает вымирать, год от года численность его снижается. Но какое-то неимоверное ускорение этот процесс приобрел в последние десять лет, став самым страшным итогом и самым нелицеприятным приговором всем навязанным России радикальным экономическим реформам. Даже по официальным данным население России уменьшается с катастрофической быстротой. За последние десять лет резко снизилась рождаемость и столь же резко увеличилась смертность населения в России. Так, в 1991 году рождаемость составляла 12,1 на 1000 человек, а смертность — 11,4 (рождаемость превышала смертность за счет нерусских народов). А к 2000 году рождаемость снизилась до 8,8 на 1000, а смертность возросла до 15,4 на 1000. Таким образом, если в 1991 году естественный прирост составлял 1,7 на тысячу, то к 2000 году мы получили: минус 6,6. При этом резко выросла детская и младенческая смертность до года, а прирост смертности у русских составил 40%. И неслучайно, что по всем подсчетам через несколько лет вместо 20 миллионов сегодняшних школьников в России останется всего 13 миллионов детей школьного возраста. Следует к этому добавить, что среди детей резко увеличилось количество физически и психически неполноценных, а общее состояние здоровья россиян просто катастрофическое

В целом ежегодная депопуляция в России за последние годы составляет около 0,6%, т.е. ежегодно население страны снижалась на 800 000 — 900 000 человек, в последние годы — более чем на 700 000 человек. Но главный удар депопуляции пришлось выдержать исконно русским районам. Так, в центральных, исконно русских территориях (Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская, Тульская, Ленинградская области) ежегодная депопуляция в два раза выше, чем в среднем по стране и численность население в этих регионах ежегодно снижается на 1–1,5%. При этом вымирает наиболее работоспособная часть народа — молодые люди и люди среднего возраста, т.е. наше будущее и настоящее. Так, в регионах вокруг Великого Новгорода именно у этих категорий наибольший рост смертности: для возраста 20–39 лет он составил 75%, для 40–44 лет — 100%. И вообще, многие демографы считают — если подобная ситуация будет сохраняться, то к 2010 году все население России уменьшится на 14 млн. человек, а к середине следующего столетия русских, к примеру, останется где-то 25 миллионов человек. Социологи уже сейчас говорят о том, что если подобная динамика продолжится, то они могут с точностью до года уже сегодня вычислить, когда у последних Ивана и Марьи родится последняя Дарья, которая сможет выйти замуж только за Ахмата, ибо Иванов и Степанов уже не будет…

Итого, за XX век немотивированные потери России, не объясняемые никакими естественными причинами (рождаемость и смертность), составили около 65 млн. человек! А сколько за этими смертями нерожденных детей, разбитых судеб, моральных увечий! И основные удары испытал на себе именно русский народ, который, к тому же, в конце XX столетия впервые в своей истории оказался разделенным — более 25 млн. русских ныне живут за пределами России, причем немалое их число притесняется националистическими режимами, установившимися в странах «ближнего зарубежья».

Вот он главный итог XX столетия… Перед ним меркнут все рассуждения о радостях и свершениях, которые принесло нам минувшее столетие…

Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук


 
Ссылки по теме:
 

  • Сергей Перевезенцев. Славянская мифология, или первый смысл
  • Сергей Перевезенцев. Обретение нового смысла
  • Сергей Перевезенцев. Светская Россия и... Святая Русь

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"