На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Архитектура  
Версия для печати

Судьба златоглавой священной Москвы

Часть четвертая

Купола Благовещенского собора Московского Кремля "Да не прозовется град твой "град пленен",

и стадо твое — "пришлецы въ земли не своей"

Митрополит Иларион, (XI в.)

Почти весь ХVII век русскому народу удавалось сохранять Москву от вражеских нашествий, но после разорения Смутного времени восстанавливать было ее не просто. И все ж ХVII век назвали "золотым веком русской архитектуры" (А.Павлинов). Москва представляла собою уникальную Златоглавую священную столицу, вызывавшую восторг своей красотой не только у русских людей, но и иностранцев. За 75 последних лет ХVII века город разросся до огромного, крупнейшего по тем временам центра Европы и Азии, чем явил также "золотой век" московского градостроительства. Однако в XVIII, затем и в XIX веке история лишь повторяла ХVII век, когда то слезы, то любовь…

 

Повторы разрушений

"Ox, ox, бедная Русь! Чего-то тебе

захотелось немецких поступов и обычаев".

Протопоп Аввакум

С начала ХVIII века против Москвы обнаруживаются всякого рода негативные действия, причем производимые "сверху", от властей. Первыми следует назвать действия Петра I. Царь настолько испортил свои отношения с московским людом, что уже не смог оставаться в столице, опасаясь за свою жизнь.

Около 1698 г. вспыхнул бунт московских стрельцов в поддержку царевны Софьи. Спешно вернувшись из поездки по Европе, Петр вызвал в Москву солдатские полки других городов, а затем зверски, как мясник, расправился с бунтовщиками. Вид Москвы был тогда страшен. Тысячи стрельцов были казнены "разными казньми".

"И по всем дорогам те стрельцы кладены на колесы (колесованы, Г.М.) – тела их по десяти человек, и сквозь колеса в ступицы проткнуты колья и взоткнуты на те колья их стрелецкия головы. А иные повешены были по всему Земляному городу у всех ворот по обе стороны; также и у Белого города за городом у всех ворот по обе жь стороны: сквозь зубцы городовых стен проткнуты были бревна и концы тех бревен… выпущены были за город и на тех концах вешены стрельцы. А иные вешены на Девичьем поле перед монастырем (Новодевичьим, где сидела арестованная Софья, Г.М.) и в руки воткнуты им челобитныя, а в тех челобитных написано против их повинки. Также и у стрелецких съезжих изб они, стрельцы, вешены человек по двадцати, и по сороку, и болши. А пущие из них воры и заводчики, — у них… ломаны руки и ноги колесами, и те колеса взоткнуты были на Красной площади на колье,.. живые положены были на тех колесах,... стонали и охали" (Записка И. Желябужского. Русск.архив, М., 1910, кн.3, вып. 9, с.5-154).

Петр сам производил следствия, присутствовал при пытках, даже сам рубил головы стрельцам. Казни имели невиданно жестокий и массовый характер. Стрельцы были старыми жителями Москвы, которая, вдруг, оказалась повсюду увешана их трупами. Трудно даже представить степень горя, бедствия московских стрелецких семей, отчаяние, вопли, плач тысяч стариков, женщин, детей… Да еще на фоне красивейшего златоглавого священного христианского города, при звоне тысяч церковных колоколов.

Петр и его преторианская гвардия вынуждены были уехать в новый город-столицу с именем на немецкий манер, на берега Невы. Орудия казней в Москве сохранялись по ее стенам, у ворот, на Красной площади до 1727 года, когда были сняты по указу Петра II.

А что тогда сталось с самой Москвой?

В 1737 году Фоккерот, — один из иностранцев на русской службе, — писал о Петре I: "Ненависть его к Москве за тамошние случаи с ним в молодости доходила до того, что он охотно сравнял бы Москву с землей, если бы только это можно было сделать благовидным образом и без большого раздражения народа: так в 1715 году под видом надобности в каменщиках для Петербурга, он запретил, под строгим наказанием, строить или поправлять каменные здания в Москве, хотя и самые ничтожные, отчего вышло, что там великое множество самых значительных домов обвалилось и обратилось в груду развалин" (ЧОИДР,1874,ч.II, отд.V, с.98-100). Старый отставной дьяк Докукин с ужасом писал тогда о Москве: "Вельми ми сердце болит, видя опустошения Новаго Иерусалима и люд в бедах явлен нестерпимыми язвами".

Петр возненавидел Москву не только за “стрелецкий бунт”.

Известна поговорка, что "нечистая сила боится креста", а Москва не просто была уставлена тысячами крестов, столица вообще построена крестообразно.

Меж тем, до сих пор не снято подозрение, что Петр являлся членом тайной масонской ложи "Нептун", созданной Лефортом (позднее в ней состоял М. Кутузов), — ложа заседала в одном из залов Сухаревой башни, — причина могла иметь место и в этом случае.

Царь издал несколько указов о застройке Москвы саманными домами, о ликвидации надгробий на прицерковных кладбищах, о запрещении иметь домовые церкви... Последний из запретов был несколько раз повторен позднее для Москвы императрицами. А потеря столичной функции способствовала также исчезновению храмов и подворий десятков других городов и монастырей. Тем самым на протяжении всего XVIII века Москва активно теряла свое многоглавие.

В 1812 году на старую столицу обрушилась беда тотальная: она сначала была сожжена Кутузовым и Растопчиным, затем (остатки города) — французами Наполеона. Уходя из Москвы, “цивилизованный император” французов приказал взорвать Кремль (русские в Париже этого не сделали).

И снова, в продолжение XIX века, Москва была заново отстроена. На сотнях ее восстановленных храмов засверкали золотом тысячи крестов, а по городу все гуще увеличивалось храмовое златоглавие. К началу XX века Златоглавая Москва опять предстала во всем своем градонебесном блеске, наполняя по праздникам город могучим голосом тысяч колоколов.

Однако, как писал поэт Игорь Тальков; "Золотые купола кому-то черный глаз слепили". Этим кем-то оказался давно бродивший по Европе "призрак коммунизма" с пятиконечной звездой на лбу и наивной сказкой про райский коммунизм для простаков-пролетариев. "Сказка — ложь", а вот урок оказался на деле более чем печальным и для России, и для русской древней столицы.

 

Разрушение Священной Москвы

"Не доверяй чужеземником своея чести.

Да не наполнят чужницы твоих сил.

Иначе труды твои окажутся в чужем дому,

А ты будешь издыхать напоследку"

Притча Соломона (5:9-10)

(по древнему переводу).

После двух революций 1917 года и пятилетней Гражданской войны, внедрившийся в Россию интернациональный сброд из равных стран развернул в Москве, пользуясь лживой демагогией, бесчисленные грабежи вековых народных накоплений: золота, серебра, драгоценностей, художественных сокровищ в сотнях ее храмов и монастырей. Воры-грабители расстреляли при этом шабаше сотни, тысячи священнослужителей — хранителей этих народных накоплений. "А чтобы делу дать законный вид и толк", затем "спрятать концы", излишки грабежа Торгсин Троцкого переправлял по дешевке "за бугор" единородным единоверцам Европы и Америки для расплаты за помощь в захвате России и ее богатств (в США до сих пор существует магазин по продаже ценностей Эрмитажа). Были награблены миллионы и триллионы. Следом за ограблением и истреблением народа шло разрушение его святынь: в Москве уничтожили более полутысячи соборов, церквей, монастырей, колоколен, прицерковных кладбищ. Исчезли сотни старинных жилых домов, палат, дворцов, крепостных сооружений. Вал разрушений памятников Священной Москвы нарастал сразу же после переезда в нее большевистского правительства в марте I9I8 года.

Причиной разрушения храмов был сначала особый перехлест-подлог: оголтело кричали о борьбе с церковью, религиозным "мракобесием". Но многие храмы были не просто церквами, построенными только для церковных служб. Они были памятниками русской истории, возведенными в честь побед русского оружия, в память о выдающихся событиях и даже бедствиях в жизни русского народа. В памятные дни в таких храмах поминали предков - участников былых событий, свидетелей бедствий.

Таким образом, русская история не исчезала из народной памяти, ежедневных напоминаний о ней в разных концах Москвы. Разрушение таких памятников было умышленным устранением нашей истории из жизни и патриотического воспитания новых советских поколений, для духовного разложения русского народа. Это была политика абсолютно враждебная ему. Из сотен примеров кощунства, приведем наиболее гнусные.

Кремль. Советская власть в Москве началась с того, что 27 октября (8 ноября) 1917 года с Воробьевых гор был из орудий расстрелян Кремль. Снаряды попали в Успенский собор, ц. 12 Апостолов, Чудов монастырь, в ц. Петра и Павла Николаевского дворца, Патриаршую ризницу, Беклемишевскую башню... Охранявшие Кремль юнкера, пожалев расстреливаемые святыни, сдали его революционерам, — за что сами юноши были все расстреляны ими.

— Спас на Бору (снесен в 1933 г., имел 9 золотых глав) — древнейший по появлению храм Москвы, основанный в середине ХII века князем Юрием Долгоруким. С XI века — собор домового великокняжеского Спасского монастыря и потому — место захоронений жен Ивана Калиты, Симеона Гордого, матери Дмитрия Донского, а также святителя Стефана Пермского — крестителя Пермской земли (пам. присоед. Северного Приуралья).

— Чудов мон-рь (снесен в 1929 г., имел 13 золотых глав) — центр просвещения с древнейшей рукописной библиотекой-хранилищем (сожжена на Ивановской площади посреди Кремля). Собор Чуда Архангела Михаила — памятник вытеснения подворья ордынских ханов из Кремля в 1365 г.; 10-главая ц. Благовещения Б-цы и Алексея Митрополита — храм усыпальница святого; ц. Андрея Первозванного — памятник о стрелецком бунте 1682 г. Ныне на месте мон-ря — пустырь.

— Вознесенский мон-рь (снесен в 1929 г.) — основное место захоронений царственных женщин: великих княгинь, княжен, царевен, цариц,

— В те же годы были снесены (далее — "сн") ц. Константина и Елены — поставлена в память об уничтожении 24 тыс. московских жителей после Тохтамышева погрома Кремля в 1382 г., ц. Благовещения на Житном дворе, Николаевский дворец, памятник императору Александру II и др.

Китай-город. В I933-38 гг. разобраны стены и башни этой второй после Кремля крепости Москвы 1538 года, а внутри нее снесены:

— Казанский собор (сн. в 1936 г.) — пам. освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, отражения экспансии католической Европы в Смутное время нач. ХVII в.

— 4 часовни возле Спасских и Никольских ворот Кремля (сн. 1930 г.) — были поставлены в честь победы над Наполеоном как "послы-представители храма Христа Спасителя на Красной площади.

— Воскресенские ворота и часовня Иверской Б.М. (сн. 1929 г., ворота в 1931 г.) — пам. связей с Афоном, победы в 1812 г.

— Собор Никола Старый (сн. 1935 г.) — памятник связей с Грецией, греческой православной церковью.

— ц. Владимирской Б.М. (сн. 1934 г.) — памятник спасения Москвы от нашествия Тимура в 1395 г., крымцев в 1480, 1512 гг.

— ц. Николы Мокрого (сн.1951 г.) — древнейший по появлению храм Поречья на Рыбном торгу (в Зарядье).

— Час. Спаса Смоленского (сн.1938 г.) — пам. возвращения Смоленска.

— Разрушены тогда же уникальные цц. Николы Большой Крест (1934 г.), Троицы в Полях (1934), Николы Москворецкого (1938), Ипатия (ныне здесь здание ЦК КПСС), а также памятные часовни: Афонская Богоявленского мон-ря (1929), Сергия Радонежского с Ильинскими воротами (1927, ворота 1933 г.), Спаса с Москворецкими воротами (1938), Боголюбской Б.М. с Варварскими воротами (1928).

В Белом городе снесены наиболее значимые памятники:

— Храм Христа Спасителя (взорван в 1931 г.) — памятник победы над европейскими полчищами Наполеона, строился на общенародные средства.

— ц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду (сн.1932 г.) — памятник победы над Наполеоном — предшественник храма Христа Спасителя.

— ц. Николы Стрелецкого (1932) — общий воинский памятник московского стрелецкого войска.

— ц. Гребневской Б.М. на Лубянке (сн. в праздник I мая 1935 г.) и ц. Николы в Гнездниках (1930) — памятники присоединения Новгорода.

— ц. Введения на Лубянке (1924 г.) — памятник присоединения Пскова, освобождения Москвы в 1612 г. ополчением Минина и — ц. Николы в Хлынове (1936) — памятник присоединения Вятки.— ц. Кира и Иоанна на Кулишках (1934) — памятник связей с православной Сербией, было подворье с час. Саввы Сербского.— Час. Александра Невского на Охотной пл. (1922) — пам. освобождения православных болгар от турок в 1878 г.— в Сретенском мон-ре цц. Марии Египетской, Николы (1930) — памятники победы на Куликовом поле, заступничества от Тамерлана в 1395 г.— собор Воздвиженского мон-ря (1934) — памятник отражения набега поляков в Смутное время на Арбатские ворота. — ц. Бориса и Глеба на Арбате (1930) — в память того же события.Среди гражданских памятников — уникальные каменные палаты Голицыных в Охотном Ряду конца ХVII века, здания по Воздвиженке, Тверской.Снесены уникальные храмы-памятники — ближайшее "ожерелье" Кремля цц. св.св. Ржевской Б.М. (1929), Похвалы в Башмакове (1932), Знамения на Знаменке (1931), Тихона у Арбатских ворот (1933), Дмитрия Солунокого (1933), Георгия на Дмитровке (1931) рядом ц.Казанской Б.М. (1935), Алексея Митрополита на Глинищах (1934), Сергия Радонежского на Дмитровке (1935), Рождества в Столешниках (1928), Варсонофиевский мон-рь (1931), Златоустовский мон-рь (30е гг.), ц.Флора и Лавра (1935), Успения в Котельниках (1936), Спаса в Глинищах (1931), Смоленской Б.М. у Хитрова рынка (1932) и мн. др.В Скородоме снесены. — Сухарева башня (сн.1938) — памятник оборонного зодчества, здесь была первая математическая и навигационная школа (предш. Морской акад.), первый театр с иностранными актерами. — ц. Трех Святителей у Красных ворот (снесены в 1927 г.).— ц.Воскресения в Монетчиках (1934) — пам. победы над Наполеоном.— Страстной мон-рь (1937) — памятник связей с Украиной. — Ермолая на Козьем болоте (1932) — пам. о Смутном времени и патриархе Гермогене. — ц.Спаса в Чигасах в Мокеевой слободке (ок.1930 г.) — пам. о стрелецком бунте кон. ХVII в. — Триумфальные ворота 1826 года у Белорусского вокзала — памятник победы над Наполеоном, в честь встречи русских победных войск. Ныне перенесен на Поклонную гору, откуда в Москву вступали французские войска Наполеона (!?). Снесены уникальные воинские храмы-памятники, построенные преимущественно в ХVII веке на средства московских стрельцов: цц., Воскресения Словущего (1934), Успения в Семчиинком (1934), Троицы в Зубове (1933), Покрова в Левшине (1930), Спаса на Убогих домах (1930), Троицы на Арбате (1930), Николы Явленого на Арбате (1931), Иоанна Предтечи в Кречетниках (1930). Николы на Курьих ножках (1934), Ржевской Б.М. на Поварской (30-е гг.), Бориса и Глеба на Поварской (1936), Рождества в Кудрине (1931), Георгия на Всполье (1933), Воскресения Словущего на Малой Бронной (1938), Спиридония на Козьем болоте (1932), Рождества Христова в Палашах (1937), Благовещения на Тверской (1929), Пимена в Старых Воротниках (1932), Николы в Драчах (1937), Сергия в Пушкарях у Трубы (1935), Спаса в Пушкарях на Сретенке (193О), Панкратия близ Сухаревой башни (1929), Харитония в Огородниках (193О), Николы в Воробьине (1932), Покрова на Воронцовом поле (1932), Николы в Кошелях (1937), Козьмы и Дамиана в Кузнецах (1936), Воскресения в Гончарах (1932) и мн др. в Замоскворечьи: — Воскресения Словущего в Монетчиках (30-е гг.), Никиты в Толмачах (30-е гг.), Параскевы Пятницы на Пятницкой (1935), Покрова в Голиках (1930), Иоакима и Анны (кон. 60-х гг.), Казанской Б.М. у Калужских ворот (1932), Козьмы и Дамиана в Нижних Садовниках (1932), Николы в Пупышах (1932) и мн. др. По всей Москве было разрушено множество кладбищ-некрополей. Активно и умышленно уничтожалась память о предках москвичей, об ушедших поколениях русского народа. По подсчетам П. Паламарчука (“Сорок Сороков”, 1992 г.) из 848 храмов и 78 часовен, существовавших до революции, при Советской власти было разрушено 433 храма и 60 памятных часовен, причем до 1990 г. были еще закрытыми (из руинированных, но сохранившихся) 263 храма и 15 часовен. В Кремле было разрушено 17 церквей.

К середине 30-х годов к старой "культовой" причине разрушений памятников-храмов добавилась новая — "градостроительная". В 1935 году, под руководством Лазаря Кагановича был разработан Генеральный план реконструкции Москвы. На древний город был наложен грандиозный транспортно-развязочный узел, с "красными линиями", зарезающими старинную уличную застройку (подтвержден проектами 1961 и I971 гг.). К Кремлю должны были пробить 15 широких тупиковых проспектов-радиусов, а вокруг него, сначала нулевое кольцо, затем первое разгрузочное кольцо по трассе Бульварного полукольца и в Замоскворечье. Древний город расчленялся, дробился на части и исчезал под новой застройкой сверх огромной транспортной воронки.

Намечалось при этом сохранить только Кремль, и то лишь со спекулятивной целью: его минимум памятников архитектуры "тыкать в нос", пропагандистки прикрывая факт разрушения Священной Москвы. Ведь все в Москве грабилось, взрывалось, расчленялось и трансформировалось для того, чтобы стереть древнерусскую Златоглавую столицу с лица земли. Других, адекватных этому факту объяснений сегодня нет. А созданную транспортную воронку внутри строящегося ныне третьего транспортного кольца безумцы намерены консервировать как верную "транспортную пробку" в центре радиального мегаполиса XXI века. Консервируется и режим загнивания старого города, его земли, грунтовых вод под воздействием газов, радиации, химии,.., превышающих здесь предельно допустимые нормы в 8-10 раз.

Есть ли выход из создавшегося "тупикового" положения, когда градостроительный монстр продолжает расти, а его транспорт закупоривает улицы и площади древнего центра?!

(Продолжение следует)

Геннадий Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть первая
  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть вторая
  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть третья: Москва священная
  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть пятая. Возрождение

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"